Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

3 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине

На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?

2 комментария
Илья Ухов Илья Ухов Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

8 комментариев
21 января 2026, 13:20 • Экономика

Попытка сэкономить на газе поставила Европу в уязвимое положение

Попытка сэкономить на газе поставила Европу в уязвимое положение
@ MARTIN DIVISEK/EPA/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Европа так быстро начала откачивать газ из подземных хранилищ, что поставила под угрозу собственную энергетическую безопасность в отопительный сезон. Замерзать из-за дефицита газа европейцы не будут, однако экономические последствия могут оказаться печальными. Чем именно опасна ситуация с низким уровнем запасов газа в ПХГ?

Запасы газа в подземных хранилищах Европы впервые за этот отопительный сезон опустились ниже 50%, передает ТАСС со ссылкой на Gas Infrastructure Europe (GIE). Общий объем газа в ПХГ снизился до 55,1 млрд кубометров, что на 15% меньше средних показателей на эту же дату за последние пять лет и на 11% ниже, чем год назад.

Отопительный сезон в ЕС начался 13 октября, и с тех пор европейцы использовали из ПХГ 41 млрд кубометров газа.

Газпром бил тревогу еще в ноябре прошлого года, когда указывал на рекордные темпы отбора газа из подземных хранилищ Европы, что снижает производительность европейских ПХГ. Уже тогда запасы в хранилищах были значительно ниже предыдущих лет.

«Самое страшное для европейцев – это морозы в начале весны, а у них бывало, когда в марте были сильные морозы. Почему это страшно? Потому что подземные хранилища опустошены, давление падает, и компании уже не могут много извлекать ежесуточно. Поэтому возросшие потребности приходится удовлетворять за счет роста импорта», – рассказывает Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).

Проблема в том, что нарастить импорт за счет трубопроводных поставок газа европейцы не могут. Трубопроводные поставщики – Норвегия, Алжир, Россия и Азербайджан – качают уже по максимуму, они ничем не могут помочь. Единственный, кто мог бы нарастить экспорт – это Россия, так как у нее есть дополнительный газ, но европолитики решили, что справятся сами. Поэтому у ЕС остается один вариант нарастить импорт – за счет увеличения поставок СПГ. А у СПГ, в отличие от трубопроводных поставок, есть один большой минус.

«За СПГ придется платить все больше и больше, чтобы конкурировать за него с азиатскими покупателями, чтобы продавец направил танкер именно европейскому покупателю.

Если в Азии тоже погода будет холодная, то могут возникнуть даже аукционы за поставки СПГ: кто больше даст денег, тому СПГ и уйдет. Это очень благоприятная ситуация для роста цен. В сценарии идеального шторма цены могут уйти выше 1000 долларов за тысячу кубометров.

А это путь к росту инфляции и к деиндустриализации экономики ЕС. Потому что промышленные потребители будут сокращать свое производство, лишь бы не покупать этот дорогой газ», – объясняет Игорь Юшков.

В декабре тысяча кубометров газа в Европе стоила 334 доллара, в январе цены уже начали расти – до 370 долларов.

«Ситуация в ЕС немного напоминает «попрыгунью-стрекозу» из известной басни Крылова, которая не подумала вовремя о том, что зима неизбежно наступит и может быть холодной, а потом не понимала, что делать дальше, когда холодно.

Ситуация, когда во всех европейских ПХГ дефицит газа, опасна прежде всего аномальным ростом цен, примерно таким, как это было в 2022 году, когда стоимость тысячи кубометров газа достигала 4000 долларов.

И чем холоднее будет погода при дефиците газа, тем, разумеется, сильнее она будет толкать вверх спрос и цены на газ», – говорит Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.

Почему же ЕС довел ситуацию с запасами газа в подземных хранилищах до необдуманно низких уровней?

Юшков полагает, что причина может крыться в низких ценах на газ в ноябре–декабре. Компании, которые закачивали газ в ПХГ летом и осенью по более высоким ценам, испугались, что дальше в силу такой теплой зимы цены на газ еще больше упадут. Поэтому видели смысл достать и продать этот газ сейчас, чтобы не потерять потом еще больше, полагает эксперт.

Кроме того, в ЕС считали, что могут легко в случае необходимости увеличить закупки СПГ у США, с которым связаны соглашением о покупке энергоресурсов на 750 млрд долларов в течение трех лет, говорит Мильчакова. «Проблема в том, что быстро поставить СПГ из Америки в Европу не всегда есть возможность, в отличие от поставок газа по трубопроводам. Кроме того, цены в Азии, если и там тоже погода будет холодной, могут аномально вырасти, и поставщики из США предпочтут направить свой газ в Азию вместо Европы, так как долгосрочными контрактами с ЕС они не связаны. Тогда ЕС придется полагаться на поставки СПГ от других поставщиков, включая Россию, что еще не запрещено. Не исключено, что решение о запрете российского СПГ в 2026 году может быть пересмотрено как из-за холодной погоды, так и из-за ухудшения отношений с США из-за Гренландии», – заключает Мильчакова.

Кроме экономических, могут быть и политические последствия: ЕС станет более сговорчивым в отношениях с США по поводу Гренландии, добавляет она.