Идея деколонизации прилетит на Запад бумерангом
25 декабря 2024, 11:44 Мнение

Идея деколонизации прилетит на Запад бумерангом

Спекуляции на далеком прошлом в странах-новоделах и подрывная деятельность русофобов базируются на одних и тех же идеях, и нам не надо их делить на «какую надо деколонизацию» и «какую не надо».

Дмитрий Губин Дмитрий Губин

политолог

Современная эпоха отличается от любой предыдущей тем, что только сейчас любая завиральная идея может стать фактором мировой политики. Это может касаться разных вещей: и множества гендеров, и полномочий ювенальной юстиции, и того, кто кому чего должен в истории.

Идеи, которые разрушают

Чтобы та или иная идея стала частью государственной политики и тем более предметом международных споров, она должна стать общепринятой хотя бы у части научного сообщества. То есть ее нужно проговорить так, чтобы адепты не попали в сумасшедший дом или полицейский участок за хулиганство и остались на своих кафедрах. Носители идей постколониализма и внутренней колонизации уже вполне респектабельные персонажи, и на их труды, как заслуживающие доверия первоисточники, не стесняются ссылаться авторы монографий и диссертаций.

Вот, например, что заявляет аргентинский исследователь Вальтер Миньоло: «...если колониальность повсеместна, то и деколониальность также должна быть повсюду. Деколониальность связана с общей грамматикой всех стремлений и проектов деколонизации, даже если она признает отдельные локальные истории, откуда эти проекты и чаяния берут истоки. Если логика колониальности универсальна, грамматика деколониальности многополярна». На общепонятный язык это словоблудие иронично перевел бывший британский премьер Борис Джонсон: «Если подумать, моя прапрабабушка была рабыней-черкешенкой. Говорят, что мой османский прапрадед купил ее на рынке. Боюсь, что в те времена так и делали. Неужели кто-то серьезно предполагает, что ее потомки – включая нынешнего автора – должны добиваться репараций от правительства Тайипа Эрдогана в Анкаре?»

А есть еще и теория «внутренней колонизации», которую иноагент Александр Эткинд определяет так: «Внутренняя колонизация есть применение практик колониального управления и знания внутри политических границ государства. Это особый тип отношений между государством и подданными, при котором государство относится к подданным как к покоренным в ходе завоевания, а к собственной территории – как к захваченной и загадочной, требующей заселения и «окультуривания», направляемых из одного центра. Такой тип господства использовался многими империями и особенно характерен для России». Исходя из нее, потомки крепостных крестьян имеют право на компенсацию от правительств России, Польши, Литвы и восточных земель Германии.

И когда эта «научная база» становится вполне продвигаемой в научной среде, она берется на вооружение государственными институтами и международными объединениями. Так, например, в феврале 2024 года Европарламент принял резолюцию (506 голосами за, девятью – против, при 32 воздержавшихся). В ней говорится: «Решительная победа Украины может привести к подлинным изменениям в Российской Федерации, в частности к деимпериализации, деколонизации и рефедерализации, все из которых являются необходимыми условиями для установления демократии в России».

«Дела давно минувших лет...»

Следует сразу сказать, что политика современной Британии у русского человека не может вызывать восторгов и сочувствия, как и многие события в ее прошлом. Отношение к украинскому кризису, санкции и зоологическая русофобия основных СМИ возмущают и оскорбляют. А еще страшно задевают двойные стандарты в оценке политики «всего цивилизованного мира» и России. Причем длится это не одно столетие. Как минимум со времен Ивана Грозного и первой Елизаветы.

И вот прилетел бумеранг. Оказывается, созданная для России «научная база» выстреливает и в другую сторону, и расхлебывать любимые идеи радио «Свобода*»* приходится и тем, чьи интересы оно продвигает.

Главы правительств ряда стран Содружества наций задумали поставить вопрос о возмещении ущерба от трансатлантической работорговли в XVI-XIX веках. В итоге на Великобританию ее бывшие колонии хотят навесить долг в миллиарды фунтов в качестве репараций.

В докладе, опубликованном в прошлом году Вест-Индским университетом и поддержанном судьей Международного суда ООН Патриком Робинсоном, был сделан вывод, что Великобритания должна выплатить более 18 млрд фунтов в качестве репараций за свою роль в рабстве 14 странам Карибского бассейна. Премьер-министр Багамских островов Филип Дэвис сказал, что борьба за репарации не окончена. Сайт правительства Багам цитирует его заявление: «Призыв к возмещению ущерба – это не просто финансовая компенсация. Речь идет о том, чтобы признать долгосрочные последствия многовековой эксплуатации и обеспечить честное и добросовестное решение вопроса наследия рабства».

Неудивительно, что все политические силы Соединенного Королевства против: и консерваторы с либералами, при которых захватывали заморские владения, и лейбористы, боровшиеся за равноправие и справедливость для всех подданных короны. Их премьер Кир Стармер сказал, что «работорговля, безусловно, была ужасающим явлением, но сейчас в отношениях со странами Содружества нужно смотреть вперед, а не назад, и обсуждать борьбу с последствиями изменения климата и свободную торговлю».

Рабовладение и работорговля – позорные страницы для любой страны, и им нет никакого оправдания, но это было давно. 25 марта 1807 года вступил в силу закон о запрете работорговли, само рабство было запрещено в колониях в 1833 году, а в 1835-м был принят закон о возмещении рабовладельцам после отмены рабства. Как посчитали исследователи, недавние рабовладельцы получили где-то 42-48% стоимости раба в зависимости от острова. Но это было сделано для тех, кто потерял лично возможность владеть «говорящими орудиями».

Кто из ныне живущих был рабом или хотя бы слышал от свидетелей (родителей, бабушек и дедушек) о том, как они были невольниками? Выдвигались ли рабами и их представителями претензии тогда, когда еще все были живы? Существовали ли в то время государства, которые страстно желают предъявить счет Лондону?

Еще можно понять тех афроамериканцев, которые сами видели таблички «только для белых» в южных штатах и кого не принимали на работу и в университеты из-за цвета кожи, если они подают в суды на штаты Алабама или Южная Каролина. Тут живы и многие сами пострадавшие, и свидетели – всего 60 лет прошло. А вот когда выставляются претензии за рабство, отмененное в США 160 лет назад...

Точно так же и французские граждане вполне могут предъявить претензию Алжиру за вынужденное переселение оттуда более миллиона человек. В свою очередь, сотни тысяч алжирцев пострадали от запредельной жестокости подчиненных генералов Массю и Салана. И кто кому должен платить в этом случае?

Кстати, захватом невольников для дальнейшей перевозки через Атлантику занимались многие арабские племена и государства. С них, например, с Марокко, тоже нужно потребовать репарации?

Что же делать российским исследователям и комментаторам в подобных случаях? Не поддерживать В. Миньоло и багамского премьера, а заодно и не делать вид, что идеи иноагента Эткинда безобидны и о них стоит вежливо промолчать. Спекуляции на далеком прошлом в странах-новоделах и подрывная деятельность русофобов базируются на одних и тех же идеях, и нам не надо их делить на «какую надо деколонизацию» и «какую не надо».

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............