Сергей Лебедев Сергей Лебедев Почему мир еще очень далек

Большинство политиков всегда вынуждены ориентироваться не столько на внешнюю аудиторию, сколько на внутреннюю. Возможная смута или заговор обычно пугают больше, чем наступающая армия. В этом-то и проблема с переговорами по украинскому кризису.

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Не нужно обесценивать подвиг родительства

Святой и прекрасный подвиг родительства нужно прославлять и поддерживать, к матерям и отцам относиться как людям, несущим важнейшее общественное служение. Но к нему не нужно пытаться вынуждать грубым давлением или, тем более, угрозами.

23 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Каким может быть статус буферных зон

Если буферная зона будет создана по всей границе России с Украиной, то в нее попадут районы Харьковской, Сумской, Черниговской, Днепропетровской и Николаевской областей. Это сотни и сотни тысяч людей. Что с ними будет?

17 комментариев
24 мая 2025, 20:01 • В мире

В Прибалтике пошли на хитрость против ненавистников русского языка

В Прибалтике пошли на хитрость против ненавистников русского языка
@ REUTERS/Ints Kalnins

Tекст: Никита Демидов

В Латвии проходит предвыборная кампания перед выборами в муниципалитеты, назначенными на 7 июня. Загнанные в угол русские партии отчаянно сражаются с теснящими их со всех сторон националистами. Власти заранее выбили из рук у русских партий главное их оружие – возможность вести работу среди русскоязычного электората на родном для них языке. И тут на помощь русским партиям пришел … болгарский язык.

Запретить политическую агитацию на русском языке – это для националистов Латвии была одна из задач, следующих по степени приоритетности после запрета русских школ. Впервые еще в 2018 году радикальная партия «Национальный блок» подала в парламент законопроект, разрешающий агитацию только на государственном – латвийском – языке. Многие представители латышской политэлиты восприняли данную инициативу с восторгом, однако в тот раз довести ее до воплощения не удалось из страха перед международными судами. Ведь предложенные «Нацблоком» поправки противоречили 10-му пункту Конвенции о правах человека, гласящему, что каждый имеет право свободно получать и распространять информацию.

Однако «Нацблок» проявил настойчивость – он вновь и вновь выдвигал свой законопроект. Окончательно довести его до стадии принятия удалось лишь летом 2023-го – и здесь националистам, как и в случае с окончательным запретом русских школ и сносом советских памятников, помогло «окно возможностей» в виде охватившей ЕС после начала российской СВО на Украине русофобии.

Отныне законом в Латвии установлено, что предвыборная агитация и агитационные материалы, которые размещаются в радиопередачах и телевизионных программах, в публичных местах, в периодических изданиях, бюллетенях, книгах и других печатных изданиях, должны быть на государственном языке. Также установлено, что и оплаченная агитация, размещенная в интернете, тоже должна быть на госязыке.

К слову сказать, наступление на русский язык продолжается и по сей день – его буквально каленым железом вытравливают из общественного пространства. 15 мая тот же «Национальный блок» зарегистрировал в Сейме законопроект, по которому в бывших русских школах ученикам хотят запретить пользоваться родным языком даже в процессе неформального общения. «Это позорная охота на язык, который остается родным для десятков тысяч детей. Если документ утвердят, с 1 сентября 2025 года школы будут обязаны пресекать любое использование русского языка – на линейках, в объявлениях, в разговорах, в песнях, на переменах», – поясняет депутат горсобрания Риги Инна Дьери (член оппозиционной партии «Суверенная власть»).

Русский язык стремятся добить не только в школах, но и в медицинских учреждениях. В прошлом году парламент принял закон, по которому пациенты, которые хотят общаться с врачами на русском, обязаны за свой счет приводить переводчика. «Сын ушиб палец, приехали в детскую больницу сделать рентген. Все красивое, новое. Но по-русски с детьми уже никто не разговаривает. Были летом с травмой, все еще было по-другому», – свидетельствует Дьери. Депутат подчеркивает, что «нацики» хотят окончательно сломать русскую общину, заставить ее замолчать и привить ей стыд за саму себя.

Что касается запрета на политическую агитацию на русском языке – он сильно бьет по русским партиям, лишая их значительной доли электората. В том же Даугавпилсе (бывший Двинск) испокон веку латышей было очень мало, город всегда общался на русском.

Для политиков самым перспективным электоратом всегда являются пенсионеры, а многие пожилые люди в Даугавпилсе латышским либо не владеют полностью, либо знают его на минимальном уровне. Он им был не нужен, ибо они всю жизнь провели в родной русскоязычной среде, а самые свирепые гонения на русский начались лишь в последние годы. Это немалая часть электората, от которой русским партиям в условиях, когда каждый голос на счету, отказываться никак нельзя.

В прошлом году оппозиционная партия «Согласие» постаралась убрать запрет на русскоязычную агитацию через Конституционный суд Латвии. В «Согласии» подчеркнули, что оспариваемая норма является «абсолютным нарушением основных принципов конституции – ограничения свободы слова и запрета на цензуру». Суд отклонил этот иск, утверждая, что «расширение влияния России в информационном пространстве Латвии и растущие риски безопасности создают необходимость» ограничить использование русского языка.

