Наталья Потемкина Наталья Потемкина Ценой аполитичности может стать потеря родины

Согласно концепции миграционной политики России на 2026-2030 годы, в числе прочего в РФ создадут условия для возвращения из-за рубежа жителей Донбасса и Новороссии, покинувших свои дома до и во время СВО. После нищенских пособий, рабской работы, тычков и оскорблений от местных захотят вернуться многие, но смогут не все.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Легализация «легких» наркотиков всегда ведет к тяжелым последствиям

То, что не причиняет очевидного вреда другим, не следует и запрещать – в этом была идея. Человек не имеет каких-то священных обязательств перед другими; его жизнь – только его, и кто вы такой, чтобы указывать ему, как ей распоряжаться?

12 комментариев
Сергей Лебедев Сергей Лебедев Европа вооружается, потому что не может воевать

Европейским странам необходимо любым способом удержать контингент США на континенте, так как альтернатива – жесточайший внутриполитический кризис, связанный с возвращением к призыву в армии.

2 комментария
24 сентября 2025, 14:40 • В мире

Китай заставил Польшу открыть дорогу в Европу

Китай заставил Польшу открыть дорогу в Европу
@ Виктор Толочко/РИА Новости

Tекст: Станислав Лещенко

Всего две недели продержала Польша полностью закрытой границу с Белоруссией. Уже в ночь на 25 сентября железнодорожный транзит по гигантской ж/д магистрали через всю Евразию будет снова открыт. Что заставило Варшаву пойти на попятную и почему перед нами не только пример русофобии, но и эпизод глобального противостояния между Китаем и США?

Когда правительство Польши, воспользовавшись в качестве повода российско-белорусскими учениями «Запад-2025», закрыло границу с Белоруссией, данный шаг затронул отнюдь не только эти две страны – событие повлекло за собой крупные геополитические последствия. Оказался перекрыт торговый маршрут, по которому перевозилось 90% железнодорожных грузов между Китаем и Евросоюзом. На коридор между Польшей и Белоруссией, по данным издания Politico, приходится 3,7% всей торговли между ЕС и Китаем. Это относительно небольшая, но важная часть торгового оборота, осуществляемого между Поднебесной и ЕС.

В частности, данный маршрут был особенно критичен для популярных китайских торговых платформ Temu, Shein и AliExpress. Они обеспечивали доставку товаров в Европу за двенадцать-четырнадцать дней (а экспресс-доставка и вовсе занимала от четырех до одиннадцати дней). Для сравнения: если бы потребовалось везти эти товары морем, то потребовалось бы от тридцати пяти до сорока дней.

Иными словами, благодаря белорусско-польскому транспортному коридору покупатели стран ЕС оперативно получали потребительские товары по китайским ценам. Для китайских платформ электронной коммерции это стало ключевым преимуществом. Недаром в Пекине называли железнодорожный экспресс Китай – Европа «флагманским проектом» сотрудничества с ЕС. Последовательное расширение этого сухопутного маршрута должно было обеспечить экспансию китайских производств на европейском рынке.

Поэтому закрытие польской границы было воспринято в КНР очень болезненно. Естественно, в Пекине захотели точно знать: как долго Варшава намерена блокировать проходящий через ее территорию транзитный маршрут? Однако поляки с самого начала выставили максимально расплывчатые условия. «Чтобы граница была полностью открыта, с обеих сторон должен быть мир», – неопределенно заявил польский министр иностранных дел Радослав Сикорский.

Была некоторая надежда на то, что Польша вновь откроет границу после завершения учений «Запад-2025». Однако учения завершились 16 сентября, а граница так и оставалась на замке.

Выдвигались предположения, что выходка Польши была предпринята ею не вполне по собственной инициативе: не обошлось без советов заокеанского «большого брата».

Как отмечает Politico, Вашингтон, с которым у Варшавы при администрации Дональда Трампа сложились тесные отношения, имеет вполне определенную позицию по поводу китайского транзита в ЕС. Бывший глава Службы внешней разведки Польши Петр Кравчик заявил изданию, что «почти уверен» в удовлетворенности США закрытием данного маршрута, поскольку это усиливает давление Вашингтона и на Евросоюз, и на Китай. Кстати, в эту схему укладывалась бы и недавняя конфискация в Греции китайских контейнеров на сумму 250 млн долларов.

В этом контексте возникла дискуссия насчет обходных маршрутов, которые КНР может активизировать, если польское «окно» так и останется «заколоченным». Одними дискуссиями дело не ограничилось: 22 сентября китайцы отправили по российскому Северному морскому пути контейнеровоз Istanbul Bridge в рейс из порта Нинбо-Чжоушань в британскую гавань Филикстоу. Планируется, что все путешествие займет не более восемнадцати суток. Судно идет в сопровождении российских ледоколов – предполагается, что такие рейсы станут регулярными.

