Взгляд
16 августа, вторник  |  Последнее обновление — 07:50  |  vz.ru
Разделы

В международной политике настает эпоха попутчиков

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Россия и Турция являются искренними союзниками в одних вопросах, и в то же время непримиримыми противниками в других. Самое интересное то, что эти два статуса им удается успешно сочетать. А все потому, что Владимир Путин и Реджеп Эрдоган играют по новым правилам международных отношений. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Днепропетровск как код доступа к демонтажу Украины

Виктор Иванченко
Виктор Иванченко, журналист, Киев
Потеря Украиной Днепра будет иметь самые серьезные последствия для украинской государственности, куда более серьезные, чем потеря Харькова или Одессы. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Афганистан показал тупиковый путь Запада

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Год назад «кабульский клуб воздушного дайвинга» наглядно показал, какая судьба может ждать страны, элиты которых выбрали в качестве стратегии осознанный отказ от суверенитета и передачу важных национальных активов в руки Запада. Подробности...

В России представлен макет новой орбитальной станции

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (РКК, входит в Роскосмос) впервые показала макет перспективной Российской орбитальной станции на форуме «Армия-2022». На макете также виден пристыкованный перспективный корабль «Орел», а также корабли «Союз» и «Прогресс»
Подробности...

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия предупредила о риске столкновения ядерных держав из-за политики США

    Главная тема


    Литва готова вредить Калининграду себе в убыток

    пленный с «Азовстали»


    Шведский наемник рассказал о покупке гражданства Украины за 700 долларов

    подрыв нефтепровода


    ФСБ предотвратила готовившийся сообщниками Тесака теракт под Волгоградом

    помощь клиентам


    Крупные американские банки решили вернуться к торговле российскими облигациями

    Видео

    военные термины


    Как понимать сводки Минобороны России

    жизнь на передовой


    Горячее лето 22-го. Жажда в Донецке

    ядерная катастрофв


    У России есть два варианта защиты Запорожской АЭС

    «мясорубка и ад»


    Почему взятие Песков станет ключом к освобождению всего Донбасса

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    кабульский клуб


    Тимофей Бордачёв: Афганистан показал тупиковый путь Запада

    серьезные последствия


    Виктор Иванченко: Днепропетровск как код доступа к демонтажу Украины

    новые правила


    Геворг Мирзаян: В международной политике настаёт эпоха попутчиков

    на ваш взгляд


    Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?
    Игорь Караулов

    Преодолеть магию модных брендов

    Игорь Караулов
    поэт, публицист
    8 апреля 2022, 12:00

    Мировые бренды больше не хотят украшать жизнь россиян. Сообщается, что в зарубежных магазинах Chanel отказываются продавать товары фирмы людям с российским паспортом или требуют от них расписку о том, что они не будут ввозить продукцию Chanel в Россию и демонстрировать ее на российской территории.

    По этому поводу вспоминают, какой вклад в процветание модного дома Коко Шанель внесли русские эмигранты, такие как художник-футурист Илья Зданевич. Также вспоминают и некрасивую историю о сотрудничестве самой Коко с нацистами во время оккупации Франции. Но это всё не так важно. У каждого бренда своя история, она может быть славной, сомнительной или вовсе неинтересной. Санкции же касаются всех, поэтому неприятные сюрпризы могут ждать российских покупателей и в других фирменных бутиках.

    Что тут поражает больше всего, так это самонадеянность как самих модных домов, так и западных правительств, придумавших запрет на продажу русским предметов роскоши. Оказывается, это не им нужно думать, как сбыть продукцию отрасли, давно находящейся в эстетическом и нравственном кризисе. Это россиянам нужно ломать голову, как бы все-таки приобрести себе фирменную вещь. Хотя, казалось бы, кто, если не мы? Недаром же еще совсем недавно чуть ли не в каждом модном магазине Италии можно было встретить русскоговорящий персонал (обычно украинского происхождения).

