Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Как Британия создала внутри страны особую культуру бесправия

Революционных событий в Британии не произойдет никогда. Просто потому, что Соединенное Королевство – это цитадель несправедливости, возведенной в норму, где самосознание народа формировалось в условиях полной безысходности.

10 комментариев
Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Неизбежный отказ от цифровой зависимости будет болезненным

Российское общество (в котором, согласно социологическим опросам, на цифровую зависимость жалуется уже каждый второй) заинтересовано в том, чтобы вычищение цифры из быта началось уже сейчас. Выглядит фантастикой? Да, пожалуй. Но ведь когда-то и опиум по рецепту был фантастикой.

22 комментария
Владимир Можегов Владимир Можегов Почему не встретились величайший русский поэт и величайший русский святой

Неужели величайший святой Серафим Саровский и величайший поэт Александр Пушкин в момент высшего раскрытия своих творческих сил сошлись сквозь века и астрономические пространства духа лишь для того, чтобы разминуться на ста километрах пространства земного? Не была ли провидению угодна эта встреча?

37 комментариев
30 октября 2020, 10:32 • Вопрос дня

Почему радикальные исламисты отрезают «неверным» головы?

Почему радикальные исламисты отрезают «неверным» головы?
@ Panoramic/Global Look Press

Tекст: Геворг Мирзаян

Отрезание голов позиционируется исламскими экстремистами как соответствующий Корану способ казни, в том числе предателей и неверных. С точки зрения же современных информационных технологий такой вид убийств служит двум важнейшим целям радикалов: террору и пропаганде. 

Обезглавливание – стандартный метод казни в рамках средневекового исламского права, опирающийся на строчки Корана. Именно так, например, пророк Мухаммед казнил мужчин еврейского племени Бану Курайза, которое сначала заключило с мусульманами договор, а потом предало их в тот момент, когда противники Мухаммеда осадили Медину. «Всего их было 600 или 700, хотя некоторые называли цифру 800 или 900», – говорил о численности обезглавленных Абу Бакр Мухаммад ибн Иcхак, автор самой ранней биографии пророка Мухаммеда.

Несмотря на то, что Средневековье давно прошло, некоторые современные мусульманские государства придерживаются правил и обычаев той эпохи. Поэтому обезглавливание до сих пор применяется и в них (например, в Саудовской Аравии, где человека могут убить не только за убийство или изнасилование, но и за смену религии). Однако на поток такой способ казни поставили именно исламистские группировки. Некоторые из них – например, «Аль-Каида*» или «Исламское государство*» (запрещенные в РФ террористические организации) – создают и выкладывают в Сеть множество видеозаписей с обезглавливанием «неверных». Метод часто применялся боевиками в той же Чечне. Однако первым таким видео, о котором узнала вся западная публика, стала демонстрация казни американского журналиста Дэниела Перла, похищенного пакистанскими террористами в 2002 году.

Наибольшее распространение практика обезглавливания имела в нулевые годы, однако затем в середине 2010-х (после появления ИГ, чей информационный отдел пользовался всеми достоинствами интернета) пошла новая волна. Причем снимались как видео с обезглавливанием одного человека, так и групповые казни (например, 21 египетского христианина-копта в Ливии).

У этой продукции было два предназначения – террор и пропаганда.

Террор достигался посредством демонстрации мучительности казни. Жертве стали не просто отрубать голову одним ударом, а фактически перерезали ее – сама жертва находилась при этом в сознании, причем зачастую смотрела на камеру или мимо нее (то есть видны были глаза умирающего). Сама мучительность и демонстративность этой казни, по мнению террористов, должна была вызвать чувство животного ужаса у тех, кто является врагом распространяемой террористами фундаменталистской идеологии. Ужаса, который должен подавлять желание сопротивляться радикальному исламу или даже хотя бы как-то критиковать воззрения террористов.

У тех же, кто им сочувствует, она вызывала чувство сопричастности. Психологи утверждают, что видео с обезглавливанием – учитывая ту гамму эмоций, которое оно вызывает – может иметь на человека эффект сродни просмотру порнографии. А именно: создавать психологическую и эмоциональную зависимость с желанием повторить то, что сделано на экране, в реальной жизни.

Даже интернет – важнейший институт мультикультурализма – используется как инструмент для такого радикального воспитания, поскольку молодые люди получают доступ к выступлениям фундаменталистски настроенных проповедников и становятся жертвами пропаганды исламистов (элементом которой являются те же самые видео с отрезанием голов). Неудивительно, что во Франции многие из воспитанных в гетто мусульман противопоставляют себя французскому государству и западной цивилизации в целом. Считают свое общество угнетаемым, а себя – бойцами сопротивления. Возможно, поэтому Франция стала крупнейшим из всех стран Западной Европы поставщиком боевиков в ИГ.

Сейчас, когда ИГ разгромлено, потенциальные французские джихадисты ищут применение своим навыкам и желаниям на территории самой Пятой республики. И когда в мусульманской общине стала распространяться новость о том, что какой-то учитель Сэмюэль Пати оскорбляет пророка Мухаммеда, один из таких джихадистов пошел и отрезал ему голову. В назидание другим оскорбляющим и как пример другим «верующим».

Более того, этот человек не получил должное осуждение в мусульманской общине своей страны. Позиция французских мусульман была, мягко говоря, двойственной. «Если говорить с отдельными людьми, то они осудят теракты на почве ненависти к несогласным. Но когда эти люди находятся в социальной группе, их мнение резко меняется. Давление со стороны окружения (например, страх подвергнуться критике в мечети) приводит к тому, что о критике исламских террористов больше не идет речи. Мы слышим, что несогласные заслужили свою смерть за оскорбление ислама», – пишет польская «Газета Выборча».

Двойственную позицию заняли и те, для кого важно быть в тренде настроений исламской общины – мусульмане из числа лидеров общественного мнения (как Франции, так и других стран), а также лидеры мусульманских государств. Они комментировали преступление фразами «он неправ, но...» – и дальше объясняли, что жертва была сама виновата в том, что демонстрировала карикатуры на пророка Мухаммеда. 

В России Духовное управление мусульман призвало верующих соблюдать принципы мирного сосуществования представителей разных религий и сторониться провокаторов. «Преступные деяния самозваные «защитники ислама» проводят под лозунгами защиты религии. <...> Так как террористы своими атаками нарушают закон, преступают границы дозволенного, убивают мирных граждан и угрожают спокойствию в обществе – их необходимо судить по законам государства, гражданами которого они являются. Никакая апелляция к их вероисповеданию и их религиозности, оговорки о том, что они «мстили» за религию – неприемлемы и ничтожны перед лицом закона, который они преступили», – говорится в обращении.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