Глеб Простаков Глеб Простаков Российско-грузинское сближение как пример для Украины

Грузинский кейс может со временем быть взят на вооружение новым руководством Украины. Потеря территорий – меньшее из зол в сравнении с полной утратой государственности и грозящей Украине демографической катастрофой.

22 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Что нас ждет после капитализма

Сейчас основные наши успехи человечества в экономике измеряют ростом потребления. Если оно растет – хорошо, растет ВВП и прочие показатели. Идеальным человеком становится потребитель, все иные характеристики человека оказываются вторичными. Отсюда нынешние процессы расчеловечивания.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Давайте не будем помогать террористам

Это не ислам делает людей опасными психопатами – наоборот, опасные психопаты приспосабливают знамя ислама под свои нужды. Не было бы его – приспособили бы еще что-нибудь.

28 комментариев
30 мая 2024, 09:00 • Общество

Как железная дорога сделала Донбасс сердцем России

Правда и победа
Как железная дорога сделала Донбасс сердцем России

Tекст: Матвей Мальгин

140 лет назад, 30 мая 1884 года, в Российской империи было открыто движение по Екатерининской железной дороге. Дорога соединила Донецкий и Криворожский бассейны – районы залегания угля и железной руды. Это стало ключевым событием, послужившим процветанию всего региона и имеющим значение до сих пор, в том числе для новых регионов России.

О залежах угля в донецких степях и криворожских рудах в России знали давно, велись и разработки. Но эти два месторождения, хоть и находились недалеко друг от друга, не были связаны удобным путем. Еще с конца XVIII века в Луганске действовал казенный металлургический завод, однако подвоз руды туда не был поставлен на серьезную основу.

Для развития горно-металлургической промышленности в регионе было всё необходимое, кроме достойной дорожной сети. Природные богатства находились на территории одной российской губернии – Екатеринославской. А она до поры до времени не была, аккуратно говоря, центром развития. Вот как описывал ситуацию в регионе сборник «По Екатерининской железной дороге» (выпуск 1), вышедший в 1903 году: «Благодаря удаленности своей от культурных центров и разноплеменному составу населения, ... общественная жизнь однообразно и вяло текла в недавно построенных пустынных городах и совершенно замирала в редких селах, и вся страна была как бы объятой глубоким сном».

Понимание того, что развитие региона ускорит железная дорога, возникло еще в первой половине XIX века. Тогда же начались изыскательские работы. Проекты отправлялись в Петербург, некоторые из них получали одобрение государя, но дело продвигалось с большим трудом.

«Чугунка» через Екатеринославскую губернию впервые прошла в связи со строительством пути от Харькова до Ростова в 1869 году, а в 1874 году правительство утвердило проект железнодорожного пути, прорезавшего губернию с запада на восток. Инженер Валериан Титов подготовил необходимую документацию, но в царствование Александра II к строительству приступить не смогли: помешала война с Османской империей. В 1882 году работа закипела, и менее чем за два года пути были готовы.

Дорога получила название Екатерининской в честь императрицы, давшей импульс освоению и заселению этих мест. Один за другим росли металлургические заводы в Екатеринославе, Каменском, Александровске (ныне – Запорожье). Нынешний завод «Криворожсталь» в Кривом Роге также является детищем этой железной дороги.

К 1904 году территория Екатеринославской губернии была покрыта плотной сетью железных дорог – от Луганска до Мариуполя. Это были ответвления Екатерининской железной дороги.

Так заработал уникальный Донецко-Криворожский экономический район, включивший также Харьковскую губернию. Из разрозненных месторождений и небольших предприятий вырос огромный горно-металлургический комплекс, один из крупнейших в мире. Все это возникло благодаря железной дороге. В начале XX века Донецко-Криворожский край стали называть промышленным сердцем России.

И во времена империи и весь советский период регион был флагманом экономического развития, особенно после сдачи в эксплуатацию Днепрогэса и крупных тепловых электростанций, работавших на угле Донбасса. На исходе СССР здесь заработал на полную мощность Никопольский завод ферросплавов.

На картах дореволюционного времени и даже на ранних советских агитплакатах Донбасс и Кривбасс – неотъемлемая часть исторической России, РСФСР. Однако в силу Гражданской войны и политики большевиков, желавших «разбавить» малороссийское селянство пролетариатом, этот край попал в состав Украинской ССР.


К моменту развала СССР Приднепровский район (Днепропетровская и Запорожская области) специализировался на черной металлургии, машиностроении, металлообработке, химической промышленности и электроэнергетике. Оттуда вывозили железную и марганцевую руды, алюминий, титан, некоторые виды горнодобывающего и металлургического оборудования. Производили легковые автомобили, шины, лаки и краски, свеклоуборочные комбайны, сельскохозяйственную продукцию. Ввозили уголь и кокс, разнообразные машины и оборудование, продукцию легкой промышленности и др.

В Донецком экономическом районе были развиты электроэнергетика, угольная, металлургическая, химическая промышленности, тяжелое машиностроение и промышленность стройматериалов. Ведущими отраслями, конечно же, являлись угольная промышленность и черная металлургия.

Здесь сложилось два мощных металлургических района: Донецкий (Донецк, Макеевка, Енакиево, Алчевск, Харцызск, Краматорск, Стаханов, Луганск) и Приазовский (Мариуполь с комбинатом «Азовсталь»). Черную металлургию обеспечивала мощная коксохимическая промышленность. Также были развиты цветная металлургия и химическая промышленность. Из Приднепровского района в Донбасс поступали железная и марганцевая руды.

До развала СССР большая часть предприятий горно-металлургического комплекса, начало которому положило строительство Екатерининской железной дороги, была союзного подчинения, то есть управлялась напрямую из Москвы, а не из Киева. Сегодня в новых российских регионах – на самом деле тех самых, старых – снова восстанавливается промышленность. Так, например, в декабре 2023 года заработал мариупольский Металлургический комбинат им. Ильича. Активно ведется строительство новых железных дорог.

Эти места вновь становятся территорией приоритетного развития, как во времена строительства Екатерининской железной дороги.

..............