Иван Иванюшкин Иван Иванюшкин Государство не должно платить за аборты

105 лет назад в России был легализован аборт. Таким образом, советская Россия стала первой в мире страной, законодательно разрешившей искусственное прерывание беременности не только по медицинским показаниям, но просто по желанию женщины.

17 комментариев
Леонид Цуканов Леонид Цуканов Неоколониальные практики вызвали обратный эффект

Неоколониализм невозможно победить «лихим наскоком», хотя никто и не ставит на быстрый результат. Однако в новом качестве возрождается не только колониализм, но и борцы с ним.

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Европа и Япония агрессивно ищут новое место в мире

Мы наблюдаем резкий всплеск агрессивности на обеих оконечностях Евразии, являющейся достаточно спокойной частью нашей планеты. Западная Европа и Япония ведут себя все более воинственно – и это единственный в их понимании способ привлечь к себе всеобщее внимание.

6 комментариев
29 августа 2025, 08:30 • Политика

Алиев переписал историю Азербайджана в украинском стиле

Алиев переписал историю Азербайджана в украинском стиле
@ Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Tекст: Евгений Крутиков

Азербайджанский лидер Ильхам Алиев назвал вхождение Азербайджана в состав СССР «оккупацией» и «вторжением русской армии». Это слом того исторического подхода, которого прежде придерживались в Баку, не желая портить отношения с Москвой. Видимо, Алиев считает, что портить больше нечего – и можно пойти по пути Украины.

«Разделение Азербайджана произошло в первые месяцы советизации. После распада Российской империи в 1917 году в Азербайджане была создана Азербайджанская Демократическая Республика. Это была первая демократическая республика в мусульманском мире. Созданная в мае 1918 года, она просуществовала до апреля 1920 года, когда русская армия вторглась в Азербайджан и оккупировала его».

Так президент Азербайджана Ильхам Алиев ответил на вопрос телеканала Al Arabiya. Вопрос был о планах по реализации Зангезурского транспортного коридора, соединяющего Азербайджан с его автономией – Нахичеванью – через территорию Армении. Но Алиев пустился в рассуждения о том, что большевики, совершившие революцию в 1917 году, «обманули народ».

«Мы создали свое государство, но большевики отняли его у нас. В апреле 1920 года русская армия вторглась в Азербайджан и оккупировала его. В ноябре 1920 года, всего через несколько месяцев после этого, правительство Советской России приняло решение отобрать у Азербайджана Зангезур – то, что мы называем Западным Зангезуром, – и передать его Армении. Так Азербайджан оказался разделен на две части: материковую часть и Нахичевань, между которыми находился Западный Зангезур», – добавил Алиев.

Все это демонстрирует некоторую эволюцию взглядов Алиева на мир и историю. Ранее в азербайджанском информационном пространстве для характеристики событий 1920 года использовался термин «советизация».

Это слово на разных языках прижилось на пространстве бывшего СССР и считалось адекватным термином, поскольку отделяло Российскую империю от обстоятельств установления советской власти в ее регионах и позволяло избежать ассоциации с современной Россией. На коммунистов с их интернационализмом и стремлением везде строить школы или консерватории можно было списать весь негатив даже вопреки мнению населения. 

В апреле 1920 года Красная армия за сутки, не встретив вообще никакого сопротивления, дошла до Баку, после чего была провозглашена Азербайджанская ССР. А теперь, по Ильхаму Алиеву, в Азербайджан «вторглась русская армия». Это явно конфронтационное заявление, в котором изменен акцент – с советского на русский.

Это мошеннический риторический прием, но на окраинах империи он исправно работает.

При этом Алиев в двух фразах подряд использовал сперва термин «советизация», а затем «русская армия», хотя русская армия ничего «советизировать» не могла по определению. Советизировать могла только Красная армия, сформированная не по этническому принципу, а вопреки ему.

Кто создал Азербайджан

До 1918 года азербайджанской государственности никогда не существовало, в отличие от Грузии и Армении, у которых богатые исторические корни. Персоязычный топоним Азербайджан до 1918 года использовался применительно к территории вокруг озера Урмия в научной литературе про походы Александра Македонского, а тюркоязычное население Бакинской и Елизаветпольской губерний именовалось «кавказскими татарами».

