Глеб Простаков Глеб Простаков Украина между военным поражением и дипломатическим крахом

Зеленский проиграл войну, но «битва за Берлин» – взятие Киева – еще впереди. И здесь Россия сделает ставку не на штурм, а на дипломатию. Потому что Киев – важнее любого Берлина. Его нужно брать, но с учетом роли и значимости – настойчиво, но нежно.

0 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Шоу в Белом доме завершило подчинение Европы

Унижение руководителей крупных европейских стран в Белом доме хоть и граничило с абсурдом, но это очень и очень серьезно с точки зрения российских подходов в Европе.

10 комментариев
Виталий Трофимов-Трофимов Виталий Трофимов-Трофимов ООН отживает свое

Если в 1940-е годы на ООН возлагались надежды как на будущего мирового полицейского, то сегодня это довольно беззубая организация, которая ничего не решает, чьи доклады никто не читает. Раньше было сложно даже представить ситуацию, в которой страна может по какой-то причине выйти из ООН, а теперь – запросто.

8 комментариев
19 августа 2025, 11:06 • Общество

Армия России научилась побеждать в «войне дронов»

Армия России научилась побеждать в «войне дронов»
@ Алексей Коновалов/ТАСС

Tекст: Никита Миронов

Главной ударной силой современной армии становятся беспилотники, в немалой степени заменившие артиллерию, авиацию и даже разведку. ВС РФ быстро преодолели первоначальное отставание от ВСУ в масштабах использования БПЛА на фронте. Теперь Украина проигрывает «войну дронов», которую сама же объявила.

Пытаясь сдержать российское наступление, Украина строит так называемую «линию дронов». Она же – kill zone или зона тотального поражения шириной в 50 километров.

Еще 6 февраля 2024 года Владимир Зеленский подписал указ о создании нового рода войск – Сил беспилотных систем. Сейчас в нем уже семь воинских частей: три батальона, два полка и две бригады.

«ВСУ уже имеют подготовленные подразделения, оснащенные беспилотниками. Их ставят на самые сложные участки фронта, например, в Харьковской области и ДНР. Задача – стать второй линией обороны за слабыми пехотными частями и не дать российским войскам углубить прорыв фронта», – рассказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт, директор музей ПВО России Юрий Кнутов.

В России подобный род войск хотят создать до конца сентября этого года. Конечно, дроноводы в ВС РФ давно уже есть, но пока при каждой части отдельно.

«Операторы дронов наряду со штурмовой пехотой сейчас – главные "рабочие лошадки, – говорит Кнутов. – А уничтожение дроноводов противника – одна из главных тактических задач ВС России. Если беспилотники можно собирать по десять штук в день, то для того, чтобы подготовить хорошего оператора, требуются месяцы».

Как раз накануне российские военные из группировки войск «Южная» с помощью беспилотников и артиллерии уничтожили пункт управления дронами на Константиновском направлении СВО. Об этом сообщает Минобороны России.

Большая часть украинских дроноводов – молодые люди. Многие раньше увлекались компьютерными играми. Смотреть в экран для них – дело привычное.

«Дроновод – обычно человек психически устойчивый. У него не должны дрожать руки, поскольку для "птички" это смертельно, может сбиться с курса»,

– говорит Кнутов.

Вычислить операторов БПЛА непросто. «Как правило, они сидят в хорошо замаскированном блиндаже, сверху зелень, их не видно и не слышно. Они оттуда просто не выходят, чтобы не было демаскировки. И туалет у них "на точке"», – объясняет Кнутов.

Однако вычислить операторов можно. Например, дроноводов противника могут засечь наши разведывательные БПЛА.

«Если они "видят", что с какой-то территории поднялся в воздух дрон, значит, рядом "гнездо" операторов, – рассказывает эксперт. – В этом случае местность начинают тщательно исследовать с помощью тех же дронов и радиолокационных станций. Если видят где-то скопление антенн – а с их помощью дроноводы связываются с беспилотниками, – по этому месту наносится артиллерийский удар».

Сложнее с теми, кто работает из бетонных блиндажей (обычно это группы по пять-семь человек). Таких укреплений много, например, в районе Славянска и Краматорска, где блиндажи строили с 2014 года. Артиллерией их не разбить, только бомбами ФАБ.

Но в каждом таком бункере обязательно должно быть электричество. Его генерируют дизель-электростанции, или «дэски». Обычно их относят подальше от бункера и тоже маскируют, но они чадят, поскольку работают от дизтоплива. Поэтому дроноводов иногда вычисляют по выхлопам «дэсок».

Еще один способ – средства РЭР, радиоэлектронной разведки. Картинку с вражеского аппарата можно перехватывать с помощью специального оборудования и использовать, чтобы выявить маршрут дрона и местонахождение дроновода.

Существует тактика по забросу оператора БПЛА на новое место с постоянными перемещениями (например, на автомобиле.) На сбор-разбор и настройку аппарата в среднем обычно требуется 10-15 минут. За это время дроновода нужно успеть засечь и вызвать на него огонь артиллерии.

Сами украинцы считают, что «войну дронов» они уже проигрывают.

«Россия действует с опозданием, но решает задачи системно, с размахом и на перспективу. Впервые гражданские дроны для ведения разведки стали применять на Донбассе ВСУ, а теперь "мавики" – негласный стандарт по обе стороны линии фронта. Первые дроны-бомбардировщики и беспилотники-камикадзе были украинскими, но Россия построила большие заводы и быстро преодолела отставание», – пишет украинское издание «Зеркало недели» (заблокировано в РФ).

В материале подчеркивается, что «технологическое преимущество Украины утрачено», а массовое применение БПЛА – это теперь преимущество российских войск. 

«Русские долго запрягают, но быстро ездят. До конца года у нас есть все шансы выиграть войну дронов», – подтверждает Юрий Кнутов.