Андрей Полонский Андрей Полонский Зеленский предчувствует свою участь

Человек смертен, и, главное, внезапно смертен. Никто не знает, сколько кому на роду написано. Теряющему разум Зе явно стоит внимательно оглядываться по сторонам...

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Искусственный интеллект никогда не заменит учителя

Конечно, в чем-то ИИ может быть полезен – но общество, в котором им попробуют заменить учителя, долго не протянет. Детей должны учить люди – хорошие люди, носители высокой культуры и твердых нравственных убеждений – а не роботы.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Зеленский меняет Украину на свою жизнь

Подписание соглашения с США для Зеленского – это конец политической карьеры. Его условия настолько кабальны, что больше напоминают репарации побежденной страны, нежели проект инвестиционного сотрудничества. Это обнулит политическое будущее Зеленского.

8 комментариев
10 декабря 2024, 09:00 • В мире

Как России сохранить военные базы в Сирии

Как России сохранить военные базы в Сирии
@ Дмитрий Виноградов/РИА Новости

Tекст: Роман Крецул

На фоне стремительно меняющейся обстановки в Сирии неясной остается судьба российских военных баз. С одной стороны, к власти пришли противники Асада. С другой, в сирийской оппозиции обещают, что новые власти планируют соблюдать заключенные при Асаде соглашения. И хотя доверять заявлениям захвативших власть сил стоит осмотрительно, опыт договоренностей с ними есть, напоминают эксперты.

Российские военные принимают дополнительные меры предосторожности для обеспечения безопасности баз в Сирии, заявил в понедельник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он подчеркнул, что безопасность этих объектов является приоритетной задачей, поэтому налаживаются необходимые контакты и принимаются меры предосторожности.

По словам Пескова, вопрос сохранения российских баз в Хмеймиме и Тартусе в дальнейшем будет зависеть от переговоров с будущим руководством Сирии. Он также указал, что сейчас в стране наблюдается период трансформации и нестабильности, что делает преждевременным обсуждение этого вопроса.

В то же время источник ТАСС в Кремле сообщал, что российская сторона получила от лидеров вооруженной сирийской оппозиции гарантии безопасности российских военных баз и дипломатических учреждений на территории республики. По его словам, российские представители контактируют с сирийской оппозицией.

В то же время оппозиционер Анас аль-Абда, входящий в сирийский национальный совет, базирующийся в Стамбуле, отметил, что для новых властей страны крайне важно поддерживать хорошие отношения с Россией. Он подчеркнул, что Россия является «очень важным игроком в мире», сотрудничество с ней поможет Сирии справиться с многочисленными вызовами.

В свою очередь, член исполнительного аппарата и глава отдела внешних связей Сирийского национального координационного комитета Ахмед Аль-Асрави выразил уверенность в том, что Сирии не следует отказываться от соглашений с Россией, которые отвечают ее интересам. «Мы должны связать их с интересами Сирии и ее связью с арабским делом», – цитирует Аль-Асрави РИА «Новости».

Напомним, ключевые места дислокации российских военных в Сирии – это авиабаза Хмеймим и пункт базирования ВМФ в Тартусе. Они находятся в западной части республики (Латакия) на побережье Средиземного моря. В 2017 году Москва и Дамаск подписали два соглашения, которые определяли порядок использования баз на ближайшие 49 лет с опциями автоматического продления еще на 25 лет.

По мнению экспертов, представители России наверняка вели переговоры о сохранении баз еще до того, как боевики на севере и оппозиция на юге начали свою военную операцию. Однако сейчас появляется риск того, что эти группировки начнут воевать между собой, допустил Вадим Козюлин, заведующий центром ИАМП Дипломатической академии МИД РФ.

В этой связи России придется, наоборот, усилить свое присутствие в Сирии, «налаживать отношения с разными сторонами, следить за ними, наблюдать и вести переговоры». По его словам, оставлять базы нельзя – они имеют важное геополитическое значение и обеспечивают присутствие России в Африке и Восточном Средиземноморье.

«При этом в Сирии сейчас создается широкий спектр рисков для наших военных баз: от террористических атак, в том числе с использованием БПЛА, до полного вывода российских военных. Надо понимать, что у нас базы были не только в Тартусе и в Хмеймиме. Российское присутствие фактически распространялось на всю территорию, которую контролировали правительственные силы», – также обратил внимание военкор Александр Коц.

Речь идет о Пальмире, курдских землях и Манбидже. «Насколько мы понимаем, на сегодня имеется договоренность о том, чтобы с этих территорий наши военные выехали беспрепятственно. И судя по тому, что видно на кадрах в арабском сегменте соцсетей, они организованно выходят со своим вооружением и техникой, двигаясь в сторону основного места дислокации – это Хмеймим и Тартус», – рассказывает спикер.

По его словам, на эти две точки логистически завязаны практически все проекты России на Африканском континенте. «Чтобы добраться в Африку, в качестве промежуточной точки всегда использовалась авиабаза в Хмеймиме. Если же нас оттуда «попросят», все договоренности окажутся под угрозой», – детализирует аналитик.

Коц объясняет: Африка сейчас для России играет важнейшую роль. «Силами этого региона мы обеспечиваем политику многополярного мира и прорываем изоляцию, которую навязывает Запад. Более того, потеря баз отразится на всем нашем присутствии в Средиземноморье», – допускает эксперт.

«Если мы покинем Тартус, то в этом регионе нам вряд ли кто-то «нальет стакан пресной воды». Также нам придется свести к минимуму учения на этом направлении. При этом доверять заявлениям оппозиции, пришедшей к власти в Дамаске, нам не стоит»,

– полагает Коц. «Оппозиция сейчас крайне неоднородна: это разные группировки, которые когда-то враждовали между собой и, возможно, до сих пор не достигли мира. В стране может сложиться ситуация, когда представитель в условном Стамбуле скажет одно, в Катаре – другое, а глава ХТШ (запрещена в России) Абу Мохаммед аль-Джулани заявит третье», – рассуждает военкор.

Сейчас у новой сирийской власти идет процесс формирования внешнего имиджа. «Они говорят нечто такое, что не соотносится с привычным представлением о них. Но всегда стоит держать в голове тот факт, что мы бомбили эти группировки, когда освобождали Алеппо и другие территории. Поэтому какой-то зуб у них на Россию наверняка имеется», – поясняет аналитик.

«Таким образом, нам предстоит долгий и сложный дипломатический путь переговоров с теми представителями, которые имеют в стране реальный политический и военный вес. Специалисты по таким переговорам у нас есть, потому что мы вели этот процесс еще когда шла активная фаза операции в Сирии до 2020 года. Конечно, ситуация сейчас сильно поменялась, но наши дипломаты никуда не делись», – объясняет Коц.

Кто больше всего выиграл от падения режима Асада в Сирии?




Результаты
20 комментариев

Заинтересованность новых сирийских властей в сохранении российских баз будет зависеть от того, что Россия будет предлагать и о чем она будет договариваться, полагает политолог Кирилл Семенов.

«Необходим диалог, а там уже будет ясно, что стороны могут друг другу предложить и какие у нас есть общие интересы и точки соприкосновения. Понятно, что пока не сформировано переходное правительство, эти базы останутся, а дальше уже надо будет решать с ними», – пояснил он.

«Пока речи о выводе баз не было, и оппозиция об этом не говорила. Пока все остается как есть», – заключил Кирилл Семенов.

..............