При этом сами себя они не выделяли из мусульманской уммы.

Вопрос «кто ты по национальности?» мог поставить тогдашнего жителя Гянджи в тупик. Мусульманин и мусульманин. Главное, что не армянин.

Самосознание азербайджанцев как отдельной нации было придумано, сформировано и воспитано как раз «оккупантами», то есть советской властью.

После уничтожения Диктатуры Центрокаспия, более известной как «26 бакинских комиссаров», из которых только двое были мусульманами-азербайджанцами, и ухода из Баку английских войск была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика (АДР). Первое, что она сделала – развязала войну с армянами в Зангезуре.

Армяне, особенно отряды Андраника, Нжде и Дро, тоже не были белыми и пушистыми. Скорее, наоборот. Но противостояние в Зангезуре и Карабахе между армянами и мусульманами – это давняя проблема, а в Баку захотели «окончательного решения». Четких границ у АДР тогда не существовало, а претендовала она даже на половину озера Севан.

Прекратили эту бойню, опять же, «оккупанты», которым в наследство от АДР и ее амбиций достался клубок межнациональных проблем, чересполосица и отсутствие исторических границ. При этом Зангезур на момент заключения мирных договоров и начала территориального размежевания контролировался армянскими войсками, а Карабах – азербайджанскими. По результатам армяно-азербайджанской войны 1918–1920 годов и были сформированы границы АрмССР и АзССР.

То есть утверждение Алиева о том, что «большевики отдали Зангезур армянам», хромает. Большевики зафиксировали военно-политическую реальность на земле.

Концепция непрерывности империи

Есть и другая историко-юридическая концепция происходившего, но она тоже не в пользу аргументов Алиева. Эта концепция называется «непрерывность империи» и включает в себя спорное утверждение о том, что революция не прерывала исторической преемственности Российского государства, хотя некоторые ее деятели очень этого хотели.

Иными словами, Российская империя продолжала свое существование, сменив идеологию, символы и форму правления. Следовательно, возникшую из ниоткуда АДР можно рассматривать как мятеж на национальной окраине, который центральная власть имела право ликвидировать, что она и сделала за одни сутки в апреле 1920 года.

Таких «республик» после 1918 года возникало десятки и учреждались они не только по национальному принципу, но и по сугубо территориальному, например, на Урале, в Сибири, на Средней Волге, на Дону.

А вот то, что «оккупанты» сделали потом, беспрецедентно. На период АзССР приходится расцвет Азербайджана, формирование его государственного достояния в виде нефтяной отрасли (которую, кстати, изначально формировало семейство Нобелей), появление самобытной национальной интеллигенции и управленческой элиты. А к ней принадлежал и Гейдар Алиев – отец нынешнего президента, который в начале 1980-х годов вообще входил в элиту элит СССР.

Вряд ли у кого-то повернется язык назвать генерала КГБ СССР Гейдара Алиева «оккупантом» или «коллаборационистом» за связь с «русскими оккупационными властями». У Ильхама Гейдар оглы точно не повернется.

Но сейчас в Баку на противоречия в новых исторических концепциях никто и не смотрит.

В Азербайджане процветает «кухонная история», которая продлевает путь страны и народа чуть ли не до античных времен.

Мы это видели на Украине

Стремление Алиева выстраивать новый Азербайджан не только на привычной антисоветской основе («оккупация 1920 года»), но и на антирусской («русская армия»), вряд ли всего лишь игра на иностранную публику. Это крен в сторону нового государствообразующего мифа. Как на Украине и в Прибалтике, он строится на исторической конфронтации с русским миром и русской историей.

Так Баку работает на дальнейшее углубление разрыва с Москвой. Просто ранее для разжигания конфликта использовались аргументы, скажем так, практического свойства (например, якобы притеснение азербайджанской диаспоры), а теперь в дело пошли псевдоисторические аргументы с сомнительными риторическими приемами.

Впрочем, миф вообще не требует аргументации. В него требуется просто верить.