Однако русские партии обнаружили в законе лазейку. Когда националистическое большинство приняло запрет на русскоязычную агитацию, в соответствующих поправках указывалось, что в период агитации перед выборами в Европарламент или в самоуправления агитационные материалы могут содержать перевод на официальные языки государств – членов Евросоюза. Причина этих послаблений понятна – закон допускает участие в этих выборах граждан других государств ЕС, проживающих в Латвии. А вот в выборах в латвийский парламент они участвовать уже не могут, поэтому там таких поблажек не предусмотрено.

Но когда депутаты Сейма принимали такое решение, они не учли, что один из языков ЕС – болгарский. Это славянский язык, использующий кириллицу и очень похожий на русский.

Первыми это использовали в русской оппозиционной партии «Стабильность», возглавляемой парламентарием Алексеем Росликовым. Действительно, нельзя понять, написаны ли слова «равенство», «братство», «сила» и фамилия «Росликов» на русском или на болгарском. И партия «Стабильность» начала использовать эти слова на своих предвыборных плакатах.

Затем придуманным Росликовым ноу-хау воспользовались партии «Русский союз Латвии», «Объединение младолатышей» и «Суверенная власть», сформировавшие в преддверии этих выборов единый список. И в последнее время по тому же Даугавпилсу распространяются листовки с надписями «Работа», «Ветеран = Победа», «Достоинство», «Пенсии», «Традиции».

Это ноу-хау быстро отследили и госчиновники – и оно им решительно не понравилось. «Похоже, что болгарский язык будет использоваться для имитации языка, который не разрешен для платной агитации. Возможно, не в таком большом объеме, но в некоторых случаях он будет использоваться», – недовольно заявил глава Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Екабс Страуме.

Однако болгарский – один из официальных языков Евросоюза и запретить его использование в Латвии, одной из стран ЕС, невозможно, так как это чревато слишком сильным скандалом.

Кроме того, обращение в Конституционный суд оказалось не совсем уж бесполезным. Отвечая на вопрос, допускается ли агитация на русском языке в соцсетях, судья Вероника Круминя сказала, что «ключевое, является ли агитация оплаченной». Таким образом, выявилась еще одна лазейка, которой русские политики усердно пользуются. Они агитируют за себя в соцсетях на родном языке – а на все претензии отвечают, что это вовсе не агитация, а всего лишь неформальное общение с подписчиками. К тому же это общение никем не оплачивается – значит, и вопросов возникать не должно.

Сейчас резко сократилось количество платной рекламы русских партий в печатных СМИ, на радио и телевидении. Вот там запрет действительно обойти уже никак невозможно. А размещать рекламу на латышском языке особого смысла нет – все равно в таком виде она достигнет главным образом лишь латышской аудитории и …никакого влияния на нее не окажет. Латыши будут голосовать за свои латышские партии, а все они в той или иной степени националистические, вопрос лишь в степени оголтелости.

Единственное исключение – имеющая хорошие рейтинги в Риге партия «Латвия на первом месте», возглавляемая бывшим министром путей сообщения Айнаром Шлесерсом, фанатом нынешнего президента США Дональда Трампа. Шлесерс – представитель латышских прагматиков, старательно затиравшихся все последние годы националистами. Пока еще это было можно, он ратовал за добрососедство с Россией (сейчас за такие лозунги латышского политика могут объявить предателем), а сейчас обещает в случае взятия власти в Риге хотя бы ослабить этнический гнет русских.

В целом можно отметить, что русские партии Латвии и русские избиратели начинают постепенно выходить из оцепенения, вызванного ударами последних лет.

«Русскоязычный избиратель не то чтоб ожил, но, упав на дно в 2019–2023 годах, начал как-то выживать в новой реальности. Уж как умеет. Признаки маргинализации имеются, но как могло быть иначе? А вот на латышском фланге – тоска. И знаете, в чем главная причина? Не сложилось полноценной оппозиции, апеллирующей именно к латышскому избирателю. Какой выбор у гражданина, который к власти критичен, но за Шлесерса, а тем более за всех этих русских голосовать не хочет? Даже те, кто надувают щеки, пытаясь играть роль оппозиции – уже были во власти», – пишет рижский политолог Данута Дембовская.

По ее словам, латышам предлагают проголосовать за много раз перетасованную колоду одних и тех же персонажей. Политолог добавляет, что в Латвии сейчас дефицит людей наблюдается не только на рынке труда, но и на политическом. «Плохо с самым главным ресурсом – человеческим. Если недавно мы сетовали на то, что под каждые выборы создается некий политический проект-однодневка, которая становится "прокси" теряющей популярность власти, то есть подозрение, что теперь человеческого ресурса даже на это может не хватить», – заключает специалист.

Пока сложно утверждать, что на фоне кризиса латышских политических партий открываются перспективы некоего «русского реванша». Но первые проблески света в беспросветной еще недавно тьме появились.