Даже презирающие национализм предприниматели и глубоко русские чиновники на Украине не желали связываться с гуманитарной сферой как с малоприбыльной и не статусной. Поэтому она и оказалась в безраздельном распоряжении носителей политического украинства.
То, что новые технологии нужно применять в интересах всего общества, Запад так и не понял. Вместо последовательного расширения ареалов цивилизации человечество получило безумную гонку, в ходе которой стремительно росло богатство нескольких сотен семей Западного мира.
Саммит лидеров России и США на Аляске вывел ситуацию в отношениях мировых центров силы в новую реальность, хотя сама по себе она является неустойчивой. Чем характеризуется очередной транзит международных отношений и какие карты на руках у его участников?
«Протез не помешает мне снова взять в руки автомат»
Ветеран СВО Эдуард Бараев: Есть физические перемены, но вокруг те же люди и та же Родина
@ Из личного архива
Tекст: Антон Тройницкий
«Как очнулся после наркоза, два дня был в эмоциональном ступоре. Не мог позвонить домой, жене. Как ей сказать, что я остался без ступни? Как в семье это воспримут? Может быть, я окажусь для них обузой?» Ветеран спецоперации Эдуард Бараев рассказал газете ВЗГЛЯД, как ему удалось вернуться к полноценной мирной жизни после тяжелого ранения.
Спецоперация на Украине продолжается, десятки тысяч добровольцев каждый месяц подписывают контракты с Минобороны и уходят служить. Они приходят на место в том числе и тех, кто возвращается после СВО – завершив контракт или после ранений. Среди ветеранов СВО немало тех, кто вернулся домой с тяжелыми травмами. Иногда – с ампутациями.
Как влияют тяжелые ранения на моральное состояние вернувшихся домой бойцов? От чего в таких случаях зависит полноценное возвращение к мирной жизни? В какой степени можно рассчитывать на помощь государства и фонд «Защитники Отечества»? Как быстро приходят положенные социальные выплаты?
О своем личном опыте восстановления после ампутации газете ВЗГЛЯД рассказал житель Адыгеи, ветеран СВО Эдуард Бараев, награжденный медалью «За отвагу».
ВЗГЛЯД: Как вы жили до февраля 2022 года?
Э. Б.: Простой обыденной жизнью. Дом, семья, работа, планы.
Но вскоре после начала спецоперации я понял, что происходит что-то очень серьезное. Мне было тогда 33 года, я имел опыт срочной службы, звание младшего сержанта, умел стрелять из автомата… И я понял, что тоже должен в этом участвовать. Лучше пойти туда, чем они придут к нам. Было желание помочь своей стране. Чтобы моя семья могла жить спокойно. И я пошел в военкомат, заключил контракт.
ВЗГЛЯД: Как отреагировала ваша семья?
Э. Б.: Мне сперва не поверили, подумали, это у меня шутка такая. А потом… Это же мое решение. Просто согласились.
ВЗГЛЯД: Жена не пыталась удержать?
Э. Б.: Пыталась, но она же понимает, что смысла нет. Если человек собрался, значит, обсуждать нечего, все уже твердо решено.
ВЗГЛЯД: Куда вы попали и как начался ваш боевой путь?
Э. Б.: Шел апрель 2022 года, попал я в Запорожскую область, служил в пехоте. Довольно быстро, через полтора месяца, я был ранен и оказался в госпитале.
Э. Б.: Первое ранение было легким, осколком был задет бок и палец руки. После госпиталя я остался дома.
Однако осенью 2022 года началась частичная мобилизация, и я решил снова заключить контракт, потому что уже полностью восстановился. И в составе артиллерийского гаубичного дивизиона уехал в Херсонскую область. И там я получил второе ранение. Это была мина. Ампутация ступни, костыли...
ВЗГЛЯД: Какие мысли были в этот момент?
Э. Б.: Как очнулся после наркоза, я два дня был в эмоциональном ступоре. Ведь это уже не осколок. Даже не мог позвонить домой, жене. Как ей сказать, что я остался без ступни? Как в семье это воспримут? Может быть, я окажусь для них обузой?
В итоге я решился позвонить по видеосвязи. Жена взяла трубку, увидела, что я лежу на подушке, значит – госпиталь. Что на этот раз, спрашивает? Снова осколочное? Нет, отвечаю, кое-что похуже. Смотрю в ее глаза и думаю, как мне развернуть камеру, показать? В итоге показал… Она застыла, заплакала и потом говорит: главное, что ты живой, возвращайся домой, мы все тебя ждем.
Мне сразу стало легче. С души свалился камень. Я понял, что меня ждут. Это было очень важно.
ВЗГЛЯД: Вы всерьез опасались, что может быть как-то по-другому?
Э. Б.: Я видел в госпитале разные случаи, в том числе очень жестокие. Со мной лежали ребята тоже с ампутациями – им звонили жены, подруги и говорили, что бросают их. К счастью, меня все это миновало.
ВЗГЛЯД: Что вам больше всего помогло в возвращении к мирной жизни?
Э. Б.: Семья. Безусловно, семья. Жена и дети.
ВЗГЛЯД: Как потом проходило ваше восстановление?
Э. Б.: Меня перевели в госпиталь в Москву. Сначала месяц передвигался на коляске, потом десять месяцев на костылях. Вернулся домой, уже дома ждал протез.
Конечно, сначала все было мучительно, прежде всего эмоционально. Идешь в магазин с женой – на костылях. Хочешь взять в руки пакет, чтобы ей помочь, как всегда делал это раньше, – и не можешь! Это очень злило и давило. Я же все могу, я сильный и здоровый, если бы не эти палки… Не буду скрывать – переживал, можно ли жить с протезом. Было волнительно.
ВЗГЛЯД: Как в итоге?
Э. Б.: Можно! Я примерил протез, встал и пошел, счастливый и довольный, как раньше. Уверенно стоя на ногах. Это было замечательно!
ВЗГЛЯД: Есть какие-то ограничения при ходьбе?
Э. Б.: Абсолютно никаких.
Как сказал один мой друг, «инвалиды – они в голове». Тот, кто хочет, всегда найдет средство, кто не хочет, найдет причины.
Практически полностью восстановился. Хожу с утра до вечера, не натирает, не мешает. Я не чувствую, что в чем-то ущемлен.
ВЗГЛЯД: Протез для вас бесплатный?
Э. Б.: Конечно, все бесплатно. Три месяца в Краснодаре делали протез по меркам. Там все просто, это стандартная работа.
ВЗГЛЯД: Можно встретить жалобы на то, как с ветеранами СВО общаются чиновники, медики. Каков ваш опыт?
Э. Б.: Честно скажу – меня это даже удивляло, – но нет, ничего плохого в этом смысле со мной не происходило. Все идет автоматически – и выплаты социальные, и пенсия. Единственное, я сам ходил в военкомат, чтобы взять удостоверение ВБД (ветерана боевых действий – прим. ВЗГЛЯД). Все просто было, все справки сделали быстро.
Единственное, что в этом смысле можно упомянуть, – долго приходится ждать выплаты. У меня на все про все ушло девять месяцев. Иногда уходит почти год. На это порой люди жалуются. Но в итоге все выплачивают до копейки.
ВЗГЛЯД: Но почему так долго?
Э. Б.: Большая нагрузка на государственные структуры.
ВЗГЛЯД: Вам кто-то сообщал, что именно и сколько вам положено с точки зрения льгот и выплат? Приходилось куда-нибудь обращаться за помощью?
Э. Б.: Я особо не думал об этом.
У меня не было особых проблем, чтобы помощь просить. А потом меня само нашло местное отделение фонда «Защитники Отечества» – уточнили, сколько выплат пришло и за что именно. Так я узнал, что мне еще положены некоторые льготы и выплаты.
А еще мне как-то звонят из фонда и говорят: «Тебе медаль пришла». Честно скажу – я очень хотел медаль. Но не для себя – для сына. Моему сыну сейчас 13 лет. Медаль вручили в администрации города, было торжественно и красиво. Но самое главное – рядом стоял мой сын. Он был так счастлив в тот момент!
Вручение медали «За отвагу». Фото: из личного архива
ВЗГЛЯД: А как вас нашел фонд?
Э. Б.: Там заранее знали, что в регион прибыл ветеран с травмой, и искали меня. Теперь мы с его сотрудниками как хорошие друзья – они всегда стараются помочь. Очень много внимания. Дают билеты в театр, в цирк, на концерты. Плюс фонд еще предложил заняться спортом – и я пошел на стрельбу из лука.
ВЗГЛЯД: Почему именно этот вид спорта?
Э. Б.: С детства мечтал. Видел в телевизоре, читал в книжках, как стреляют из лука, было интересно. По сравнению со стрельбой из автомата интереснее, сложнее. К нам приехал тренер из Москвы и набрал группу.
ВЗГЛЯД: И как вам стрелять из лука с протезом? Там же надо устойчиво стоять, нужна стойка определенная.
Э. Б.: Современные протезы легкие и удобные. Ходишь – и даже незаметно, что у тебя протез. Стрельбе не мешает никак.
ВЗГЛЯД: Вы видите, как другие ветераны возвращаются к мирной жизни?
Э. Б.: Конечно. Например, я с группой ветеранов из Адыгеи ездил в августе в Ставрополь на Кубок СВО. Я представлял стрельбу из лука, один из моих товарищей – пауэрлифтинг, еще было перетягивание каната, настольный теннис и много других видов спорта. И таких, как я, приехало на эти соревнования с нашего региона человек 150–200. Кто-то без ноги, кто-то без руки, кто-то без обеих ног, на протезах – но у них в глазах нет никакой особой потери, они счастливы и живут дальше. Не запили и не плачутся.
ВЗГЛЯД: Что бы вы сказали тем, кто оказался в более тяжелом моральном состоянии?
Э. Б.: Поднять глаза, взглянуть на небо и подумать о том, чем ты жил до войны. Ничего же сильно не изменилось. Да, есть физические перемены, но вокруг те же люди, та же Родина. Надо двигаться дальше, через не могу.
ВЗГЛЯД: Чем вы занимаетесь теперь в мирной жизни?
Э. Б.: Делаю ремонт в доме. А кроме того, мы с семьей собираемся построить магазин, продавать товары для строительства. Так что цель есть, буду заниматься бизнесом. Мне 35 лет, вся жизнь впереди.
ВЗГЛЯД: Хотите сказать, что ваша жизнь как минимум не хуже той, что была до ранения?
Э. Б.: Даже лучше. Если разделить на до и после – я стал, несомненно, старше, более зрелым. И абсолютно не жалею, что воевал. Я люблю свою страну, она мне очень дорога. И для ее защиты, если вновь вдруг это понадобится, даже мой протез не помешает мне снова взять в руки автомат.
Урожай зерновых и пшеницы радует в этом году аграриев. В прошлом году засуха привела к провальному сбору. Однако в этом году урожай ожидается высоким, даже несмотря на засуху. Ситуация на рынке интересная: урожай вытягивают не традиционные зерновые регионы на юге страны, а совершенно другие. Благодаря чему удается не упасть в зерно лицом?
Подробности
Азербайджанский лидер Ильхам Алиев назвал вхождение Азербайджана в состав СССР «оккупацией» и «вторжением русской армии». Это слом того исторического подхода, которого прежде придерживались в Баку, не желая портить отношения с Москвой. Видимо, Алиев считает, что портить больше нечего – и можно пойти по пути Украины.
Подробности
Россия уничтожила с помощью безэкипажного катера (БЭК) украинский разведывательный корабль проекта «Лагуна» «Симферополь». Для российских военных это первая подобная операция, ранее БЭКи для уничтожения кораблей противника не применялись. Как говорят эксперты, это только начало, а в будущем новыми целями ВМФ РФ могут стать украинские катера, подводные средства и береговая инфраструктура.
Подробности
Польские власти резко ужесточают политику в отношении Украины. Пока только на уровне президента Кароля Навроцкого и в отношении только тех украинцев, кто переехал в Польшу после начала СВО. Но затем Варшава посягнет на основы украинского национализма, поскольку искренне боится за свое будущее.
Подробности
В результате взрыва в Ставрополе погиб Заур Гурциев – ветеран СВО и руководитель воздушной части операции по освобождению Мариуполя. В момент взрыва рядом с ним находился еще один человек.
Следствие рассматривает несколько версий произошедшего, в том числе теракт. Эксперты допускают, что взрывное устройство мог принести второй погибший, которого втемную использовали украинские спецслужбы, а взрыв мог быть осуществлен дистанционно.
Подробности
Даже презирающие национализм предприниматели и глубоко русские чиновники на Украине не желали связываться с гуманитарной сферой как с малоприбыльной и не статусной. Поэтому она и оказалась в безраздельном распоряжении носителей политического украинства.
То, что новые технологии нужно применять в интересах всего общества, Запад так и не понял. Вместо последовательного расширения ареалов цивилизации человечество получило безумную гонку, в ходе которой стремительно росло богатство нескольких сотен семей Западного мира.
Саммит лидеров России и США на Аляске вывел ситуацию в отношениях мировых центров силы в новую реальность, хотя сама по себе она является неустойчивой. Чем характеризуется очередной транзит международных отношений и какие карты на руках у его участников?
Переговоры по урегулированию на Украине разделены на два направления: на одном обсуждают «гарантии безопасности для Украины, на другом – вывод ВСУ из Донбасса. Цель Владимира Зеленского и стран ЕС сорвать этот процесс. Чтобы перетянуть на свою сторону президента США Дональда Трампа, они идут на хитрость.
«Джордж Сорос и его замечательный радикально левый сын должны быть обвинены по закону… Они нанесли огромный ущерб нашей стране», – призвал президент США Дональд Трамп. Почему он решил бросить вызов Соросу только теперь?
Начиная с четверга украинские мужчины в возрасте 18-22 лет смогут покидать пределы Украины. Владимир Зеленский решился пойти на этот шаг и отпустить детей по нескольким причинам.
Чем отличается отделение от взвода, взвод – от роты, а рота – от полка и батальона? Какие тактические единицы называются подразделениями, а какие – соединениями и объединениями? Основные структурные элементы Вооруженных сил Российской Федерации (на примере сухопутных войск) – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
На российско-украинских переговорах, прошедших 2 июня 2025 года в Стамбуле, российская делегация представила меморандум с перечислением условий, на которых может быть завершена продолжающаяся на Украине спецоперация. Основные пункты данного меморандума – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Арктика важна для России вовсе не только как крупнейшая кладовая нефти, газа и других ископаемых. О том, какое значение арктические территории имеют для развития всей России и какие планы поставлены по их освоению – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Киевский режим продолжает множить конфликты на своих границах. На этот раз ВСУ нанесли удары по нефтепроводу «Дружба», который поставляет топливо в Венгрию и Словакию. Зеленский рискует не только отношениями с соседями: значительная часть электроэнергии импортируется Украиной именно из этих стран.
Лидер киевского режима Владимир Зеленский вместе с группой поддержки в лице лидеров стран ЕС встретятся с Дональдом Трампом – они будут пытаться убедить президента США, что осколки Украины можно все еще склеить заново. Ответ Трампа, впрочем, можно предугадать: еще накануне он написал по этому поводу, что «некоторые вещи никогда не меняются», напомнив, что и Крым уже давно стал частью России.
Угрозы президента Соединенных Штатов против России и группы стран Глобального Юга привели к консолидации БРИКС. Президент Бразилии уже заявил о планах выработки странами БРИКС совместного ответа на американские пошлины. Так международная структура, которую некоторые аналитики называли аморфной и которая никогда не позиционировала себя как антизападная, вступает в прямую конфронтацию с Соединенными Штатами.
Классический русский репортаж – победы и испытания, признанные герои и на первый взгляд незаметные труженики, обстоятельные и драматические очерки жизни в практически всех регионах России. Спецкор Юрий Васильев ведёт непрерывную хронику жизни нашей страны.
«Слово ветерана» – серия интервью, в которых ветераны СВО делятся личными историями о возвращении к мирной жизни. Их рассказы содержат как практические советы другим ветеранам, так и помогают понять глубину переживаний и трансформации личности бойцов, прошедших испытание войной.
Цикл статей и авторских колонок и графических материалов, посвященных теме защиты национальных интересов России и сохранения социокультурной идентичности в условиях внешнего давления.
В канун Нового года газета ВЗГЛЯД предложила читателям написать письма бойцам на фронт. Откликнулись люди разных возрастов из России, Белоруссии, Казахстана, Германии, Индии и др. Письма были опубликованы и отправлены бойцам в зону СВО.
Интернет-журнал vzdigest.com с адаптированными под англоязычную аудиторию аналитическим статьями и мнениями по проблемам международной политики, экономики, социальным и культурным вопросам. Цель проекта – преодоление языкового и культурного барьера в донесении российского взгляда на ключевые проблемы современности.
Известные политические и общественные деятели, а также обычные граждане России самых разных профессий – от учителей до спортсменов – отвечали на вопрос, зачем участвовать в голосовании на выборах президента 2024.