    Однако нельзя сказать, что эта самонадеянность совсем лишена оснований. Увлечение модными брендами («фирменными вещами») имеет в нашей стране большую и насыщенную историю, и архитекторам санкционной политики это должно быть хорошо известно, недаром же нынешняя волна санкций началась с заявления Жака Борреля о том, что не видать теперь русским шопинга в Милане. В советские времена, когда официального импорта не было или почти не было, работала целая подпольная отрасль контрабандистов и их «дистрибьюторов» – фарцовщиков. Духи Chanel № 5, например, упоминались еще в фильме «Бриллиантовая рука» (1969 год). Все помнят и зажигательный танец с пачкой сигарет Marlboro в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». А в компаниях продвинутой советской молодежи, начиная с определенного времени, невозможно было появиться без правильного «лейбла» на заднем кармане джинсов, стоивших полторы средних зарплаты. Правда, если говорить об одном из таких «лейблов» – Montana, то исследователи до сих пор не определились, где же все-таки делались эти воспетые в фольклоре штаны.

    То есть проблема аутентичности возникла в этой отрасли задолго до появления на венецианских мостах негров, продающих поддельные сумки в двадцать раз дешевле, чем в прилегающих бутиках. Напоминаю, что слово brand по-английски означает «клеймо». Применительно к вещи – это личное клеймо мастера, которое говорит о том, что он сам эту вещь сделал и ручается за ее качество и оригинальность собственной репутацией. Это как подпись художника, которая, в случае ее подлинности, делает пейзаж из бедной лачуги хитом аукциона Sotheby's.

    Фото:  Horst Ossinger/dpa/Global Look Press

    Но так могло быть только в случае штучного производства времен средневековых ремесленных цехов. В эпоху же постиндустриального капитализма, когда бублик, дырка от бублика и тень от бублика пускаются в самостоятельный оборот как отдельные товары и наделяются самостоятельной стоимостью, отчуждение клейма от мастера стало неизбежным и даже необходимым.

    Я помню, как в конце девяностых мой тогдашний начальник-американец грустно сказал, что в Америке перестали шить американские джинсы. Вероятно, это было началом конца власти брендов в индустрии моды. Наступила пора Китая как мировой фабрики и, соответственно, знаменитых китайских подделок. Чуть позже пришло осознание того, что «фирменные вещи» и «дешевые подделки» – от дамских сумочек до смартфонов – зачастую делаются на одном и том же предприятии, просто к одной вещи прилагаются бренд и связанная с ним наценка, а к другой – нет. Но и «правильное» место производства тоже перестало что-либо гарантировать: платье made in Italy могло быть сшито такими же китайцами (или, ради разнообразия, бангладешцами), но проживающими где-нибудь под Миланом или на окраинах Болоньи.  

    И тем не менее толпы российских туристов, стремившихся переплатить за этикетку, продолжали вносить свой вклад в то, что теперь осознается нами как переоцененность западной экономики. Ведь на нашей нефти и на нашем газе никакой этикетки нет, поэтому переплачивать не за что. А вот этикетка Chanel на тряпочке создавала добавленную стоимость, которая, кстати, в конечном счете нередко оплачивалась за счет наших нефтегазовых доходов. 

    Самые проницательные люди в нашей стране, конечно, давно поняли тщетность потребительских брендов. Западные санкции, лишающие нас «предметов роскоши», могут и должны репутацию брендов обвалить полностью. Кампания по отказу от Chanel уже идет, и это хорошо. Это тот случай, когда модным и престижным становится не ношение вещей определенной марки, а их бойкот. 

    Победить власть фирменных шмоток пытались еще в советское время: высмеивали «вещизм» в журнале «Крокодил», прорабатывали модников на собраниях. Но эта борьба не имела перспективы: сладость запретного плода превозмогала всё. Сегодня этот плод вновь становится запретным, но только с другой стороны. Однако похоже, что привлекательным он уже не будет. С одной стороны, его величество Бренд всё больше напоминает голого короля, а с другой – избавление от магии брендов как никогда отвечает и нашим национальным интересам, и интересам преодоления западной гегемонии.

    Дело в том, что магия бренда – один из столпов этой гегемонии, наряду с магией валюты. Переход на расчеты в рублях, который должен устранить недооцененность нашего экспорта, страна уже начала. Но столь же важно и выявить истинную цену западной интеллектуальной собственности, частью которой являются бренды, товарные знаки, знаки обслуживания и т. п. Сейчас ситуация напоминает время перед Реформацией, когда Римская церковь изо всех сил пыталась нажиться на продаже индульгенций, которые фактически были лицензиями на использование ее интеллектуальной собственности – отпущения грехов и грядущего райского блаженства. Чем это закончилось, мы знаем.

    Сегодня ту же роль играют символы красивой жизни, воплощенные в потребительских брендах. Но я уверен, что наша жизнь может быть красивой и без них.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •