Этот атомный, атомный, атомный мир
14 июля 2025, 11:46 Мнение

Этот атомный, атомный, атомный мир

Мы можем получить ужасный атомный мир, где ядерное оружие превращается из лучшего инструмента предотвращения войны в стимул для ее начала. А все потому, что Соединенные Штаты и их союзники сами, своими руками, разрушают режим нераспространения.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян

доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

За последнюю неделю мировые политики сделали два громких «ядерных» заявления. Сначала гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси высказал «гипотетическое предположение» о том, что ФРГ может в считанные месяцы создать ядерную бомбу.

«У немцев есть ядерный материал, необходимый для этого, они знают, как это сделать. В их распоряжении имеются все технологии», – заявил он. И эту его фразу можно экстраполировать на достаточно большое количество стран, имеющих и материал, и знания, и технологии. На Японию, Южную Корею, Бразилию, Саудовскую Аравию, Турцию – проще говоря, почти на каждого регионального лидера.

По сути, Гросси высказал то, чего очень многие боятся – в нынешних условиях мирная ядерная программа очень быстро может превратиться в военную. Для этого нужно лишь обладать политической волей, а также (по возможности) дружить с коллективным Западом, дабы не попасть под американские и израильские бомбы. И не исключено, что в какой-то момент у Берлина и Токио эта политическая воля все-таки возникнет.

Затем министр иностранных дел Сергей Лавров в ходе своего визита в КНДР похвалил мудрость северокорейского руководства, создавшего ядерную бомбу. «Руководство КНДР сделало соответствующие выводы задолго до израильско-американских ударов по Исламской Республике Иран. Именно потому, что эти выводы были своевременно сделаны, никто не помышляет применять силу против Корейской Народно-Демократической Республики», – пояснил глава российского МИД. И тем самым дал понять, что Россия де-факто не просто соглашается с ядерным оружием КНДР (созданным в нарушении принципов МАГАТЭ и пунктов договора о нераспространении ядерного оружия), но и поддерживает этот шаг.

Поддерживает не только потому, что Северная Корея является одним из ближайших (наряду с Белоруссией) союзников России. И не только потому, что КНДР является единственной страной, которая полностью поддержала действия России на Украине. Но еще и потому, что Москва (как и Гросси) предлагает всем трезво посмотреть на нынешнюю реальность, которую создали США и их союзники, угрожающие суверенным странам безо всяких на то законных причин и в которой ядерное оружие стало не просто последним, а единственным инструментом защиты суверенитета, достоинства и права на жизнь. Единственным – и необходимым.

Казалось бы, оно всегда таковым было. С самого момента создания ядерная бомба служила инструментом защиты сначала США, а затем и Советского Союза от нападения противника. Индия и Пакистан также изобрели его прежде всего для защиты друг от друга. КНДР – для того, чтобы на ее территорию не вторглись США и Южная Корея (воспользовавшись серьезным экономическим отставанием Северной Кореи). Израиль – для того, чтобы как-то выжить в окружении многомиллионного мусульманского Ближнего Востока.

Однако весь этот период ядерное оружие (за исключением, наверное, корейской истории) все-таки служило инструментом сдерживания между великими державами. Инструментом недопущения не региональной, а большой войны. Именно благодаря этому инструменту мы не получили третью мировую.

Сейчас же ситуация меняется. Наблюдаемый крах режима нераспространения приводит к тому, что ядерная бомба может оказаться в руках гораздо менее ответственных стран. Например, той же Германии, которой ядерное оружие нужно не ради самозащиты, а как инструмент поддержания экспансионистской политики и важный шаг на пути к ремилитаризации, которая уже два раза приводила Европу к большой войне. Ну и, конечно, как защита для агрессивных планов в отношении России.

Ремилитаризация Германии должна в теории встретить жесткое сопротивление других европейских стран – и поэтому немцы с 2014 года проводят ее под сурдинку «противостояния общей российской угрозе». Пытаясь захватить лидерство в антироссийской политике, Берлин сыплет различными инициативами, начиная с отправки ракет на Украину и заканчивая вводом войск на новые российские территории или блокадой «старых» (того же Калининграда). И ядерная бомба, по мнению немецких политиков, могла бы защитить Германию от угроз ответных действий со стороны Москвы.

Что же касается северокорейского и потенциального иранского случая, то, казалось бы, ядерное оружие у Пхеньяна и Тегерана тоже служит их защите. Однако вынужденная легитимация этого способа из-за его, по сути, безальтернативности дает понять, что по этому пути не просто могут, но и должны следовать другие страны. Каждое государство, которое хоть на что-то в своем регионе претендует и которое в принципе хочет проводить независимую внешнюю политику и не смотреть в рот американцам.

Наконец, по этой логике ядерным оружием должно владеть каждое государство, в чьем регионе хоть одна недружественная ему страна ядерное оружие имеет. Ведь если, например, у Ирана будет бомба, то Саудовская Аравия, Эмираты и Турция – региональные соперники иранцев – станут беззащитными перед потенциальными иранскими амбициями.  А поскольку у ряда этих государств стабильности и ответственности куда меньше, то не исключено, что нуклеаризация в какой-то момент приведет к первой ядерной войне. Сначала локальной, а потом и глобальной.

И в результате мы получаем ужасный атомный мир, где ядерное оружие превращается из лучшего инструмента предотвращения войны в стимул для ее начала. А все потому, что Соединенные Штаты и их союзники сами, своими руками, разрушают режим нераспространения.