Взгляд
23 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 20:38  |  vz.ru
Разделы

Нам была очень нужна победа в Мариуполе

Владислав Шурыгин
Владислав Шурыгин, военный эксперт, член "Изборского клуба"
В городских боях выработалось полное взаимодействие армий донецких республик и российской армии, а сами штурмующие город части превратились в подлинную военную элиту, воюющую не числом, а умением. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Творческий потолок оказался чужим дном

Сергей Лукьяненко
Сергей Лукьяненко, писатель
Для понимания нашей ПИЗРы – Патриотической Интеллигенции За Рубежом, ее удивительной агрессивности и нетерпимости, нужно знать некоторые базовые вещи из психологии. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Пусть 24 февраля продлится как можно дольше

Дмитрий Ольшанский
Дмитрий Ольшанский, публицист
Мы уничтожили неправильное настоящее и то будущее, куда так не хотелось идти. Наконец-то жизнь вздрогнула, резко развернулась, да и зашагала в другую сторону. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия заявила о спорном с Финляндией статусе двух территорий

    Главная тема


    Россия пробила украинский фронт в Донбассе

    «объективные факты и свидетельства»


    Небензя: Западные СМИ признали факт гибели жителей Бучи от украинской артиллерии

    «Казус суверенитета»


    Захарова: Зеленский легализует захват Украины поляками

    «живет не по средствам»


    В Британии против бизнесмена Петра Авена возбудили дело за нарушение санкций

    Видео

    валютные резервы


    Воровство российских денег Америкой уперлось в препятствие

    третий путь


    У Европы при отказе от российского газа есть лишь одно спасение

    страны-«сестры»


    Украина приняла польское «родство»

    рост цен


    Британия становится европейским лидером по приближению к нищете

    Российская валюта


    Зачем властям нужен сильный рубль

    военная элита


    Владислав Шурыгин: Нам была очень нужна победа в Мариуполе

    настоящий голодомор


    Владимир Прохватилов: Рука голода тянется на Украину с Запада

    неприкрытый выпад


    Глеб Простаков: Сможет ли БРИКС стать фундаментом нового многополярного мира

    на ваш взгляд


    Вы поддерживаете предложение закрепить в правилах русской орфографии написание слова «Бог» с заглавной буквы?
    Алексей Токарев

    Инцидент с самолетом толкает Белоруссию на восток

    Алексей Токарев
    доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО
    25 мая 2021, 12:10

    Среднемагистральный самолет летит вдоль меридиана из одной европейской столицы в другую. На полпути его принудительно сажают в третьей. Всё выглядит так, будто командир воздушного судна (КВС) принял самостоятельное решение. В реальности силовиков интересуют граждане, находящиеся на борту. Их специально выманили, чтобы задержать, посадив борт, и судить.

    Но доброжелатели позвонят в Москву, и операция, которую СБУ готовила больше года, провалится: 33 сотрудника ЧВК «Вагнер», участвовавших в боевых действиях в Донбассе, не сядут на борт рейса Минск – Стамбул, сотруднику СБУ не станет плохо в воздушном пространстве Украины, самолет не посадят в Борисполе, вагнеровцам не устроят показательное судилище.

    23 мая 2021 года поменялись детали, хотя стратегии действий похожи. Меридиан, две европейские столицы и принудительная посадка в третьей остались. Самый массовый гражданский самолет в мире, Боинг-737 в версии 800 (бортовой номер RYR1TZ), выполняет рейс по маршруту Афины – Вильнюс. На борту 123 пассажира, среди которых Роман Протасевич, основатель белорусского Telegram-канала Nexta, который курировал масштабные протесты в августе 2020 года (по неподтвержденным данным, Протасевич проходил диверсионную подготовку в неонацистском батальоне «Азов» и участвовал в боевых действиях на юго-востоке Украины).

    В 7:28 по UTC (10:28 местного времени) борт поднимается из Афин, отстав от расписания на 18 минут. В 8:24 всемирного координированного времени он достигает крейсерского эшелона 39 000 футов (11,9 км), а в 9:07 в воздушном пространстве Украины – крейсерской скорости в 460-470 узлов (850 км/ч) – зависит от набегающего потока. Примерно в 9:39, пролетая над небольшим белорусским городком Слоним, за 170-180 км до аэропорта назначения (а это пока Вильнюс), самолет должен уходить с эшелона. Менять угол тангажа, опускаясь в более плотные слои воздуха, снижать обороты двигателей, задействовать интерцепторы, на финальном участке – шасси, чтобы снижаясь по глиссаде, сбросить скорость до посадочных 240-250 км/ч и сесть на гостеприимную литовскую землю.

    Но что-то происходит, и самолет на прежнем эшелоне и скорости продолжает лететь в сторону литовской границы. В 9:46, когда до нее остается 34 км, борт делает правый крен и, выполнив разворот на 175 градусов по отношению к курсу на Вильнюс, в 9:47 (по сообщению командующего ВВС и ПВО Белоруссии Игоря Голуба) подает сигнал бедствия, а в 9:48 приступает к снижению. Если верить генерал-майору Голубу, МиГ-29 взлетает в 10:04, и это подтверждается данными объективного контроля. Гражданский борт ровно в это время подлетает к Минску на высоте 1828 м. Если этот тайминг будет подтвержден белорусскими ВС, придется признать, что МиГ-29 не принуждал «Боинг» к посадке. В 10:22 B-737-800 на земле. Силовики задерживают Протасевича, Следственный комитет Белоруссии возбуждает уголовное дело по факту ложного сообщения о минировании. В 20:47 борт вылетает из аэропорта Минск-2 и в 21:27 наконец-то садится в Вильнюсе.

