Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

13 комментариев
15 января 2026, 16:45 • В мире

Российские специалисты отразили вторжение в сердце Африки

Российские специалисты отразили вторжение в сердце Африки
@ Tsgt Brian Kimball/ZUMA/Global Look Press

Tекст: Евгений Крутиков

В Центрально-Африканской Республике подводят итоги прошедшей сразу после Нового года череды столкновений с местными племенами и иностранными наемниками, попытавшимися захватить столицу одной из провинций. Ключевую роль в отражении этой атаки сыграли российские военные специалисты. Как такое произошло?

В конце декабря 2025 года президент Центрально-Африканской Республики (ЦАР) Фостен-Арканж Таудера выиграл с подавляющим преимуществом очередные выборы – и тут же столкнулся с попыткой вооруженного мятежа. В ночь после выборов 29 декабря первая группа из 60 вооруженных людей, преимущественно иностранных наемников и представителей племени азанде, пересекла границу ЦАР с территории Южного Судана и двинулась в сторону населенного пункта Бамбути, столицы префектуры (провинции) Верхнее Мбому.

Это отдаленная территория, одна из самых запущенных с точки зрения инфраструктуры даже по меркам Центральной Африки – крайняя юго-восточная точка ЦАР. От столицы ЦАР Банги она отстает почти на 1,5 тыс. км, там практически нет дорог, связи, да и в целом примет цивилизации. Верхнее Мбому вообще считается едва ли не одним из самых труднодоступных регионов мира, в котором долгое время не существовало никакой организованной государственной власти.

Живущее там на стыке формальных границ ЦАР и Южного Судана (на практике в саванне и джунглях нет никакой границы) племя азанде, близкородственное пигмеям Конго, вообще никакой власти долгое время не признавало и до середины ХХ века существовало в каменном веке. Англичане принесли на эту землю миссионерство и автоматическое оружие, но часть азанде после знакомства с ними переселилась в джунгли Конго к пигмеям, а оставшиеся выращивают кукурузу и оказались восприимчивы к колдовству и разнообразным псевдохристианским сектам.

В частности, долгое время азанде активно поддерживали так называемую Господню армию сопротивления – деструктивную секту, практикующую вербовку детей и человеческие жертвоприношения, которая с 1986 года терроризирует некоторые районы Южного Судана, Уганды и северо-востока ДР Конго. Против «Господней армии» все соседние государства годами ведут войну, но после очередного разгрома секта каждый раз возрождается, отсиживаясь в непроходимых районах Южного Судана на границе с ЦАР.

Кстати, еще в XIX веке первым европейским ученым, кому удалось установить контакт с азанде, был русский Василий Васильевич Юнкер, который пешком прошел по заданию Русского географического общества по этой земле вплоть до притоков реки Конго. Именно ему первым удалось близко познакомиться с «людоедами ньям-ньям», как тогда называли народ азанде. И он же первый нарисовал карту этого региона, за что получил золотую медаль Британского королевского географического общества.

Относительное спокойствие и даже зачатки государственной власти в провинцию Верхнее Мбому принесли несколько лет назад российские военные специалисты, в основном из группы «Вагнер».

Формально это все-таки территория ЦАР, и для восстановления государства требовалось установить контроль над всей территорией страны. «Вагнеровцы» путем переговоров с вождями азанде добились от них относительного мира и даже организовали местную милицию под названием «Азанде Ани Кпи Гбе» (ААКГ, в почти дословном переводе «много азанде должны умереть»).

При этом большая часть азанде проживает все-таки в соседнем Южном Судане и в это ополчение не вошла. После ухода «Вагнера» ополчение азанде попало под иностранное влияние. На стороне центрального правительства в Банги остались примерно 200 человек, которые получили неформальное название «Занде Вагнер». Остальная группировка из местной самообороны деградировала в бандитскую структуру, которая принялась терроризировать местное население по религиозному и этническому признакам. Особенно доставалось местным мусульманам, несколько тысяч которых убежало в ДР Конго и были там помещены в лагеря беженцев. Христиане же сбивались под охрану католической церкви в городке Земио.

Некоторые французские источники утверждают, что нападение наемников из Южного Судана, вовлекших в свою деятельность впечатлительных азанде, никак не связно с президентскими выборами в ЦАР. Тому есть свои аргументы. Азанде не живут в городах, им безразлично, какая власть в ЦАР или в Южном Судане с ДР Конго, но они склонны демонстрировать силу и с этой целью атакуют именно государственные символы вроде провинциальной столицы. Однако факты свидетельствуют о другом.

