Как превратить национальный мессенджер в суперсервис
30 июня 2025, 09:20 Мнение

Как превратить национальный мессенджер в суперсервис

Россия – не первая страна, идущая по пути интеграции цифровых сервисов под крылом государства. Пожалуй, самый яркий пример госмессенджера, ставшего суперприложением – китайский WeChat.

Глеб Простаков Глеб Простаков

бизнес-аналитик

Вопрос о создании российского мессенджера давно витал в воздухе. Приключения Павла Дурова во Франции и периодические проблемы с доступностью Telegram, скандал вокруг конфиденциальности переписки в WhatsApp* еще больше укрепили власти в решении создать что-то свое. Впрочем, подписанный президентом закон о создании «многофункционального сервиса обмена информацией» идет куда дальше простого приложения для обмена сообщениями.

Речь о цифровом сервисе, который объединит в себе государственные, финансовые и коммерческие сервисы с юридически значимым функционалом цифровой подписи. Обсуждается, что сервис может быть создан на базе мессенджера Max, разработанного компанией VK.

Россия – не первая страна, идущая по пути интеграции цифровых сервисов под крылом государства. Пожалуй, самый яркий пример госмессенджера, ставшего суперприложением – китайский WeChat. Он объединяет в себе платежи, соцсети и госуслуги, при этом жестко контролируется властями. Однако успех WeChat обусловлен специфическими для Китая факторами. WeChat развивался в условиях, когда западные мессенджеры были заблокированы или слабо представлены в КНР. Там официально недоступны Facebook*, WhatsApp и Telegram. В России же Telegram уже занял нишу основного мессенджера, причем без нажима государства. В сфере платежей существуют удобные сервисы СБП и множество банковских приложений. Без WeChat в Китае нельзя оплатить проезд, купить еду, записаться к врачу или оплатить коммунальные платежи. Такой уровень монополизации точно не про конкуренцию. В России уже есть развитые сервисы (бронирование, медицина, доставка), обеспечивающие высокие стандарты качества.

Так или иначе, новый мессенджер изменит цифровой ландшафт страны. Среди очевидных плюсов – снижение бюрократии. Запись к врачу, подача заявлений, судебные уведомления, штрафы в одном месте. Частично это уже реализовано «Госуслугами». Единая идентификация – больше не нужно подтверждать личность в каждом сервисе. Ускоренные платежи – переводы между пользователями без комиссий.

Кому-то может не понравится автоматическое списание налогов и штрафов (переход на цифровой рубль это ускорит), но на другой чаше весов – эффективное исполнение судебных решений. Тут главное, чтоб без перегибов.

В сухом остатке, национальный мессенджер откроет новые возможности для цифровизации страны. Единые стандарты сервисов могут легко масштабироваться в регионы, не все из которых наслаждаются удобствами сервисной инфраструктуры Москвы или Санкт-Петербурга.

Создавая новый суперсервис, важно сохранить баланс между удобством и свободой выбора. Его успех во многом будет зависеть от его функциональности, безопасности и открытости для интеграции с другими платформами. Китайский опыт показывает, что тотальная интеграция цифровых сервисов возможна, но российский контекст требует более гибкого подхода. Главное – чтобы развитие национального мессенджера не привело к излишней централизации, а стало инструментом, действительно облегчающим жизнь людей. В конечном счете его востребованность определит удобство, надежность и доверие пользователей.

* - организации принадлежат компании Meta, чья деятельность признана в России экстремистской и запрещена