Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.

42 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

2 комментария
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
24 июня 2022, 08:40 • В мире

Зачем ЕС вознес Украину и обидел Грузию

Зачем ЕС вознес Украину и обидел Грузию
@ gov.ge

Tекст: Дмитрий Бавырин

Евросоюз официально наделил Украину и Молдавию статусом кандидатов в члены ЕС, но отказал в том же самом Грузии, пообещав тяжелый разговор. Какое место в этом разговоре между Западом и Тбилиси занимает российская спецоперация на Украине с учетом, что сами грузинские власти винят в своей евронеудаче киевскую власть?

«Евросовет только что принял решение о предоставлении Украине и Молдавии статуса кандидата в члены ЕС», – написал в Twitter председатель Евросовета Шарль Мишель «с полей» саммита Евросоюза

Евросовет, куда входят лидеры стран ЕС (иногда президент, иногда премьер), это по вопросу евроинтеграции последняя инстанция. Ранее наделить Киев и Кишинев тавром «кандидат в члены» призвали Еврокомиссия, управляющая брюссельской бюрократией, и Европарламент.

Была минимальная вероятность того, что в Евросовете власти какого-нибудь из еврогосударств заартачатся, тем более, что уже очень многие страны – от Эстонии до Италии – успели заявить о том, что перспектива полноценного вступления в ЕС как минимум Украины все еще крайне далека. Но вето в итоге не стал накладывать даже венгерский евроскептик Виктор Орбан, у которого и с Киевом, и с Брюсселем отношения максимально прохладные

Вместо этого Орбан настаивал, чтобы статус кандидата предоставили также Боснии и Герцеговине, потому что отношения с лидером местных сербов Милорадом Додиком у него, напротив, очень теплые. Но в силу особо сложной политической ситуации в БиГ, эта инициатива не прошла – как и инициатива наделить статусом кандидата Грузию, которую выдвинула сама Грузия.

Тбилиси с Кишиневом подсуетились сразу после Киева, где увидели в спецоперации ВС РФ повод для принятия себя в ЕС по ускоренной процедуре. Если бы Киеву сказали «да», это искупило бы для президента Владимира Зеленского примерно всё: можно разрушить страну на 95% – вплоть до Львова, зато оставшиеся 5% реализуют свою «европейскую мечту».

Она еще вчера казалась совершенно несбыточной – а Зеленский взял да справился! С помощью ВС РФ, разумеется.

Но никакой «ускоренной процедуры» не существует - для вступления в Евросоюз кандидат должен соответствовать довольно строгим Копенгагенским критериям. Украина им еще очень и очень долго соответствовать не будет – и по сути ни для нее, ни для ЕС ничего сейчас не поменяется.     

Вполне исчерпывающе на эту тему высказался премьер-министр Албании Эди Рама, а он знает, о чем говорит:

«Северная Македония кандидат уже 17 лет, если я не ошибаюсь, Албания девять. Мы приветствуем Украину, это хорошо, предоставить статус кандидата. Но я надеюсь, что народ Украины не будет питать больших иллюзий на этот счет».

Кстати, все-таки ошибается: не 17, а 18 лет. А 17 лет – это у Турции, если считать со дня начала переговоров о вступлении (Украина до этого еще не дошла), а если со времени в целом одобренной заявки на кандидатство – 35 лет.

Собственно, именно поэтому против наделения Киева статусом кандидата не стали протестовать даже евроскептики венгры. Россию крайне далекие европерспективы Украины тем более интересовать не должны, пока непонятно главное: какая часть Украины будет официально претендовать на вступление в ЕС через неделю, месяц, год? Это решают не в ЕС, а в Кремле и российском Генштабе, но окончательного решения пока, кажется, нет.

Если же говорить о перспективах расширения Евросоюза как вещи в себе, интереснее для России даже то, почему в статусе кандидатов отказали грузинам, которые тоже очень старались. Причем заранее понятно было, что откажут: недавно президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Грузия, в отличие от Украины с Молдавией, находится «в другом месте» не только «географически», но и «геополитически»

Насчет географии понятно – общей границы у Грузии с ЕС нет и не предвидится. Но насчет «геополитики» намек вышел непрозрачный: а что конкретно имеется в виду?

Правительство Грузии настаивает, что заявка такого евроориентированного правительства, как оно само, не сработала по причине жалобы Украины. Отношения между странами резко охладели по той причине, что власти в Киеве надеялись на открытие Тбилиси второго фронта против России где-нибудь в Южной Осетии, но Грузия, Россией прежде битая, не стала даже экономические санкции вводить, поскольку для самой России они ничего бы не изменили, а вот для маленькой Грузии – многое. 

В качестве фигуры жалобщика грузинский премьер Ираклий Гарибашвили выделяет главу фракции правящей партии Украины «Слуга народа» Давида Арахамию, который недавно мотался в США и Европу. Сам Арахамия это отрицает (в том числе и то, что мотался в Европу), а в США он, по его словам, «обосновывал концепцию, что господин Иванишвили, являясь олигархом пророссийского клана, у которого есть марионеточное правительство, подставляет грузинский народ, который хочет в Европу».

Бидзина Иванишвили – богатейший человек Грузии и создатель правящей партии «Грузинская мечта». А «его марионеточное правительство» – это, получается, Гарибашвили, виноватый преимущественно в том, что не стал втягивать свою вотчину в войну с ядерной державой.

 Эта перепалка хорошо иллюстрирует уровень отношений между странами, но не дает ответа на поставленный вопрос: за что европейцы обидели грузин. Тот же Макрон на полях саммита заявил, что Тбилиси статус кандидата предоставят, когда там ответят «на приоритетные вопросы Еврокомиссии». Опять ничего не понятно – кроме того, что разговор предстоит тяжелый. 

Статус кандидата медалька пусть и пластмассовая, но все-таки поощрение. В случае с Украиной – это поощрение лично Зеленского (этим вся евроистория, собственно, ограничена), а правительство Грузии решили не поощрять.

Может показаться, что дело как раз в санкциях, но вряд ли. Молдавия против РФ тоже санкций не вводила – по тем же примерно причинам, что и Грузия. Процесс отречения от всего русского там сейчас протекает иначе, например, через запрет на вещание российских телеканалов и другие меры, но в Тбилиси все эти меры ввели уже очень давно – у него с Москвой даже официальные дипотношения отсутствуют.

География, как и неурегулированные территориальные конфликты, тоже слабый довод как минимум с юридической точки зрения. Кипр стал даже не кандидатом, а полноправным членом Евросоюза уже после того, как север острова был оккупирован Турцией. При этом от Кипра до Турции – 75 километров, до Сирии около 100 км, а до Европы гораздо больше.

Скорее всего, ларчик открывается просто: для формального поощрения от властей Грузии потребуют неких реформ, которые должны будут облегчить жизнь клиентелле США и части европейских элит – партии «Единое национальное движение» (ЕНД), ассоциированной с сидящим сейчас в грузинской тюрьме Михаилом Саакашвили. Возможно, потребуют освободить и самого Саакашвили, у которого в ЕС остались влиятельные друзья, но вряд ли официально. Если официально, то слишком похоже на вмешательство в судебную систему независимых стран, поэтому официально потребуют только реформ.

Каких-то таких реформ Еврокомиссия требует от грузинских властей постоянно – и они обычно поддаются, как было, например, с конституционной избирательной реформой, явно заточенной под интересы ЕНД.

Проблема в том, что этих реформ сторонникам Саакашвили так и не хватило для того, чтобы вернуться к власти – слишком недобрую память оставило его президентство у слишком многих. Но эту ситуацию теоретически можно изменить – и тогда Грузию вновь возглавит партия войны с Россией, последствия чего для нее могут быть весьма печальны. Пример Украины это наглядно показывает.

Так замкнулся политический круг: как бы ни оформлялось требование реформ, в конечном счете они направлены на обострение конфронтации Грузии с Россией – вплоть до военной.

Навряд ли в Евросовете все, как один, исходят именно из этого. Не факт даже, что из этого вообще исходят в Евросоюзе, а не, например, в США, куда Арахамия все-таки мотался и где настроены в отношении РФ максимально непримиримо.

Именно в Вашингтоне премьеру Гарибашвили перспективнее всего искать источник своих внешнеполитических неудач, а отнюдь не на Украине, раздувая тем самым политическую субъектность страны с отсутствующим суверенитетом – местами он «денацифицирован», а в других местах передан на откуп странам-спонсорам Киева.

Изменение этой пропорции в последующие дни, недели, месяцы никак не зависит от того, является Украина официальным кандидатом в члены ЕС или нет. Но будет поучительно для Грузии, которой теперь предстоит решать – играть в эти игры с Западом или же жить собственным умом и (тут Макрон прав) исходить из своей географии.

..............