Что стоит за многонациональностью

@ Екатерина Якель/ТАСС

5 февраля 2025, 16:10 Мнение

Что стоит за многонациональностью

Выделение многонационального и многоконфессионального характера России никак не подчеркивает ее уникальность или какие-либо конкурентные преимущества. В одной системе оценок это выглядит очевидной констатацией факта, характерного для всех государств, а в других системах – весьма спорным и неочевидным утверждением.

Роман Силантьев Роман Силантьев

религиовед, доктор исторических наук, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

28 января 2025 года на пленарном заседании XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Кирилл озвучил интересный тезис. «Как заклинание, повторяют мысль о том, что Россия «многонациональная и многоконфессиональная». И кто бы с этим спорил, если бы на практике эта формула не превращалась в попытку переформатировать наше Отечество в безнациональное и бесконфессиональное», – заявил он, породив активную дискуссию.

В ее рамках позволю и себе ряд замечаний. В первую очередь, во фразе «Россия – это многонациональное и многоконфессиональное государство» надо определиться с терминами. Действительно, в нашей стране проживают люди разных национальностей и вероисповеданий, но делает ли это ее уникальной? Ведь разнообразие у нас наблюдается и в половой сфере (представлены как мужчины, так и женщины), и возрастные сегменты наличествуют разные (есть молодые и старые), уровень образования и достатка населения также различается, но мы эти факты принимаем как данность и не подчеркиваем в речах и документах. А вот многонациональность и многоконфессиональность подчеркиваем.

Если судить максимально строго, то ровно все страны в мире являются многонациональными и многоконфессиональными. И Ватикан, и Бутан, и Оман не могут похвастаться полной гомогенностью населения. И чем дальше, тем большее разнообразие религий и национальностей будет повсеместно наблюдаться – глобализация все-таки продолжается.

При менее строгом суждении возникают иные критерии многонациональности и многоконфессиональности. Например, мононациональной может называться страна, где в зависимости от системы оценок доминирующий народ превышает 60, 63, 66, 75, 90 и 95% населения. И никакого консенсуса по этим процентам среди специалистов нет, хотя Россия с ее 81% русского населения явно ближе к странам мононациональным.

С многоконфессиональностью все еще сложнее. Во-первых, исторически сложилась путаница между терминами «полирелигиозный» и «многоконфессиональный» (лучше, конечно, рассматривать пару «полирелигиозный» и «поликонфессиональный»). Конфессия и религия – это не синонимы, а разные позиции иерархической системы «религия – религиозное направление (конфессия в христианстве)». В современной России, например, представители разных христианских течений работают в рамках Христианского межконфессионального консультативного комитета, а представители разных религий – в рамках Межрелигиозного совета России. И это, очевидно, различные форматы.

Например, Азербайджан – это страна скорее монорелигиозная (подавляющее большинство населения придерживается ислама), однако точно поликонфессиональная (численность шиитов и суннитов в ее пределах сопоставима). В России же особой поликонфессиональности не наблюдается – подавляющее большинство христиан (примерно 75% населения) не только православные, но и конкретно члены Русской православной церкви, а мусульмане (примерно 11% населения) в такой же пропорции сунниты двух традиционных школ.

Далее может встать вопрос о численности проживающих в стране народов – может, этот параметр определяет многонациональность? В России их около 200, что в абсолютном исчислении солидная величина, однако в относительном – уже нет. Если рассматривать только крупнейшие державы, то этническое разнообразие гораздо выше в Индии (причем в десять раз), США (как минимум в пять), Индонезии, Нигерии, Великобритании и Франции. Меньше, чем у нас, такое разнообразие точно у Китая (там официально 56 народов) и, возможно, у Бразилии и Пакистана. При этом благодаря усиливающейся иммиграции из африканских стран с их впечатляющим племенным разнообразием 200 проживающих в России народов через 10 лет могут превратиться в 500, однако баланс это серьезно не изменит.

Также себе в плюс мы можем записать тот факт, что этническое разнообразие у нас сложилось исторически – в отличие, например, от большинства стран Западной Европы. Да, это более редкий, но опять-таки, не уникальный вариант. И типичный для стран, которые формировались как империи. США, Китай, Великобритания, Франция, Турция могут похвастаться тем же самым. Распространен этот случай и в меньших странах без столь славного прошлого – Швейцарии, Румынии и особенно в Папуа – Новой Гвинее, которая может похвастаться как исключительным этническим разнообразием (почти 900 только языков, по большей части уникальных), так и впечатляющей многоконфессиональностью.

Для контраста обратимся к географической уникальности нашей страны.

В строчках из нашего гимна:

«От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!»

действительно приводятся особые характеристики. Так, далеко не все страны могут похвастаться лесами и полями. И только США имеют и леса, и поля между южных морей и полярным краем.

Таким образом, выделение многонационального и многоконфессионального характера России никак не подчеркивает ее уникальность или какие-либо конкурентные преимущества. В одной системе оценок это выглядит очевидной констатацией факта, характерного ровно для всех государств, а в других системах – весьма спорным и неочевидным утверждением.

..............