Сергей Худиев Сергей Худиев Как войти в новый год без тревоги

Во всеми нами любимой комедии про Ивана Васильевича, который меняет профессию, есть песенка со словами «все на свете было не зря, не напрасно было». Для наших предков это было не поэтической метафорой – а ясной, непоколебимой верой в промысел Божий.

3 комментария
Антон Беликов Антон Беликов Русский императив ждет праздник

Русские – вечно забывающий народ. И потому вечно юный, не несущий ярма исторической памяти. Мы забыли гораздо больше, чем многие народы когда-либо знали. Но умея забывать, мы умеем и вспоминать.

7 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Восстановление новых регионов для Зеленского страшнее, чем «Орешник»

Новые регионы превращаются в витрину, показывающую, как может выглядеть жизнь территорий, которые некогда входили в состав Украины. Это все очень контрастирует с тем, что происходит на Украине. И этого боится Зеленский.

8 комментариев
29 декабря 2024, 09:20 • В мире

Свой последний удар Байден нанес по Грузии

Свой последний удар Байден нанес по Грузии
@ Will Oliver/CNP/Global Look Press,REUTERS/Irakli Gedenidze

Tекст: Дмитрий Бавырин

В последние дни на посту президента США Джо Байдена заинтересовали орлы и грузины, в частности, он принял решение ввести санкции против бизнесмена Бидзины Иванишвили якобы за то, что он развернул Грузию от Запада к России. Появился ли у грузинской оппозиции шанс на реванш, раз уж президент США пусть и запоздало, но все-таки вмешался в конфликт вокруг Грузии?

«За подрыв евро-атлантического будущего в интересах России».

Если бы дело происходило в самой России, такая формулировка звучала бы как тост или название медали. Но в США это официальное обоснование санкций, введенных против самого богатого человека Грузии – Бидзины Иванишвили.

Кажется, в Грузии теперь тоже считают, что это награда или тост, но произносят его по-своему. «За защиту национальных интересов», – так обосновал введение санкций премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе. Формально именно он в Грузии – главный начальник, однако принято считать, что Иванишвили, как основатель правящей партии «Грузинская мечта», всех влиятельнее. Он, так сказать, владелец предприятия, а министры – его наемные менеджеры.

«Бидзина Иванишвили и до сегодняшнего дня де-факто находился под санкциями, и его шантажировали в течение трех лет формальным их введением. Теперь исчезли основания для этого шантажа. Таким образом, ничего не меняется», – объясняет Кобахидзе. По его словам, у самого Иванишвили такое же мнение.

Грузинские власти в известном смысле храбрятся. Иванишвили все-таки бизнесмен, а американские санкции (в отличие, например, от санкций ЕС) довольно токсичная вещь для бизнеса. Их правовой смысл в том, что любой американский ресурс, который был задействован при сделке с подсанкционным лицом, это основание для уголовного дела и требования об экстрадиции (а соглашение о выдаче подозреваемых Вашингтон подписал много с какими странами).

Фокус в том, что этим ресурсом может быть признано что угодно, косвенно связанное с США – от долларов до электронной почты.

То есть все американцы при виде подсанкционного лица должны держаться от него подальше и строго следить, чтобы это лицо не соприкоснулось ни с чем американским, иначе всех причастных ждет тюрьма.

Однако Бидзине Иванишвили тюрьма пока что угрожает навряд ли, каким бы ни был истинный список претензий к нему со стороны Вашингтона. Депутат от «Грузинской мечты» Владимир Божадзе, например, заявил, что истинная причина – «отказ открыть второй фронт против России». При этом депутат сослался на встречу Иванишвили с бывшим послом США в Грузии Келли Дегнан, которая об открытии «второго фронта» якобы и просила.

Впрочем, это было давно. Более вероятная причина санкций – кто-то в Евросоюзе (может, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен или президент Франции Эммануэль Макрон) попросил уходящего на пенсию союзника – старину Джо Байдена – поучаствовать в «битве за Тбилиси», которую американцы почти игнорировали.

Европейцы ведут эту битву скорее из принципа и в надежде хоть на какую-то выгоду. Схватку за власть в Грузии Запад уже, по сути, проиграл: попытка «цветной революции» в Тбилиси провалилась, но предстоит еще один штурм – 29 декабря, когда из президентского дворца будут силой выводить бывшего президента Саломе Зурабишвили, а она и оппозиция будут этому сопротивляться.

В преддверии этих событий, как элемент торга или угрозы, против Иванишвили и ввели санкции. До того США в водоворот событий вокруг Грузии лезли неохотно, будучи погружены в другие проблемы. Уходящий президент Джо Байден, как считается, расслабился и стал совсем плох, появляется только в местах, где не может не появиться без скандала (например, на церемонии зажжения Рождественской елки).

В минуты просветления ему пачками приносят законы или предложения о помиловании, которые он пачками же и подписывает. Например, 25 декабря подписал сразу 50 законов. Патриарх улаживает последние дела перед уходом на покой.

На список этих дел невозможно смотреть без смеха. В конце президентства от Байдена ждали резких ходов и изощренных интриг, направленных против России и Дональда Трампа. Он действительно дал распоряжение снабдить Украину деньгами и оружием на полгода вперед, но в остальном «ест чижиков» – точнее, легализует орлов.

Кроме шуток: одним из подписанных законов в тех пяти десятках стало признание национальной птицей США белоголового орлана. Того самого, который с 1782 года изображен на американском гербе (точнее – на большой печати) и все это время считался национальной птицей неофициально. Теперь – считается официально. Наконец-то Байден нашел для этого место и время.

Введение санкций против Иванишвили – дело несколько более срочное, но столь же необязательное, поскольку менее чем через месяц (и через три недели после предновогодней сутолоки у президентского дворца в Тбилиси) лидером США станет Дональд Трамп.

Пока что план Запада (в основном Евросоюза) представляется как организация 29 декабря потасовки для обвинения властей Грузии в диктаторских методах. Но этот план – не план Трампа, ему вообще нет никакого дела до Грузии и того, какие у Байдена или ЕС были на нее виды в свете конфликта с Москвой.

В чем бы Иванишвили не отказал Западу, он отказал, опять же, не Трампу. Сам Трамп у него ничего не просил и претензий к нему не имеет.

Наконец, Трампа сложно убедить в том, что США должны поддерживать Зурабишвили против Иванишвили, так как убеждающий рискует нарваться на эмоциональный взрыв.

Трампу хотят предложить такую картину, в которой США должны встать на сторону президента с истекшими полномочиями и на сторону протестующих в Тбилиси, потому что выборы в Грузии были «нечестные». Приступ гнева неизбежен, если Трамп узнает в этом собственную ситуацию 2020 года (а ее трудно не узнать).

«Почему же тогда МЕНЯ не поддерживали?!» – так, вероятно, заорет эгоцентричный Трамп, вспомнив, как четыре года назад органы власти США давили его и его сторонников.

Если разбирать эту ситуацию хоть в политическом, хоть в эмоциональном плане, в «Грузинской мечте» по делу демонстрируют спокойствие. Нет ни одного признака того, что Трамп продолжит ту борьбу США с Тбилиси, которую начал Байден. Скорее Иванишвили будет проще найти общий язык с Трампом, чем Урсуле фон дер Ляйен с ними обоими.

Учитывая все эти перспективы, санкции США против Иванишвили – это даже не удар, а пощечина. От человека с физическими характеристиками Джо Байдена уже не стоит ждать большего.

..............