Борис Акимов Борис Акимов Постмодерн – это деменция человечества

Сейчас мы с вами находимся ровно в точке победившего «развитого постмодернизма». Кажется, что все уже было, все уже сказано, правды нет, никому и ничему не верю, или верю только в то, во что хочу. А могу сменить и веру, и убеждения, и национальность, да и пол заодно. А потом обратно все вернуть.

3 комментария
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Камчатка-блюз» на фоне толп туристов

Я потерялся в Петропавловске, который знал как свои пять пальцев. Теперь город шагнул в сторону вулканов, понастроена куча шоссе, объездные дороги по сопкам – и все такое новенькое и хрустящее. Это очень сильно отличается от того ужаса, который царил здесь все 1990-е. Это два совершенно разных города.

8 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Культ обиженности – путь бесов

Идеологи, которые пытаются присвоить людям статус жертвы, могут казаться в чем-то привлекательными – в мире действительно много несправедливости. А считать виновным в своих бедах кого-то другого – это путь наименьшего сопротивления, на который очень соблазнительно свернуть.

13 комментариев
2 октября 2025, 08:34 • Экономика

В чем секрет необычно крепкого рубля

В чем секрет необычно крепкого рубля
@ Егор Алеев/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

От российского рубля уже давно ждут ослабления на рынке. Ведь снижение доходов бюджета происходит в том числе по его вине. Тем более что многие факторы – от падения нефтяных котировок до геополитики – играют против рубля, но доллар по-прежнему 83, а не больше 100, как в начале года. В чем секрет необычной крепости российской валюты? И не грозит ли это резким обвалом?

Российский рубль вновь удивляет своей необычной крепостью. Бюджету, который испытывает трудности с наполнением, нужен более слабый рубль, а экономисты еще с августа ждут ослабления рубля. Исторически осенью его курс, как правило, падает. Более того, на рынке снижаются цены на нефть, акции идут вниз, появляются новые геополитические угрозы, в конце концов, процентные ставки в экономике снижаются, но рубль по-прежнему 83 к доллару против 101-104 в январе 2025 года.

«Мы наблюдаем укрепление рубля и последующее снижение значений до 81-82 за доллар и 95-96 за евро. На данный момент нет серьезных причин для роста курса доллара или евро к рублю», - считает Юлия Хандошко, СЕО европейского брокера Mind Money (бывший «Церих»).

Главный фундаментальный фактор, который оказывает влияние на рубль в последние несколько лет, – это экспортно-импортные операции. Несмотря на снижение импорта, отмечается профицит торговых операций. Это значит, что валюты заходит больше, чем уходит. Однако профицит счета за шесть месяцев этого года был на 40% меньше, чем годом ранее. «И экспорт, и импорт в этом году были подавленными: экспорт – санкциями, крепким рублем и слабой конъюнктурой цен на нефть и газ, а импорт – низким спросом, рекордными ставками и затоваренными складами», – говорит Александр Бахтин, инвестиционный стратег «Гарда Капитал».

Секрет крепости рубля в 2025 году, судя по всему, кроется в административных мерах.

«Главный фактор, который оказывает влияние на курс рубля, – это обязательство по продаже валютной выручки. Продажа экспортерами установленного объема валюты повышает спрос на рубль и держит курс в нужных значениях, не позволяя колебаться больше, чем нужно», – говорит Хандошко.

Кроме того, валюта в страну заходит, а выйти ей не так-то просто. «Государство не только периодически усиливает требования к продаже валютной выручки экспортерами, но также активно управляет ликвидностью в юане через операции Минфина и ЦБ и в целом сильно ограничивает каналы оттока капитала. Наличными можно вывезти иностранной валюты не больше эквивалента 10 тыс. долларов на человека, больше нельзя даже с декларацией. Безналом со счета в зарубежные банки можно отправить до 1 млн долларов в месяц, но российские банки отключены от системы международных денежных переводов SWIFT, а через системы денежных переводов можно отправлять только до 10 тыс. долларов в месяц», – говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Однако первый, кто страдает от такого крепкого рубля, – это бюджет страны, где изначально закладывался курс на уровне 95 рублей за доллар. Однако в реальности курс ниже. Поэтому при переводе экспортной валюты в рубли доходы бюджета оказываются меньше плана.

«Сильный рубль – одна из причин расширения дефицита бюджета над плановыми показателями.

Отклонение курса доллара на один рубль от заложенных в бюджет данных приводит к росту дефицита бюджета на 130-150 млрд рублей. То есть порядка трети от всего дефицита бюджета обусловлено более сильным рублем»,

– посчитал руководитель аналитического управления банка ЗЕНИТ Владимир Евстифеев.

«Доля доходов от продажи энергоресурсов составляет порядка 30%, поэтому очевидно, что крепкий рубль в серьезной степени виновен в недоборе нефтегазовых поступлений в бюджет в этом году. В этом году нефтегазовые доходы ожидаются на уровне 8,7 трлн рублей против 11,1 трлн в прошлом году. Спад может превысить 20% в годовом выражении», – говорит Бахтин. Более комфортным для экспортеров и бюджета был бы курс 90+ рублей за доллар, но, по последним оценкам Минэкономразвития, средний курс рубля к доллару по 2025 году составит 86,1 рубля, добавляет эксперт.

Однако резкого ослабления российской валюты эксперты не ожидают. Они ждут ослабления курса, но плавными темпами.

«Рывок к 100 рублям за доллар возможен лишь при сочетании ряда факторов: падения нефти ниже 60 долларов, ускоренного снижения ставки и новых ограничений на экспортные потоки или усиления валютных покупок для бюджета.

Сейчас ЦБ прямо говорит про осторожные шаги, а нефть уже учла часть негатива, поэтому базовый сценарий – без резких движений», – объясняет Чернов.  Резкое ослабление рубля возможно лишь при существенном падении экспортных доходов либо резком снижении ключевой ставки ЦБ РФ, что выглядит маловероятно, согласен Евстифеев.

Он ждет курс доллара 84-87 рублей к концу октября и 87-92 рубля к концу текущего года. Бахтин ждет до конца осени курс 83-85 рублей за доллар и 87-88 в декабре.

Чернов базово ждет коридор по доллару 81-86 в октябре и 86-95 к концу года, по евро – 95-98 в октябре и 97-103 к концу года. Ослабление будет плавным, если ЦБ будет снижать ставку осторожно, а нефть удержится около 65 долларов за баррель.