Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
16 августа 2022, 12:35 • Общество

ОПК бросил вызов китайскому беспилотному «ширпотребу»

ОПК бросил вызов китайскому беспилотному «ширпотребу»
@ Павел Бедняков/РИА Новости

Tекст: Рафаэль Фахрутдинов

Первый же день выставки «Армия-2022» наглядно показал, что участие человека в войнах постепенно снижается, основная боевая нагрузка ложится на роботов. На форуме представили робота М-81 для сухопутного боя, беспилотный армейский грузовик, беспилотный вертолет, а главное – новейший дрон комбинированного типа. Но почему-то главными соперниками дрона эксперты хором называют дешевые БПЛА из Китая.

Одним из героев первого дня работы форума «Армия-2022» стала российско-белорусская беспилотная вертолетная система БАС-750, представил которую глава Ростеха Сергей Чемезов. По его словам, в систему входят два беспилотных вертолета взлетной массой в 750 кг, наземная станция управления и станция наземного обеспечения полетов. При этом она абсолютно автономна и мобильна. Непрерывный полет винтокрылых машин может продолжаться до шести часов, сообщает РИА «Новости».

«В составе этого комплекса по желанию заказчика может быть и три, и четыре аппарата, а для управления ими применяются стационарные пульты, где находятся несколько человек, – пояснил газете ВЗГЛЯД эксперт по беспилотной авиации Денис Федутинов. – У нас в России ранее не производились беспилотные системы вертолетного типа такой размерности. Это разведывательно-ударный беспилотник, который в силу конструктивных особенностей, присущих летательным аппаратам вертолетного типа, имеет ряд преимуществ перед беспилотными самолетами, включая возможность использования плохо подготовленных взлетно-посадочных площадок, возможность зависания над заданными точками и так далее».

Впрочем, гораздо большее внимание в первый день работы выставки привлекла более легкая модель боевых квадрокоптеров, которую представил ВМФ. Точнее, не модель, а модели в трех весовых категориях: 30, 50 и 100 кг. Модель новейшего (БЛА) комбинированного типа представляет собой аппарат с крылом для полета в самолетном режиме и четырьмя роторами – для вертикального взлета и посадки. Каждая из трех моделей имеет свою максимальную взлетную массу, массу полезной нагрузки, дальность и продолжительность полета, передает ТАСС.

Основное назначение нового квадрокоптера – аэрофотосъемка, воздушная оптическая и тепловизионная разведка, определение координат целей и ретрансляция связи. Также средние (50 кг) и тяжелые (100 кг) дроны могут нести груз до 25 кг и применять средства поражения.

Аппарат может базироваться на аэродромах и на палубах кораблей. Дальность полета – до 1,5 тысяч км в зависимости от версии, а максимальная скорость достигает 140 км/ч. Непрерывно оставаться в воздухе он может от 8 часов (легкая вариация) до 15 часов (тяжелый дрон).

В коммерческом плане конкурировать на внешнем рынке или в гражданском секторе с китайскими производителями мини-беспилотников новым российским разработкам будет проблематично, в первую очередь, из-за преимуществ дронов КНР в соотношении цена-качество, отметил Федутинов.

«Та же компания DJI изначально ориентировалась на гражданский коммерческий рынок, и колоссальные продажи дронов по всему миру позволили им получить те финансовые ресурсы, которые были направлены на совершенствование систем, что в итоге сделало их практически недосягаемыми в плане соотношения эффективности и стоимости. В настоящее время эти изначально гражданские системы применяются и военными эксплуатантами для разведки и наблюдения.

Коммерческие эксплуатанты проголосуют рублем за наиболее выгодные с точки зрения стоимости приобретения и эксплуатации решения. Но военные вынуждены учитывать не столько фактор цены, сколько сопутствующие риски, которые связаны с использованием импортной техники – в этом плане мы повторяем опыт США. Поэтому ВС РФ будет закупать продукцию российских разработчиков, таких как, к примеру, «НЕЛК», и входящая в состав концерна «Калашников» компания ZALA», – добавил аналитик.

Примерно так же считает и бывший гендиректор Авиационного комплекса им. Ильюшина, руководитель Центра развития транспортных технологий Алексей Рогозин. В своем Telegram-канале он отметил: китайские Mavic и Autel свою нишу уже заняли, каналы поставок существуют – конкурировать с ними ни один российский производитель не сможет, и не из-за недостатка конструкторской мысли, а потому, что невозможно сделать дешевле, чем выпускаемые десятками тысяч китайские аппараты.

«Надо идти в другие ниши – повышенные летно-технические характеристики при влажности и отрицательных температурах, высокая полезная нагрузка, помехозащищенность. Нельзя сделать дешевле Mavic, но можно сделать лучше – под конкретные задачи. Сейчас самое важное другое: кто сможет отработать конструкцию в реальном применении и организовать серийное производство», – призывает Рогозин.

Помимо этого, на выставке впервые показан прототип беспилотного военного грузовика «Урал», образец полностью лишен кабины и средств управления для человека. Он выполнен в двухцветном камуфляже, чтобы показать возможность использования как в военных, так и в гражданских целях.

Как пояснили в компании «Урал», оснащенная «техническим зрением» машина уже прошла предварительные испытания. Предполагается, что она будет эксплуатироваться как с помощью пульта дистанционного управления, так и в варианте робота – то есть будет ездить полностью в автономном режиме. Представители «Урала» уточнили, что машина может применяться для перевозки грузов на опасных участках, например, на передовой.

«Беспилотные грузовики – это развивающийся тренд. Американцы работают над ними активно и давно. В свое время, перед вторжением в Афганистан, они исследовали советский опыт и выяснили, что до трети наших потерь пришлось на проведение операций по снабжению удаленных блокпостов и гарнизонов. Поэтому свою логистику в Афганистане США переложили на ЧВК, а также инициировали программы по созданию роботов-грузовиков. Так что можно точно сказать: для снижения потерь и для сокращения штатов тыловых подразделений беспилотные грузовики – это лучшее решение», – пояснил эксперт Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Сергей Денисенцев.

Помимо этого, российские конструкторы представили образец роботизированного комплекса М-81, тоже способного транспортировать оружие. Разработка, внешне напоминающая собаку, принадлежит российской инжиниринговой компании «Интеллект Машин», работающей в направлениях робототехники, вооружения и искусственного интеллекта.

Как рассказал представитель компании, в рамках гражданского применения робот может работать в зоне ЧС для разведки, прохода по завалам, а также доставки медикаментов. При этом он адаптирован и для боя – для самостоятельного ведения прицельного огня, целеуказания, патрулирования и охраны, транспортировки оружия и боеприпасов.

«Что касается способности робота вести прицельный огонь, то речь идет, вероятно, о крупнокалиберных пулеметах.

В целом же опыт украинской спецоперации показал острую необходимость таких роботов в Вооруженных силах РФ – чтобы действовать, например, в условиях подземелья, где прятались боевики «Азова». Также подобные роботы незаменимы на заминированных участках и там, где территория может простреливаться снайперами», – говорит член-корреспондент Академии военных наук Александр Бартош.

«И вообще, война роботов – это почти неизбежное будущее. Это, кстати, понимают в США и Китае, где вплотную занимаются этим направлением. Отставание же России в развитии беспилотной военной техники чревато для ВС РФ ростом потерь живой силы и снижением темпов наступательных операций», – предупреждает военный эксперт.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Международный военно-технический форум «Армия-2022» открылся в понедельник в конгрессно-выставочном центре «Патриот». В рамках форума, который продлится до воскресенья, около 1,5 тысяч предприятий оборонно-промышленного комплекса России представят более 1000 новых образцов военной техники. Минобороны планирует заключить на форуме контракты на сумму более 522 млрд рублей.