Китаю и Индии надо отойти от края пропасти
27 ноября 2025, 08:48 Мнение

Китаю и Индии надо отойти от края пропасти

В американских призывах к Индии «дружить против Китая» легко угадывается классическая стратегия англосаксов, направленная на недопущение альянса двух крупных континентальных игроков.

Юрий Мавашев Юрий Мавашев

востоковед, директор Центра изучения новой Турции

По сообщению издания The Times if India, в Ладакхе начала функционировать новая индийская авиабаза Мудх-Ньома. Стратегический объект, который некоторые блогеры окрестили «главной угрозой Китаю», расположен на высоте 4 тыс. м, всего в 30 км от линии фактического контроля с Китаем. Известно, что объект стал третьей ключевой воздушной базой Индии в регионе и теперь может принимать как тяжёлые транспортные самолёты, так и истребители. Символично, что первую посадку на новой базе выполнил главный маршал авиации А. П. Сингх.

В международное событие эту новость превращает то обстоятельство, что новая авиабаза существенно расширяет возможности индийских ВВС. Индийские медиа уточняют, что Мудх-Ньома позволит Индии не только быстрее перебрасывать войска и технику, обеспечивать снабжение в труднодоступных условиях гор, но и незамедлительно реагировать на любые изменения обстановки вдоль линии соприкосновения с Китаем.

Разумеется, у индийских военных есть свои соображения, касающиеся обеспечения национальной безопасности. С одной стороны, Национально-освободительная армия Китая (НОАК) с недавних пор располагает усовершенствованными истребителями-невидимками J-20, а также бомбардировщиками, самолетами-разведчиками и дронами. Последние размещены Пекином на объектах вдоль китайско-индийской границы в Хотане, Бангда, Шигадзе, Кашгаре, Хоупинге, Гаргунсе, Ньингчи. С другой – хватало и других поводов для индийского беспокойства. Достаточно вспомнить о приграничных столкновениях китайцев с индийцами на спорных территориях в 2020-м. Именно после них индийцы и ускорили строительство военной инфраструктуры в Гималаях.

К тому же, как правило, любые индийские движения в военном плане нужно «делить» на их же противостояние с непримиримым противником и одновременно ключевым китайским партнером – Пакистаном. Неслучайно маршал авиации Индии в отставке Санджив Капур подчеркнул, что новый объект Мудх-Ньома станет вызовом не только для Пекина, но и для Исламабада. По мнению офицера, такие авиабазы укрепляют баланс сил в условиях наличия аналогичных объектов у НОАК.

Стоит помнить и о китайско-пакистанском экономическом коридоре (КПЭК/ СPEC) – инвестиционном проекте в рамках программы «Один пояс – один путь». Во многом коридор стал главным поводом для Индии подписаться в 2023 году под альтернативным экономическим коридором, продвигаемым Израилем и США – «Индия – Ближний Восток – Европа» (IMEC). Хотя выключение Израиля из уравнения на фоне его войны с ХАМАС оттянуло, если не похоронило, антикитайские планы. Словом, поводов для соперничества хватает не только в военно-политической, но и в экономической плоскости.

Вместе с тем даже попытки США втянуть Индию в IMEC, который открыто противопоставлялся Джо Байденом китайскому «Поясу и пути», ясно указывали – верх наивности думать, будто бы потенциальный конфликт Нью-Дели и Пекина касается лишь «утопающих». Напротив, противоречия между ними искусно подогреваются англосаксами, как минимум, с 2007 года, с момента появления так называемого Четырёхстороннего диалога по безопасности (Quad) в составе Австралии, Индии, США и Японии. Безопасности от кого?

Но еще более твердо США вступили на антикитайский путь, окучивая Индию, когда осознали главное. В 2010-м Китай уже обогнал их, став крупнейшим мировым производителем. Американцы просто категорически не желают допустить промышленную революцию Китая, которая приведет к реальным изменениям в мировом разделении труда. Предположим, что новая система станет куда более инклюзивной, а значит, справедливой.

Аналогично их пугает перспектива роста среднего класса КНР к 2030 году до 800 млн человек. Действительно, таким уникальным рынком не располагает ни один из соседей Китая, включая американских сателлитов Японию и Южную Корею. Но что еще хуже для США – вернуть американские производственные мощности из Китая «домой», как намеревался Трамп, или перенести их в другие страны Южной и Юго-Восточной Азии, крайне трудно осуществимо. Во всяком случае в обозримой перспективе. Деиндустриализировать Китай уже невозможно.

Что же касается Индии и ее потенциала, то достаточно иметь в виду, что, по данным экспертов, к 2030 страна имеет все шансы стать лидером по производству качественных полупроводников. Обладает Индия и внушительными трудовыми ресурсами, которые впечатляют по главному критерию – по их молодости. Экономически активное население от общей численности населения составляет порядка 66%. Однако сравняться, а то и занять позицию Китая – «мировая кузницы» – Индии еще только предстоит. По сравнению с Китаем Индия, если угодно, «великая держава завтрашнего дня». Ее многогранное влияние пока лишь начинает раскрываться за пределами Южной и Юго-Восточной Азии.  

Эти амбиции неплохо просчитали американцы, когда летом 2023-го Байден буквально облизывал Индию, предлагая той инвестиции, внимание таких технологических гигантов, как Apple и Tesla, широкоформатное военно-техническое сотрудничество. К чести и мудрости индийской стороны – Индия не прельстилась американской рекламой. Попытки Запада запугать оказались также тщетны. Даже неоднократные угрозы Трампа уже в 2025-го ввести «очень жесткие санкции» в адрес «ведущих бизнес с Россией», – индийцев не впечатлили.

Напротив, Нью-Дели решил не отказываться от своих масштабных инфраструктурно-транспортных и логистических проектов с Россией и Ираном, строить будущее, опираясь на свою самобытность. Показательным было решение Индии подписать с подсанкционным Ираном соглашение о долгосрочной эксплуатации порта Чабахар. К слову сказать, этот объект теперь задействован и в нашем совместном с Индией и Ираном мегапроекте – международном транспортом коридоре «Север-Юг».

Вдобавок Нью-Дели в этом году не только остался активным участником формата БРИКС и возобновил свое участие в работе ШОС. Поездка премьера Индии Нарендры Моди в китайский Тяньцзинь на саммит организации впервые за последние семь лет, как и возобновление авиасообщений между Индией и Китаем, стали недоброй весточкой для Трампа и всего американского истеблишмента. Однако те по сей день не прекращают попыток настроить и противопоставить Нью-Дели Пекину.

Как отмечает автор доклада американского The Heritage Foundation, Соединенные Штаты и Индия заинтересованы в предотвращении китайской «гегемонии» в Индийском океане и противодействии окружению Индии китайскими базами и дружественными Китаю государствами. «Сейчас настало время для двух великих демократий мира работать сообща, чтобы смягчить угрозы безопасности, исходящие от Китая», отмечено в докладе.

Авторы подобных опусов предпочитают умалчивать, что именно политика Белого дома привела к ощетиниванию Китая в том числе и в отношении Индии. АТР кишит антикитайскими форматами. В некоторые из них в свое время индийцев обманом затянули. Молчат лжецы и о том, что само геополитическое положение, в котором Тихий и Индийский океаны фактически образуют единый южный океан, диктует необходимость крупнейшим игрокам Азии – Китаю и Индии – конструктивно взаимодействовать ради общего блага.

В американских призывах к Индии «дружить против Китая» легко угадывается классическая стратегия англосаксов, направленная на недопущение альянса двух крупных континентальных игроков. Когда-то Великобритания столкнула две крупнейшие державы Европы – Россию и наполеоновскую Францию, затем Россию и Германию. Китайским и индийским друзьям следует хорошо помнить уроки истории, не поддаваясь на провокации Запада.