Андрей Полонский Андрей Полонский Зеленский предчувствует свою участь

Человек смертен, и, главное, внезапно смертен. Никто не знает, сколько кому на роду написано. Теряющему разум Зе явно стоит внимательно оглядываться по сторонам...

5 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Искусственный интеллект никогда не заменит учителя

Конечно, в чем-то ИИ может быть полезен – но общество, в котором им попробуют заменить учителя, долго не протянет. Детей должны учить люди – хорошие люди, носители высокой культуры и твердых нравственных убеждений – а не роботы.

24 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Зеленский меняет Украину на свою жизнь

Подписание соглашения с США для Зеленского – это конец политической карьеры. Его условия настолько кабальны, что больше напоминают репарации побежденной страны, нежели проект инвестиционного сотрудничества. Это обнулит политическое будущее Зеленского.

8 комментариев
7 марта 2025, 12:40 • В мире

Ответ России на просьбу США требует осторожности

Ответ России на просьбу США требует осторожности
@ REUTERS/Carlos Barria

Tекст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

«Это свидетельство общего потепления отношений между Москвой и Вашингтоном». Такими словами эксперты оценивают сообщения о том, что Вашингтон обратился к Москве с просьбой стать посредником в переговорах с Ираном. В таком посредничестве для России открываются как возможности, так и опасности. О чем идет речь?

Соединенные Штаты нуждаются в российской помощи в вопросе нормализации отношений с Ираном. Об этом сообщает американское издание Bloomberg. Если верить его источникам, соответствующий запрос Дональд Трамп озвучил в ходе своих переговоров с Владимиром Путиным 12 февраля, а затем госсекретарь США Марко Рубио и министр иностранных дел России Сергей Лавров обсуждали ее на встрече в Саудовской Аравии.

Логика американской стороны понятна. При всей нелюбви Трампа к иранцам ему сейчас не до конфликта с Исламской Республикой – на это нет ни времени, ни сил, ни желания. «Для администрации Трампа любое снижение напряженности с … Ираном может стать победой, поскольку ей не придется фокусироваться на Ближнем Востоке», – пишет The Jerusalem Post.

С другой стороны, пустить на самотек ситуацию с Ираном Штаты тоже не могут. После неудачи в Сирии иранцы чувствуют себя уязвимыми – и, как пишут западные СМИ, ускоряют процесс создания ядерной бомбы как ультимативного оружия защиты.

В то же время сейчас есть уникальный шанс решить все проблемы мирным путем – отчасти потому, что президент Ирана Масуд Пезешкиан тоже является сторонником дипломатического пути решения конфликта. И поражение в Сирии, помноженное на экономический кризис в стране, позволяет ему и его сторонникам «продавать» компромисс с США как лучшее решение всех проблем.

Понятно, что говорить напрямую Вашингтон и Тегеран не могут – а значит, нужен посредник. Влиятельный и в то же время честный, чьему слову доверяют обе стороны. То есть Россия.

«США понимают, что переговоры с Ираном будут сложными, и поэтому, не желая сильно увеличивать количество посредников, обратились к России.

Они учитывали хорошие отношения Москвы с Тегераном, а также доказанное умение России лавировать между различными игроками», – объясняет газете ВЗГЛЯД американский выбор политолог-международник, эксперт РСМД Елена Супонина.

Москва не подтверждает, но и не отрицает американскую просьбу о сотрудничестве. «Я не могу подтвердить, но я говорил, что в целом Путин неоднократно говорил, что проблема иранского ядерного досье должна решаться исключительно мирными средствами. Россия, будучи союзником и партнером Ирана, готова делать все возможное, чтобы способствовать этому процессу», – заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Способствовать не только потому, что это выгодно союзнику, но и потому, что война на Ближнем Востоке России не нужна. Как и ядерное распространение, которое усилится в том случае, если у Тегерана появится ядерная бомба.

Ну и, наконец, способствовать потому, что это выгодно России. Подобное посредничество повышает ее роль на Ближнем Востоке, а также делает ее важным и нужным партнером для Вашингтона.

Правда, нельзя забывать и о рисках от подобного посредничества. «Это предложение является свидетельством общего потепления отношений между Москвой и Вашингтоном, но относиться к таким предложениям надо очень осторожно», – говорит Елена Супонина.

Во-первых, потому, что уровень недоверия между сторонами колоссальный. И речь не только об ирано-американских отношениях. Вашингтон – и это неудивительно после стольких лет конфликта – не доверяет и Москве. А ведь доверие к посреднику – ключевое условие успешных переговоров. Москва тоже не уверена в том, что Вашингтон будет соблюдать достигнутые под ее слово договоренности.

Во-вторых, в обеих странах нестабильная внутриполитическая ситуация. Дональд Трамп фактически объявил войну значительной части американского внешнеполитического истеблишмента, и далеко не факт, что он ее выиграет. Иранское руководство тоже расколото, в том числе на сторонников и противников переговоров с американцами. И не только с американцами, но и лично с Трампом – человеком, который вышел из предыдущей мирной сделки (заключенной при Бараке Обаме), а также отдал приказ об убийстве популярнейшего на иранской улице генерала Кассема Сулеймани.

При этом тяжелое состояние здоровья верховного лидера страны Али Хаменеи создает дополнительную неопределенность – никто не знает, кого выберут преемником и какую позицию этот преемник будет занимать. И эта неопределенность – как в Штатах, так и в Иране – не позволяет сейчас выходить на какие-то серьезные, долгосрочные сделки.

В-третьих, нельзя игнорировать и позицию ключевых американских союзников в регионе – израильтян. «Израиль резко негативно относится к идее мирных переговоров с Ираном. Да и сам Трамп непредсказуем. Поэтому не исключено, что если переговоры на каком-то этапе сорвутся, то он примет во внимание идею Беньямина Нетаньяху о силовых решениях иранского вопроса», – говорит Елена Супонина.

Наконец, стоит учитывать и скепсис Ирана относительно потепления российско-американских отношений.

Ряд политиков и экспертов в Тегеране считает, что Россия в обмен на уступки со стороны США способна отойти от союзнических отношений с Ираном. И ни недавно подписанный стратегический договор, ни заявления российского руководства, ни элементарный здравый смысл (в рамках которого никто не будет менять стратегического партнера на американские обещания) не может их переубедить. И попытки России посредничать, а также вообще обсуждать иранскую тему на переговорах с американцами могут укреплять эти подозрения – а значит, и вредить двусторонним отношениям.

В то же время риски есть всегда – они являются оборотной стороной возможностей. А российская дипломатия не раз и не два доказывала свою возможность безопасно плыть между рифов мировой политики.

..............