    Фото:  Darius Mataitis/Global Look Press

    В эти несколько часов в европейских столицах парад дипломатической солидарности. Президенты, министры и пресс-секретари призывают провести расследование и освободить Протасевича, заявляя о недопустимости действий белорусских властей. Оппозиционер Светлана Тихановская, считающая, что выиграла президентские выборы 2020 года, обращается к Международной организации гражданской авиации ICAO, предлагая запретить международные полеты над своей страной, чем очень напоминает действия других оппозиционеров, периодически выпрашивающих у международных институций санкции для собственных стран.

    Официальная версия белорусской стороны: им поступило сообщение о том, что самолет заминирован. «И Афины, и Вильнюс просят Минск принять борт… КВС принял решение садиться в Минске», – пишет пресс-служба президента Белоруссии в Telegram-канале. От Барановичей, где находится 61-я истребительная база ВВС Белоруссии до курса «Боинга» примерно 42 км – несколько минут полета МиГ-29, который поднимают для сопровождения рейса Афины – Вильнюс. В сообщениях официальных белорусских медиа подчеркивается: «Гражданское судно к посадке не принуждалось». Авиакомпания Ryanair заявит, что сообщение о минировании КВС получил от белорусских диспетчеров. В этой связи крайне интересно послушать самих пилотов и расспросить их о том, как они взаимодействовали с МиГ-29, потому что разница между сопровождением гражданского борта и принуждением его к посадке очевидна.

    Вероятный сценарий развития ситуации в медиа: Белоруссия предоставит данные объективного контроля, объясняя, что КВС принял решение о посадке самостоятельно, на основании данных о бомбе, переданных диспетчером. Тогда обвинения западных политиков в использовании боевой авиации де-факто для борьбы с оппозицией, что могло поставить под угрозу жизни 123 человек, придется дезавуировать. Объективного ответа на вопрос, причастен ли ХАМАС к письму о бомбе на e-mail минского аэропорта, не случится.

    Ситуация с белорусским оппозиционером, летевшим из Греции в Литву на ирландском самолете, вызывает у международника раздвоение личности и внутренний бой двух ведущих школ. Международник-либерал, конечно, напишет: «Так нельзя!». Он напомнит о том, что, нарушая правила в отношении других, нужно быть готовым, что их нарушат в отношении тебя. Расскажет о безответственном поведении государственной власти, принуждающей гражданский борт к изменению курса истребителем с ракетами «воздух – воздух» Р-73Л. Заглянет в будущее, смотря на возможную встречу президентов Путина и Байдена гораздо более скептичным взглядом, чем до вынужденной посадки B-737-800. Наконец, назовет президента соседней страны, сильно поднявшего ставки, «воздушным пиратом».

    Международник-реалист, по определению сторонник превосходства силы над правилами, конечно, вспомнит и посаженный в Австрии в 2013 году самолет президента Боливии Моралеса (тогда искали американского медиабузотера Сноудена), и посаженный в Киеве в 2016 году рейс «Белавиа» (в данном случае армянского блогера Мартиросяна нашли, но отпустили). Украинцы тогда только угрожали поднять истребители. А в 2021 году белорусы истребитель подняли. Более того, реалист улыбнется, понимая, как красиво белорусские силовики утерли нос условным западным, к которым стоит отнести и украинских с их планами задержать вагнеровцев. Но у СБУ не получилось, а у белорусов – вполне.

    «Потому что может!» или «balls of steel» – восторженный тон комментариев в российских соцсетях похож на панегирик президенту Лукашенко. Он поступил так, как поступают иные европейские державы в соответствии с собственными или американскими национальными интересами. В мире двойных стандартов вспоминать о международном праве – право дипломатов, но не обязанность политиков. Проблема в том, что акт принудительной посадки борта совершило государство, которое не является великой державой и, соответственно, не участвует в выработке и формальных, и реальных правил игры. Отложенная ответственность за инцидент ляжет и на ближайшего союзника.

    Белоруссия не сделала ничего нового в международных отношениях по сравнению с другими. Иные союзники США боролись с собственными журналистами путем расчленения их в иностранных посольствах по заказу лидеров режима, но никаких санкций не случалось. Мир двойных стандартов создан не сегодня и рухнет не завтра. Принудительная посадка «Боинга» в Минске уже вызвала массовый отказ западных авиакомпаний летать над территорией Белоруссии, а ЕС, скорее всего, примет официальное решение о запрете. Из реальных последствий: для россиян незначительно увеличится полетное время, например, в Берлин, если полет будет бортом иностранной авиакомпании. Очевидно, часть Евро-Атлантики использует инцидент для очередных (и во многом бессмысленных) нападок на Россию: глава международного комитета парламента Великобритании уже заявил, что Лондон готов рассмотреть введение санкций против «Северного потока – 2».

    Похоже на действие мультфильма «А Баба-яга против» на фоне де-факто признания основных противников газопровода – американцев – его достраиваемого будущего. Коллективные санкции Запада против белорусских системообразующих компаний (после запрета полетов и персональных санкций) будут толкать Белоруссию еще сильнее в объятия России. России в этой ситуации следует просто помнить о нереализованных по разным предлогам дорожных картах в рамках Союзного государства.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •