Легкое отношение к разводам – путь к несчастью
19 июня 2025, 12:04 Мнение

Легкое отношение к разводам – путь к несчастью

Человек, который отказывается посвятить себя другим (начиная со своей семьи), обречен быть одиноким и несчастным. В таком случае смысл утрачивают не только отношения – но и жизнь вообще.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Недавно опубликованный обзор ВЦИОМ обращает внимание на то, что «в целом развод перестал восприниматься как девиация. Сегодня общественное мнение нормализует его, формируется модель контекстуального брака, в которой развод признается допустимым средством выхода из отношений, если те утратили смысл».

Отношение к «узам брака» как мало к чему обязывающему – это серьезная беда. В частности, это одна из очевидных причин низкой рождаемости. Женщина не хочет оказаться в ситуации, когда она вынуждена в одиночку поднимать детей от мужчины, который ее бросил. А когда быть покинутой – совершенно реальная, хуже того, вероятная перспектива, это сильно подрывает готовность женщины быть матерью – тем более многодетной. Как мы оказались в этой точке?

Есть некоторые представления о счастье, которые гарантированно делают человека несчастным. Беда в том, что эти представления в нашей культуре (и в современной культуре вообще) стали чем-то самим собой разумеющимся.

Это, прежде всего, представление о том, что для того, чтобы быть счастливым, нужно поставить в центр себя и свои потребности. Любые утверждения о том, что счастье обретается в любви и служении другим (начиная со своей семьи), рассматриваются как какой-то обман, прикрывающий эксплуатацию.

Некоторые феминистки говорят, что семья придумана для того, чтобы эксплуатировать женщин – чтобы мужчина получил бесплатную любовницу, кухарку, прачку, няньку для его отпрысков – и все это под разговоры про «любовь» и «священный долг».

Это, впрочем, вызывает зеркальную реакцию – мужчины говорят, что с трудом заработанные ими деньги можно потратить гораздо веселее, чем на обеспечение жены и детей. А что касается природного влечения между полами – то в наши дни возможностей получить все желаемое и без брака гораздо больше, чем когда-либо.

Давление со стороны общества, которое бы требовало чтить семейные узы, отсутствует – да и последние попытки такого давления, которые еще были в позднем СССР, в виде «месткома, парткома и товарищеского суда», приносили мало пользы. Давление со стороны родственников тоже ушло в прошлое. Попытки проповедовать старые добрые семейные ценности (мужчина работает, чтобы прокормить семью, женщина заботится о доме и детях) воспринимаются как попытки принудить людей поступать против их желаний и интересов ради чьих-то идеологических фантомов – в которые и сами-то принуждающие не верят. Такая культура формирует индивидуалистов, которые если и вступают в «партнерские отношения», то до тех пор, пока получают от них не меньше, чем вносят.

Парадокс такого положения дел в том, что эгоцентризм делает более всего несчастными самих эгоцентриков. Старые добрые проповедники любви и служения кое-что понимали в том, как устроена человеческая природа. Мы обретаем свое, личное, счастье именно тогда, когда перестаем ставить его на первое место. Как писал известный психолог и философ Виктор Франкл: «Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Другими словами, само "стремление к счастью" мешает счастью... В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой».

Слишком носиться с собой – значит потерять себя. Брак, дружба, даже хорошая, осмысленная работа – все это предполагает готовность принимать близко к сердцу что-то отличное от себя самого и своих интересов. Человек, который отказывается посвятить себя другим (начиная со своей семьи), обречен быть одиноким и несчастным. В таком случае смысл утрачивают не только отношения – но и жизнь вообще. Люди успели поверить в то, что проповедь верности и самоотверженности – это какой-то обман, который сделает их несчастными. На самом деле, одинокими и несчастными их делает проповедь эгоизма и отказа от обязательств.

Кроме верности, другая традиционная ценность, которая жизненно важна для личности и общества – это покаяние и прощение. Как говорит еще ветхозаветный пророк, «разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер. 8:4). Люди, которые последовали ложным ценностям и принимали в своей жизни какие-то плохие решения, не обязаны упорствовать в них до конца своих дней.

Можно признать (перед Богом и, если нужно, перед людьми) ложность своих прежних путей и сменить ориентиры. Жизнь можно начать с чистого листа – и, начиная с этого момента, прожить ее лучше, в любви и верности, приняв прощение Бога и опираясь на Его помощь.

Можно простить друг другу свои обиды и непонимания – и сознательно, вновь и вновь, выбирать путь любви, а не эгоизма. Это значит идти против течения – но нынешнее течение несет всех нас навстречу и личному, и общественному несчастью. И ради себя самих, и ради страны в целом, нам надо научиться ему противиться.