Взгляд
30 ноября, среда  |  Последнее обновление — 20:59  |  vz.ru
Разделы

Зеленский испортил отношение поляков к Украине

Олег Хавич
Олег Хавич, политический аналитик
Негативное отношение к беженцам с Украины распространено в Польше во всех социальных и возрастных группах, больших и малых городах и без различия пола. А в середине ноября социологи признали, что существуют опросы, подтверждающие «настолько плохое» отношение поляков к украинцам, что их боятся опубликовать. Подробности...

На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Учитывая, что украинской пропагандой рулят специалисты из США, у потока видео с казнями может быть и другая причина. Не исключено, что Вашингтон готовится «слить» очередного своего союзника. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Американские шпионы запрещают китайских

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Кейс Huawei – это не просто эпизод торговой войны, это и есть сама война за разведданные и тотальный контроль населения. И американцы считают, что только они могут это делать. Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля
Подробности...

На Камчатке началось извержение вулкана Шивелуч

Шивелуч – один из наиболее крупных вулканов Камчатки, стал чрезвычайно активным. Это говорит о подготовке к мощному извержению, уверены вулканологи и сейсмологи. Ученые рекомендуют не приближаться к вулкану на расстояние ближе 15 километров
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Газпром отверг требования по иску Uniper

    Главная тема


    Европа придумала новый способ украсть активы России

    «пробный шар»


    Глава СВР Нарышкин заявил о подготовке Польшей референдума о присоединении Львовской области Украины

    «штат номер 51»


    Медведев: После сообщения о потерях ВСУ главе ЕК «прилетело по голове» из США

    сюрприз под елкой


    Ретейлеры назвали самые популярные новогодние подарки для россиян

    Видео

    уровень жизни


    Польскую экономику настиг худший сценарий

    бывший ссср


    Три причины для создания тройственного газового союза

    F-16 ВВС Украины


    Военных летчиков Украины готовят к встрече с неизвестными самолетами

    неэффективное оружие


    Почему натовская ПВО бессильна против российских ракет

    буряты и чеченцы


    Украинские фейки вынудили папу римского оскорбить народы России

    хит о релокации


    Алексей Зензинов: Бузова оказалась талантливее уехавших

    волна негатива


    Олег Хавич: Зеленский испортил отношение поляков к Украине

    всплеск ненависти


    Владислав Исаев: На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

    на ваш взгляд


    Насколько надежным союзником России является Казахстан?
    Тимофей Бордачёв

    Почему Европе не обойти Россию в Центральной Азии

    Тимофей Бордачёв
    Программный директор клуба "Валдай"
    22 ноября 2022, 18:00

    Пока рассуждения о возможности появления в Евразии транспортных коридоров, способных составить альтернативу российским, находятся в области фантастики. Более того, реализации таких проектов противоречат географические особенности региона, а также неспособность отдельных стран к тому, чтобы серьезно взяться за дело. Сама Европа при этом будет все более отделяться от остальной Евразии американским «железным занавесом». Поэтому России, Китаю, странам Центральной Азии и другим нужно думать, как выстроить общение с европейцами, чтобы их политические причуды не сводили на нет любые выгоды от экономических отношений.

    По мере того, как обрушение позиций Европы в международной политике выглядит все более необратимым, представители Брюсселя пытаются сохраниться в поле зрения остального мира если не делами, то громкими заявлениями. Особенно в этом качестве прославился старомодно выглядящий испанский дипломат Жозеп Боррель. Сейчас он исполняет роль главного публичного рупора Евросоюза и неоднократно привлекал к себе внимание высказываниями, которые в лучшем случае могут выглядеть как парадоксальные. Так, например, несколько недель назад он порадовал всех сравнением Европы с садом, вокруг которого простираются опасные джунгли окружающего мира. Это заявление вызвало весьма живую реакцию мировой общественности и потребовало разъяснений со стороны сотрудников самого европейского чиновника.

    На днях этот экстравагантный дипломат появился в странах Центральной Азии, которые опираются на Китай и Россию в решении своих задач развития и обеспечения безопасности от угрозы со стороны радикального исламизма. Высокие государственные чиновники региона, включая и отдельных глав государств, принимали европейского посланника со свойственным своей культуре радушием и вежливостью. Ему пожимали руки, внимательно слушали, кормили пловом и позволяли много рассуждать на важные для него темы. Боррель в свою очередь много говорил о сотрудничестве, из чего все наблюдатели сделали единственно возможный вывод: основные идеи, которые испанец привез в Центральную Азию, направлены на попытки внести раскол между региональными столицами и Москвой. Либо хотя бы громко порассуждать на эту тему, создав информационный повод в который раз уверить наивного европейского читателя, что где-то в глубине Евразии к Европе есть интерес.

    Все это было бы довольно забавным представлением, если бы не привычка многих российских наблюдателей всегда и везде видеть вероятный заговор против наших национальных или экономических интересов. На этот раз особое внимание привлек вопрос о создании неких транспортных и логистических коридоров в обход России. Эта тема вообще для нас весьма болезненна, и представитель европейской бюрократии знал, на каком сюжете подробно остановиться. Остается радоваться, что поиск заговоров, к чему мы настолько склонны в общественной дискуссии, имеет малое отношение к реальности, где действуют Российское государство и крупные компании.

    Так сложилось, что Россия занимает практически монопольное положение в сфере наземного транзита контейнерных и других грузов из Азии в Европу. За последние годы совокупное количество перевезенных товаров составляло в среднем порядка 750 тыс. двадцатифутовых контейнерных эквивалентов (TEU) в год. Драматические события 2022 года привели к сокращению этих объемов. За первые девять месяцев было перевезено на 15% меньше, чем в аналогичный период 2021 года и, весьма вероятно, общий спад за год составит порядка 25%.

    Фото: Донат Сорокин/ТАСС

    Хотя последние два месяца уже отмечены небольшим восстановительным ростом. По всей видимости, традиционные клиенты российской и казахстанской железных дорог все-таки находят способы пользоваться их услугами, не рискуя попасть под американские санкции. Однако часть транзита всё равно будет потеряна по причине геополитической нестабильности и увеличения рисков движения грузов через Польшу или прибалтийские республики бывшего СССР. Ситуации помогает кризис в морских перевозках, связанный с коронавирусными ограничениями в китайских портах.

    Такие устойчивые даже в условиях военного кризиса позиции российской логистической отрасли не возникли в одночасье. Например, в 2014 году общий объем транзита из Азии в Европу не превышал 150 тыс. TEU в год. За последующие годы транспортно-логистические мощности на российской территории были увеличены в четыре раза. По данным ведущего в отрасли исследовательского агентства InfraNews, это включает грузовые терминалы, вагоны и платформы, информационные системы и в конечном итоге «парковки», где происходит накопление и сортировка грузов.

    Всё это было сделано на основе российских инвестиций, без привлечения серьезных иностранных партнеров. Другими словами, действовали силы рыночной экономики и способность российских компаний концентрировать усилия на перспективном направлении. Это позволило нам за последние восемь лет добиться тех результатов, которые не смогли обрушить беспрецедентные экономические санкции Запада после начала специальной военной операции. Не говоря о том, что Россия получила новые рабочие места и уникальные навыки управления огромными транзитными потоками.

    При этом Россия всегда приветствовала появление и развитие других транспортно-логистических маршрутов. Это в любом случае хорошо для решения основной задачи российской внешней политики в соседних странах – укреплению там экономической основы сравнительной внешнеполитической самостоятельности. Основные потенциальные участники транспортных проектов на Каспии, например Казахстан и Азербайджан, представляют собой страны, ориентированные на экспорт энергоресурсов и распределение ренты внутри правящих элит. Они пока не были ориентированы на создание сложных производств, промышленности или современных инфраструктурных проектов.

    Поэтому за прошедшие семь лет после того, как вырос общий интерес к наземному транзиту в Евразии, этим странам не удалось создать убедительных мощностей на Каспии. По отзывам специалистов отрасли, сейчас казахстанский порт Актау и азербайджанский Алят располагают очень ограниченными техническими возможностями. Поэтому резко выросший в 2022 году интерес к этом маршруту пока остается без ответа – совокупный объем перевозок составил не более 45 тыс. TEU, а ожидание на отправку грузов на казахстанской стороне достигает 90 суток. Тем временем на Каспии начинается сезон штормов. Это вообще очень бурное и мелкое море, требующее использование контейнеровозов особого типа, которых там четыре или пять штук.

    И пока непонятно, может ли быть в условиях мирового кризиса решена задача, оказавшаяся непосильной для Астаны и Баку в гораздо более спокойных условиях. Для того, чтобы добиться здесь прорыва, требуются колоссальные финансовые и организационные усилия. А в силу некоторых структурных особенностей госуправления и экономики «на местах», всё это необходимо делать под полным контролем иностранных государств-инвесторов.

    Но тут вмешивается уже геополитика. С точки зрения географического положения страны Центральной Азии представляют собой логистический кошмар для любых попыток Запада создать там даже сравнительно надежную территориальную базу для действий против России и Китая. США и их союзники с большим трудом дотягиваются даже в Закавказье, а Центральная Азия – это настолько удаленный и замкнутый между Китаем, Россией и Ираном регион, что использовать ее как плацдарм совершенно невозможно. Поэтому влияние США и Евросоюза в этом регионе всегда будет измеряться только количеством их поклонников в социальных сетях. Максимум на что могут рассчитывать наши западные противники в Центральной Азии – это дестабилизация региона изнутри и через проникновение туда подконтрольных Западу террористических группировок. Но решение такой задачи не требует инвестиций в транспортно-логистические системы и создание рабочих мест, скорее наоборот.

    В свете всего сказанного мы можем реагировать на последние заявления европейской дипломатии двумя способами. Во-первых, с юмором, понимая, что всё это направлено исключительно на необходимость оправдать расходы на поездки Борреля по периметру российских границ. Во-вторых, задумавшись о том, как строить транспортно-логистическое сотрудничество в Евразии с учетом неконструктивного поведения Запада. Последнее потребует от России использовать ее опыт и технологические возможности для создания логистических маршрутов Север – Юг, а также подключения друзей в Центральной Азии к системе торгово-экономических отношений в регионе Индийского океана. России в новых обстоятельствах это будет только на руку.


     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •