Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Европарламент перечислил пять принципов ведения дел с Россией

16 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 11:53  |  vz.ru
Разделы

Жизнь лучше подарить, чем отобрать

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Каждый человек – включая вас, меня, или ребенка, который еще находится в утробе, – драгоценен перед Богом и имеет право на жизнь. Если женщина не может взять на себя его воспитание – гораздо лучше родить его и отдать туда, где о нем позаботятся, чем убивать. Подробности...
Обсуждение: 113 комментариев

Михаил Булгаков – последний русский писатель

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Очевидно, что-то по-настоящему великое нас может ждать лишь на путях, намеченных Михаилом Булгаковым. И наш следующий большой классик (если Бог нам его пошлет) будет стоять на его плечах. Об этом же говорит нам популярность Ерофеева, Пелевина, Сорокина. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Хакеры подкармливают американскую паранойю

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
США склонны обвинять тех, чье поведение они не могут контролировать, во всех грехах именно потому, что сами для себя легко допускают возможность действовать вне всяких правил. Подробности...

На Ближнем Востоке ужесточились ракетные обстрелы городов и столкновения арабов с евреями

Ракеты Израиля разрушили 16-этажное здание Бурж аш-Шурук в центре Газы. В нем располагались офисы палестинских СМИ и компаний, магазины и жилые помещения. Погибли по меньшей мере три человека. Израиль заранее предупредил о ракетном ударе, поэтому большую часть людей успели оперативно эвакуировать
Подробности...

Вооруженный преступник напал на школу в Казани

На школу в Казани напал вооруженный человек. В результате стрельбы погибла учительница и семеро детей, еще 20 детей получили ранения. Нападавшему 19 лет, он был вооружен официально зарегистрированным гладкоствольным ружьем
Подробности...

На Красной площади прошел парад Победы

В Москве прошел торжественный парад Победы. В нем участвовали более 12 тыс. военнослужащих. По Красной площади прошло свыше 190 единиц техники, среди которых оказались образцы времен войны и современные машины. Над столицей пролетели 76 самолетов и вертолетов
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...
21:35

В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»

Руководство Пермского края решило провести ремонт сразу в нескольких театрах региона, соответствующий вопрос обсуждался на заседании краевого правительства под председательством губернатора Дмитрия Махонина.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: Европарламент перечислил пять принципов ведения дел с Россией

    Главная тема


    Разведка США ищет источник таинственных "русских лучей"

    «будем ждать»


    Чехия потребовала от России разъяснений в связи с публикацией списка недружественных стран

    «безнадежная окраина»


    Пушков высмеял слова Зеленского об украинском сердце Европы

    дипломатические отношения


    Высылаемая пресс-секретарь посольства США охарактеризовала работу в России

    Видео

    углеродный налог


    Евросоюз собрался спасать мир за счет России

    замена импорта


    Россия совершила прорыв в обрабатывающей промышленности

    армия и вооружение


    США испуганы перспективой остаться без ядерного оружия

    ДОМАШНИЙ АРЕСТ


    Медведчук переиграл Зеленского в киевском суде

    правда о войне


    Алексей Алешковский: Открытое письмо Виктору Шендеровичу про стыдобесие

    горячая фаза


    Глеб Простаков: Россию позвали на информационную войну

    Ближний Восток


    Камран Гасанов: За Палестину некому вступиться

    специальный репортаж


    Как учителя казанской гимназии спасли детей от убийцы

    на ваш взгляд


    На чьей стороне ваша симпатия в конфликте между Израилем и Палестиной?

    США борются с Китаем за жемчужину советской промышленности

    Авиадвигатели – едва ли не важнейший символ современного промышленного могущества    7 сентября 2019, 19:05
    Фото: Лысцева Марина/ТАСС
    Текст: Николай Стороженко

    Новости на Украине заставляют предположить, что там пародируют СССР периода Большого террора. Ведь примерно тогда мы в последний раз сталкивались с обвинениями в адрес руководства предприятий в диверсиях, шпионаже и госизмене. Подоплекой же этих событий стал серьезный конфликт между Китаем и США за контроль над жемчужиной советской промышленности.

    А началось всё с визита в Киев советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона. Он приехал в конце августа и сразу дал понять, что основная причина его визита – сделка по продаже двигателестроительной компании «Мотор Сич» китайским владельцам.