Но одновременно с поиском обходных путей Пекин предпринял и активные действия, направленные на то, чтобы разблокировать польский маршрут. Досаду китайского руководства понять можно, ведь выходка Варшавы обернулась приостановкой железнодорожных грузоперевозок между Китаем и ЕС объемом 25 млрд евро в год. За те две неполных недели, когда граница была закрыта, на ней скопилось более 130 китайских поездов с товарами на миллиарды евро.

Китайский министр иностранных дел Ван И провел трехчасовые переговоры с польским коллегой Радославом Сикорским. Сразу они к результату не привели, однако и в последующие дни, судя по всему, Пекин поддерживал оживленный диалог с Варшавой. Примечательно, что 22 сентября Минск посетил член Постоянного комитета Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, секретарь Центральной комиссии по проверке дисциплины КПК Ли Си. Он провел теплую встречу с президентом Александром Лукашенко и, видимо, заверил его, что вопрос с Польшей решается.

Судя по всему, китайцам удалось изыскать необходимые аргументы: польский премьер-министр Дональд Туск сообщил, что в ночь на 25 сентября его страна вновь откроет пограничные переходы на границе с Белоруссией. По словам Туска, завершение учений «Запад-2025» снижает «уровень различных угроз», поэтому, «руководствуясь экономическими интересами, правительство решило открыть границу». Ожидается, что возобновится движение через те два наземных погранперехода, что действовали до 12 сентября, а также по железной дороге.

«Я думаю, что китайская сторона подействовала на правительство Польши, что привело к быстрому открытию границ.

– заявил газете ВЗГЛЯД политолог-полонист Станислав Стремидловский. – Тем более, что у Варшавы исчез повод держать их дальше закрытыми – учения «Запад-2025» прошли спокойно, на них присутствовали наблюдатели из США. Соответственно, не было никакого внешнеполитического смысла продолжать держать границу закрытой».

По словам эксперта, в польской правящей элите нет согласия относительно того, как вести себя с Китаем. «Но многим полякам однозначно хочется иметь серьезные отношения с КНР. Как раз недавно Польша и Китай подписали соглашение, которое открывает путь к возобновлению поставок польской курятины на китайский рынок, прерванных год назад вспышкой птичьего гриппа. Возможно, Польша пошла на уступки в вопросе границы еще и потому, что не желает лишиться этого рынка».

Китай для Польши интересен еще и как партнер, который не относится к коллективному Западу. То есть это возможность диверсифицировать польскую политику. «С Китаем Польше гораздо проще, чем со своими соседями: китайцы далеко, территориальных споров с ними нет, проблемой безопасности для Польши они не являются. И это серьезный центр силы в мире, а Польша любит прислоняться к сильным мира сего», – не без иронии говорит политолог. По его словам, в Варшаве не могли не заметить и то, что в последнее время Вашингтон налаживает диалог с Белоруссией.

Дополнительным аргументом, по словам Стремидловского, для правительства Дональда Туска могло послужить недовольство польского бизнеса.

«Очень много польских предпринимателей, особенно тех, которые занимаются грузоперевозками, пребывали в страшном недовольстве от происходящего. Куча польских дальнобойщиков застряли на границе. А дальнобойщики – серьезная сила.

Вспомните, что не так давно польские дальнобойщики перекрывали границу Польши с Украиной, протестуя против льгот, которыми наделили украинцев в ЕС. В общем, я думаю, что премьер-министр Польши Дональд Туск решил не создавать себе дополнительных проблем», – полагает Станислав Стремидловский.

В свою очередь калининградский политолог Александр Носович в беседе высказывает предположение, что Варшава провела своего рода пробную акцию.

«Закрытие границы с Белоруссией – это была проверка на реакцию.

Польское руководство хотело посмотреть, как это будет работать, не приведет ли к каким-то эксцессам. Им давно нужен был какой-то предлог для того, чтобы выкинуть нечто подобное. Ведь у многих поляков сохраняются экономические, гуманитарные, межчеловеческие связи с Белоруссией – что очень сильно раздражает польские власти и противоречит принятому ими официальному курсу», – говорит Носович.

По его словам, к этому польскому опыту внимательно присмотрелись в странах Прибалтики: «Уже давно стало понятно, что свободу передвижения поляков, литовцев, латышей на восток начнут рано или поздно ограничивать. В Прибалтике это делается уже сейчас, но постепенно – там объявляют все новые категории населения, представителям которых запрещено ездить в Россию и Белоруссию. Поговаривают и о полном закрытии границ».

Однако, говорит Носович, закрытие границ без всякого повода могло породить резкую ответную реакцию населения в приграничье, вплоть до массовых акций протеста. Тем же литовцам ездить в Белоруссию очень выгодно экономически: там огромный ассортимент товаров, а цены намного меньше, чем в Литве и странах еврозоны, в той же Польше. Политолог не исключает, что в другой раз, когда появится следующий повод (а поляки могут сами его спровоцировать), закрытие границы с Белоруссией продлится намного дольше или станет вообще бессрочным.