Первый отряд азанде столкнулся с небольшой (всего 20 человек) заставой правительственных войск (FACA), которая оказать сопротивление не смогла и после короткого боя отступила в город Бамбути, где укрылась на базе миротворческих сил ООН (МИНУСКА). Основной контингент миротворцев в Центральной Африке (не только в ЦАР) составляют непальцы-гуркхи, которые уже несколько раз и в разных странах демонстрировали воинскую стойкость, храбрость и ответственность. Например, именно они единственные, кто оказал летом прошлого года активное сопротивление наступлению тутси на востоке ДР Конго. Отношение в ЦАР к МИНУСКА в целом негативное, поскольку задачи свои не выполняют, но именно непальцы заслужили уважительное к себе отношение.

К азанде подошло подкрепление, и они силами до 170 человек окружили базу непальцев, попутно вырезая местное гражданское население. К Новому году ситуация стала критической. Российским военным специалистам и Африканскому корпусу пришлось принимать ответственность на себя.

«К утру 1 января 2026 года была спланирована и проведена ответная операция. Три сводные штурмовые группы FACA при поддержке российских союзников приступили к выполнению боевой задачи по деблокированию базы МИНУСКА и зачистке Бамбути и окрестностей», – рассказал анонимный собеседник агентства ТАСС.

Операция по освобождению базы и города длилась примерно четыре часа и завершилась полным возвращением Бамбути под контроль властей. В результате боев потери среди боевиков составили около 50 человек убитыми и ранеными, а основные задачи были выполнены с минимальными потерями среди сил безопасности. 2 января операция полностью завершилась. Потерь среди российских специалистов нет.

При всем уважении к народу азанде можно поставить под сомнение самостоятельность их действий.

Среди нападавших было много наемников, говоривших по-арабски. Именно они могли спровоцировать вождей азанде на террористическую акцию после выборов президента Туадера.

В то же время местные власти и авторитеты настаивают на продолжении переговоров с ААКГ, которое, по их мнению, просто «сбилось с пути». В частности, епископ Бангассу, известный итальянский миссионер Аурелио Гаддзера говорит в интервью французскому телевидению: «Вожди и официальные лица должны прислушаться. Этот регион десятилетиями был заброшен – ни дорог, ни инфраструктуры. Тут очень необходимо развитие».

Позиция французов понятна. Они стремятся показать, что ситуация в провинции Верхнее Мбому нестабильна, поскольку центральное правительство в Банги не справляется. Следовательно, не справились и российские специалисты, которые призваны заниматься как раз безопасностью. С этой пропагандистской целью французы и отрицают очевидное внешнее провоцирование конфликта. Мол, Туадера, опирающийся на русских, переизбрался на очередной срок, а погасить конфликт вокруг азанде так и не может.

Но на деле именно российские военные специалисты сперва успешно замирили (без изначального применения силы) неконтролируемое племя, а затем и создали основу для формирования в отдаленной провинции зачатков государственной власти.

И именно они сейчас пришли на помощь и правительственной армии, и миротворцам из Непала, которых в случае взятия боевиками ААКГ города Бамбути гарантированно бы убили и выпотрошили в поисках колдовской сущности. Это там нормально, это обычай такой, поскольку враг азанде по определению находится в лапах мангу.

С одной стороны, вся эта история демонстрирует, что противники восстановления государственности центральноафриканских и сахельских государств способны провоцировать вооруженные конфликты с целью дестабилизации, используя неприличные методы типа ангажирования полудиких племен. С другой – мы наглядно видим, в каких сложных и неудобных условиях приходится работать в Центральной Африке российским военным специалистам.

Конечно, масштабы операций не велики, если считать противника по головам. Но надо и знать местные условия и понимать своего противника (который, кстати, если с ним правильно поговорить, вполне может вдруг стать союзником). Российские миссии в Африке – это не прогулочное сафари, а опасная, тяжелая и утомительная работа, которая на выходе формирует имидж России как помощника тем силам на континенте, которые хотели бы мира и стабильности. И кстати, к миротворцам ООН из МИНУСКА давно уже накопилось много вопросов, несмотря на местами проявляющийся героизм непальцев. Но в конце концов выясняется, что русские – надежней.