    «Речь идет об усилиях Китая использовать положительный торговый баланс страны для того, чтобы получить экономические рычаги в разных странах, чтобы получить выгоду от оборонных технологий, разработанных другими странами... Мы видели, как Китай работает в ряде стран мира: кажется, что их соглашения содержат очень благоприятные условия финансирования, но чуть позже они оказываются не такими благоприятными. Если говорить прямо, то китайцы прибегли к откровенно коррупционным действиям во многих странах, чтобы гарантировать коммерческий успех для своих компаний». Ранее уже сообщалось, что Болтон хочет сорвать эту важнейшую сделку.

    Украинцы взяли под козырёк и открыли уголовное дело. 

    Евромайдан-могильщик

    Зачем же администрация президента США так цепляется за историю с украинским авиапромом? Все дело в том, что «Мотор Сич» является жемчужиной в короне оставшихся на Украине живыми промышленных предприятий. Более того! Производство авиадвигателей настолько сложное, дорогостоящее и наукоемкое дело, что освоить его на сегодняшний день смогли буквально несколько стран мира. Меньше, чем полетели в космос, меньше, чем обзавелись ядерным оружием. Многие страны производят самолеты, но только очень избранные – современные авиадвигатели. Это особое искусство, доступное только наиболее развитым странам мира. Украине оно досталось в наследство от могущественной империи – СССР.

    Как и рынок сбыта этой продукции. До 2014 года «Мотор Сич» был ориентирован в основном на российских партнёров. К примеру, в конце 2011 года предприятие заключило соглашение с концерном «Вертолёты России», по которому обязалось ежегодно поставлять 250-270 двигателей для вертолётов, сконструированных КБ Камова и Миля. Один только этот контракт должен был приносить украинскому производителю 300 млн долларов в год. Всего же выручка «Мотор Сич» до рокового 2014 года превышала 1,1 млрд долларов.

    Гробовщиком «Мотор Сич» можно в равной степени считать и Евромайдан, последствия которого привели к конфликту на востоке Украины, и Порошенко лично. Именно он своим указом в августе 2014 года сделал невозможным выполнение того самого контракта с «Вертолётами России». В итоге выручка предприятия в 2014-2018 годах упала в среднем вдвое. А за первое полугодие 2019-го – и вовсе до смешных 102 млн долларов.

    А ведь «Мотор Сич» – это не завод, а целых семь заводов (два в Запорожье, по одному в Киеве, Виннице, Лубнах, Волочиске и даже в городе Снежное, находящемся на территории ДНР). 

    При этом ещё в конце 2000-х «Мотор Сич» начал налаживать сотрудничество на азиатском направлении, в первую очередь с Китаем. А уж после того, как Порошенко своим указом запретил ему сотрудничать с российскими поставщиками и клиентами, Китай остался для предприятия едва ли не единственным легальным способом выжить. Уже в 2018 году китайские контракты принесли «Мотор Сич» 160 из 450 млн долларов выручки: сегодня в КНР эксплуатируется около 1200 единиц техники, на которых стоят двигатели украинского производства.

    Дело обстоит примерно так: китайский рынок сбыта может заменить «Мотор Сич» российский. Но никакой другой не может заменить и российский, и китайский одновременно. Проще сразу закрыть.

    А причем тут Китай? Китай тоже делает авиадвигатели – да только на весьма примитивном, даже по сравнению с Украиной, уровне. Не может пока освоить самые современные технологии, и ни Запад, ни Россия этими технологиями с Китаем не делятся. Конечно, рано или поздно китайские инженеры научатся. Но не проще за относительно скромные деньги купить советскую школу двигателестроения, все еще остающуюся на Украине?

    А ведь если Китай с помощью советских традиций научится делать авиадвигатели – его технологическая и военная конкуренция с Соединенными Штатами выйдет на совершенно иной уровень.

    Сложный выбор: угробить или продать?

    Нынешняя риторика СБУ, обвинения в диверсии и госизмене, уголовное дело – это уже второй раз за два года. Ровно то же самое происходило весной 2018 года. 

    Спецназ СБУ тогда ворвался на предприятие, провёл выемку документов. Ещё ранее, в сентябре 2017 года, Шевченковский районный суд Киева арестовал 41% акций предприятия с формулировкой «в целях обеспечения государственных интересов». Как утверждают украинские власти, они подозревают генерального директора и совладельца «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева в частичной продаже предприятия компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited.  

    Сам Богуслаев утверждает, что он стремится лишь сохранить предприятие – ведь, судя по действиям властей, оно Украине всё равно не нужно. «Там [в КНР – Авт.] строится завод. Они дали задание Южгипроавиапрому в Харькове, проектный институт – украинский. Все легально делается. Спроектировали завод, вложили китайцы деньги. Подготовлены лицензионные соглашения по двум двигателям – по законам Украины».  

    Богуслаев нашёл в Китае инвестора, готового не просто покупать продукцию, а построить с нуля завод на 1000 двигателей в год, вложив в проект три миллиарда долларов. В сравнении с прочими попытками КНР сотрудничать с украинскими предприятиями – это огромные деньги.

    А всё потому, что прогресс в производстве авиадвигателей в КНР наметился только после начала сотрудничества с украинским производителем. И дело даже не столько в самих авиадвигателях, сколько в авианосцах. Китай оснащает их учебно-боевыми самолетами JL-10, а на них, в свою очередь, ставят мотор-сичевские АИ-222-25.

    Эту помощь Украины Китаю в создании авианесущего флота в США уже успели окрестить «ударом в спину США». «... Украинцы берут деньги американских налогоплательщиков одной рукой, а другой – бьют американские военно-морские силы ножом в спину», – горячился в прошлом году экс-советник комитета сената по иностранным делам Уильям Триплетт. Видимо, как раз в этом и заключается причина наездов СБУ на «Мотор Сич». 

    Но СБУ не только наезжает на предприятие по указке США, но и шантажирует, причём уже в своих интересах. 

    В этом году стало известно о том, что государство в лице Укроборонпрома фактически «отжало» у Skyrizon Aircraft часть ранее купленных акций «Мотор Сич». И теперь 25% акций находятся в государственной собственности. Причём эта операция была проведена ещё во время президентства Петра Порошенко, а отвечал за неё первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский, ставший позднее фигурантом ряда коррупционных скандалов в оборонной сфере. Из-за чего у ряда экспертов и возникло подозрение, что и арест акций, и последовавший наезд СБУ были связаны с желанием Петра Порошенко погреть руки на переходе уникального предприятия под контроль КНР.

    Ведь несмотря на намерение уже новой власти устроить тотальную приватизацию, на Украине уже фактически нечего продавать. Объекты сравнимой ценности либо проданы, либо пришли в упадок. «Южмаш» уже давно стал тенью самого себя, «Антонов» выпускает по полтора самолёта в год. Одесский припортовый завод работает по два месяца в году. Да и то потому, что правительство объявило мораторий на импорт удобрений из России и Белоруссии.

    Выборы ничего не изменили

    Новый наезд на «Мотор Сич» повторяет прошлогодний, что можно расценивать как предупреждение: президент сменился, но всё остаётся, как было. Формула удобная. С одной стороны, государство может блокировать работу строящегося в КНР завода авиадвигателей (отказываясь передавать технологии или заваливая партнёров «Мотор Сич» исками о нелицензионном производстве через ВТО). Этим Украина выполняет просьбы США. 

    С другой же, инвестор уже вложил деньги, это лучшая позиция для торга. Скорее всего, китайские партнёры Богуслаева запустят производство, просто потратят на это больше времени, нерв и денег, чем рассчитывали. 

    Проиграет, как обычно, Украина, ведь строящийся китайский завод обязательно подомнёт под себя всех нынешних клиентов «Мотор Сич» в регионе и перетянет с Украины наиболее перспективных специалистов. Часть из них, по слухам, уже там, часть – в России.

    Богуслаев однажды пошутил, что ему, вероятно, предстоит стать вторым украинским авиаконструктором, который станет успешным лишь после того, как покинет Украину навсегда. Правда, есть разница, и даже две. Во-первых, Сикорский был русским авиаконструктором, что неоднократно лично подчеркивал. Во-вторых, Sikorsky Aircraft возникла уже в США. А тут мы наблюдаем единственный в истории пример, когда действия властей и их зарубежных кураторов ставят авиастроителей перед выбором: перестать существовать или провести эвакуацию в масштабах Великой Отечественной войны. 


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •