Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
7 ноября 2025, 08:44 • Экономика

Россия получила прямой доступ в Армению впервые за 30 лет

Россия получила прямой доступ в Армению впервые за 30 лет
@ Виктор Лисицын/Global Look Press

Tекст: Ольга Самофалова

Впервые с 90-х годов Россия получила возможность поставлять продукцию в Армению напрямую по железной дороге. Все эти годы приходилось возить зерно и другие товары на автомобилях или морем, что делало логистику порой непредсказуемой и дорогой. Новый маршрут открывает огромные перспективы не только для роста торговли с Арменией, но и в целом экспорта на все рынки Южного Кавказа. Почему на это потребовалось более 30 лет?

«Компания «Грейн Гейтс» осуществила первую экспортную поставку партии российской пшеницы в Республику Армения по новому железнодорожному маршруту через территорию Азербайджанской Республики. В рамках первой отправки экспортировано 1050 тонн пшеницы 3-го класса, перевезенных 15 вагонами-зерновозами железнодорожного оператора «Русагротранс», – сообщила компания.

Это первый за более чем 30 лет железнодорожный состав, который прибыл из России в Армению через Азербайджан и Грузию. Все эти десятилетия России приходилось возить зерно и другие товары автомобильным транспортом или морем через грузинские порты. Железнодорожное сообщение требовало разрешения грузинской и азербайджанской сторон.

Возобновить железнодорожные поставки получилось после решения Азербайджана снять ограничения на движение грузов в Армению – такие договоренности были достигнуты в октябре этого года при участии правительств России, Азербайджана и Армении. «Это открыло возможность прямых поставок российской продукции АПК в Армению по железной дороге впервые с начала 1990-х годов», – рассказали в Минсельхозе.

Армения сейчас импортирует порядка 450-500 тыс. тонн зерна в год (пшеницы, ячменя и кукурузы), почти весь объем поступает из России. Развитие нового маршрута позволит снизить транспортные издержки, повысить устойчивость поставок и увеличить объемы экспорта в страны Южного Кавказа, отмечают в Минсельхозе.

«Раньше основной поток зерна везли автотранспортом через пропускной пункт Верхний Ларс по Военно-Грузинской дороге, а часть шла морем в грузинские порты с последующей автодоставкой в Армению. Эти схемы были дорогими и нестабильными из-за погодных рисков, сезонных очередей на границе и частых остановок движения на Ларсе, в том числе из-за камнепада и дополнительных таможенных проверок. Это выбивало сроки и повышало стоимость тонны на «последней миле», – говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Отправка грузов поездом намного – процентов на 30-40 – снижает транспортные издержки поставляемых в Армению грузов,

говорит Екатерина Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова.

Россия начала с провозки первых партий пшеницы в 15 зерновозах, но Минтранс РФ говорит о планах перевезти зерно еще 132 вагонами до конца января 2026 года. Кроме того, в планах проработать другие категории грузов. «Это означает переход от разовых рейсов к графиковой работе и сокращение доли дорогой автологистики. Это должно дать двузначную экономию в издержках против прежней схемы «море+авто» и «авто через Ларс», прежде всего за счет снятия очередей и уменьшения числа перегрузок», – считает Чернов.

Помимо зерна Россия сможет таким образом поставлять и другие продовольственные товары, что увеличит товарооборот между странами как в этом, так и в следующем году, отмечает Новикова. Это могут быть мука и масличные, минеральные удобрения и аммиачная селитра в хопперах, подсолнечное масло в цистернах, сахар, стройматериалы и металлопрокат, лесоматериалы, а также контейнерные отправки с FMCG и техникой. Это стандартный номенклатурный набор для магистральной ж/д логистики на Южном Кавказе, говорит Чернов.

Развитие торговой логистики с Арменией важно еще и с точки зрения того, что Армения является рынком, посредством которого осуществляется параллельный импорт, что влияет на рост товарооборота между странами, замечает Новикова.

«После 2022 года резко вырос товарооборот с Арменией за счет релокации бизнеса и людей, расчетов в рублях и реэкспорта технологичных товаров в рамках параллельного импорта, что подтолкнуло двусторонний товарооборот до рекордных 11,7–12 млрд долларов в 2024 году. Однако в 2025 году тренд сменился на коррекцию из-за сжатия потоков драгметаллов и диаманта, а также ужесточения контроля. Поэтому статистика за первые месяцы года фиксировала резкое снижение импорта Армении из России и замедлением экспорта в РФ. На этом фоне новый ж/д канал – это скорее стабилизатор и точечный драйвер в грузообороте», – рассуждает Чернов.

Эксперты отмечают потенциал для роста взаимной торговли между странами, который имеется не только в зерновом экспорте.

«Зона дальнейшего роста взаимной торговли может включать в себя продовольствие и ингредиенты для пищевой промышленности, агрохимию и удобрения, нефтепродукты типа битума и дизтоплива в цистернах,

металлы и стройматериалы под государственные и инфраструктурные проекты, контейнерные поставки товаров широкого потребления и компонентов для сборочных производств», – замечает Чернов.

Более того, при сохранении политических договоренностей о транзите через Азербайджан и выстраивании регулярного расписания этот коридор может стать опорным не только для Армении, но и для экспорта на рынки Южного Кавказа с формированием «длинных» связок Россия – Азербайджан – Грузия – Армения, заключает собеседник.