Взгляд
17 октября, воскресенье  |  Последнее обновление — 22:43  |  vz.ru
Разделы

Старообрядчество оказалось не тем, к чему все привыкли

Леонид Севастьянов
Леонид Севастьянов, председатель Всемирного союза староверов
Свобода и ответственность неразделимы и идут рука об руку в жизни старовера. Поддержка общины человеком и человека общиной – и есть диалектика старообрядчества, которой так не хватает нашей социальной жизни. Подробности...
Обсуждение: 45 комментариев

Экологический фундаментализм похож на «хождение в народ»

Евгений Фатеев
Евгений Фатеев, Руководитель Екатеринбургского отделения Русского художественного Союза
Все эти оранжевоволосые и жутко продвинутые горожане и горожанки дойдут до жутко благородного и осознанного поедания тараканов, какой-нибудь дурацкой напечатанной и ненастоящей еды – вплоть до экологически ответственных и спасающих дикую природу самоубийств. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Иранские партнеры просят у Москвы помощи в решении их региональных проблем. Готова ли Россия помочь своему номинальному союзнику? Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...

Россия отправила в космос первый в истории киноэкипаж

Пилотируемый космический корабль «Союз МС-19», на борту которого находятся космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, во вторник отправился к МКС для съемок фильма «Вызов»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Зеленский подтвердил наличие офшоров

    Главная тема


    США и Кабо-Верде перед приездом Поклонской учинили правовой беспредел

    урегулирование в Донбассе


    Песков: Путину очень сложно говорить с Зеленским

    надежный поставщик


    Россия предложила Британии помощь в преодолении газового кризиса

    носитель ядерного оружия


    Гиперзвуковая ракета Китая «застала врасплох» разведку США

    Видео

    золотовалютные резервы


    Россия поразила Запад рекордными накоплениями

    кризис и выводы


    Брюссель отказался признать энергетические ошибки

    урегулирование в Донбассе


    Виктория Нуланд вернула Украину «на крючок»

    массовая амнистия


    Зачем МВД России простило тысячи депортированных мигрантов

    «установления справедливости»


    Как талибы истребляют западные порядки в Афганистане

    холодная война


    Тимур Шерзад: Карибский кризис до сих пор удерживает Землю от большой войны

    поддержка экспорта


    Аркадий Комаров: На зарубежных рынках россиян никто не ждет

    номинальный партнер


    Геворг Мирзаян: Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

    на ваш взгляд


    На каком основании надо выдавать российское гражданство иностранцам?
    Галина Гужвина

    Об эволюции российских школ для одаренных детей

    Галина Гужвина
    преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция
    3 октября 2016, 16:45

    Сейчас, конечно, ни у кого не остается сомнений в том, что давняя дискуссия о школьном образовании для одаренных детей между академиками Колмогоровым и Капицей завершилась полной и разгромной победой математика. 

    Прорыв в интеллектуальную элиту детей ставится в прямую зависимость от пронырливости родителей

    Колмогоровские аргументы о необходимости высадки перспективных побегов из открытых грунтов в специально для них выстроенную теплицу к специально для них приглашенным Мичуриным, дабы дички процвели викторией регией и заплодоносили актинидиями ананасными, кажутся сейчас всеобщественно самоочевидными.

    Робкие же потуги Капицы напомнить, что, изымая талантливых из заштатной школы, мы обескультуриваем целую грядку, а то и целый участок превращаем из огорода – в пустырь с лопухами, лет уже тридцать как разбились о наглый и живучий, как придорожный борщевик, общественный индивидуализм.

    Кому какое дело до каких-то лопухов? Кому они вообще нужны, эти лопухи? Пусть там где-нибудь произрастают, на пустырях так на пустырях, главное, подальше от теплиц для моей детки, ведь мою детку можно только в теплицу, с какой стати она будет собой облагораживать какие-то пустыри? Еще забьют ее эти сорняки, погубят в зародыше юность и талант. В общем, читайте, деревья, стихи Гезиода, дивись Оссиановым гимнам, рябина. Таланты – в сад, лопухи – на пустырь. 

    Всячески продвигая создание «хороших» школ в противовес школам «обычным», общество, разумеется, лукавило, перевирая при этом, как водится, благие мысли самого отца-основателя, академика Колмогорова. Потому что в теплице, вообще-то, соком наливаются не только актинидии, там любому лопуху спокойнее и питательнее, чем среди природы дикой и могучей, где червь глодал и, налетая тучей, хлестал их град по маленьким телам. 

    Само пребывание в привилегированных условиях облагораживает и развивает – от лопуха хоть до капусты, а то, глядишь, и до рукколы дорафинируешься. А потому можно и перевернуть незаметно колмогоровскую логику «продемонстрировал выдающиеся способности – попал в школу для умных», превратив ее в более нам, теперешним, привычную «просочился как-то в школу для умных – пожизненно получил на лоб клеймо интеллектуально выдающегося».

    Фото: из личного архива

    Прорыв в интеллектуальную элиту детей ставится в прямую зависимость от пронырливости родителей. На facebook-странице выпускников колмогоровского интерната люди не скрываясь, с гордостью даже сообщают, что в их семье подрастает уже третье поколение фээмшат.

    Школа-теплица все больше понимается как средство индивидуального саморазвития и социальный лифт, теряя изначальное свое предназначение селекционной базы, семенного фонда для пашни отечественной науки.

    Находящаяся сегодня в слепой зоне радетелей за ранний, на этапе общеграждански обязательного обучения конкурсный отбор пагубность образовательных оазисов для среды в целом была вполне очевидна не только демократочному Капице, но и элитарию Колмогорову.

    Его соображения вполне гуманитарны, вполне уважительны к вопросам сохранения интеллектуального ресурса на местах: «Наши ученики, как правило, попадают к нам из таких мест, где их быстрый рост был бы крайне затруднен или невозможен», – пишет он. «Наша московская школа не имеет ни одного ученика из жителей Москвы и в принципе не принимает детей – жителей университетских городов».

    О том, как соблюдаются колмогоровские принципы в наши дни, свидетельствует хотя бы тот факт, что только в прошлом учебном году в основанном Колмогоровым интернате из 348 учеников 50 были москвичами, а 200 из оставшихся 300 приехали туда учиться из других университетских городов. Интернат превратился в пылесос по высасыванию умственого золотишка, разбросанного на виду. Ломоносовым из удаленных сел снова предлагается следовать в Москву за рыбными обозами, и с ними же возвращаться в родные Холмогоры за недостатком мест. 

    Но это было бы еще полбеды. Что не могло присниться ни Колмогорову, ни Капице и в самых страшных снах – так это то, во что вырождается менталитет элитных школьников в условиях полной свободы от какой бы то ни было гражданской ответственности. В Союзе семидесятых, с его отлаженной системой профессионального распределения и законодательной невозможностью эмиграции, выпускники интерната, эти выпестованные за государственный счет «огромных яблоков живые Вавилоны», массово шли в науку и преподавание профильных дисциплин, тем самым – кто воленс, кто неволенс – оправдывая все вложенные в них средства и педагогические усилия.

    В наши дни любое покушение напомнить им о долге по отношению к потратившейся на них Родине воспринимается как пережиток гнусного совка. Воспоминания же на странице выпускников в стиле «я и большинство моих сверстников использовали полученный потенциал, чтобы свалить из этой страны» собирают десятки лайков и огромный, через все экраны ощутимый эмоциональный резонанс.

    Действительно, какой долг, какое служение выдержат сравнение в приоритетности с самореализацией и материальным самоудовлетворением – уж кто в чем смел. Поскольку непременный уход фээмшат в науку давно уже перестал быть императивом. Люб бизнес – пусть идет в бизнес, талантливый человек талантлив во всем.

    Собственно, единственным личностным инвариантом выпускников с колмогоровских времен осталось это нерассуждающее, в ранней, наивной юности, от обожаемых, трепетно уважаемых педагогов усвоенное ощущение себя солью земли. («Кусочки солнц, включенные в законы людских судеб, мы породили вас для новой жизни и для высших правил, когда землей невежественно правил животному подобный человек»...)

    Ощущение себя особенным чем-то интеллектуально, над внешним миром приподнятым, а потому ничем внешнему миру не обязанным и ни в чем ему не подотчетным. В условиях добровольной самозамкнутости среды и снятия всех советских контролирующих и корректирующих механизмов – удивительно стойкое. И неважно, что в современных условиях актинидиями воображают себя подчас прошедшие через теплицу лопухи. Через теплицу прошли, стало быть, право имеют. 

    А потому реформировать нужно всю эту систему. Приводить в соответствие – если не с принципами Капицы, то хотя бы с задумкой великого Колмогорова.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •