Андрей Полонский Андрей Полонский «Мумия» тянет страну в непредсказуемое прошлое

Если сегодня мы утверждаем, что октябрь 1917 года просто разрушил великую православную империю, а не дал человечеству возможность надеяться на «жизнь иначе», и вся советская история – ошибка, мы работаем на наших врагов.

28 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Конец украинского «серого кардинала», кажется, близок

Главы офиса президента Украины Андрей Ермак, чувствуя потерю своего политического влияния, старается ослабить другие «придворные группировки» в ЗЕ-команде, чтобы удержать власть.

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Как превратить национальный мессенджер в суперсервис

Россия – не первая страна, идущая по пути интеграции цифровых сервисов под крылом государства. Пожалуй, самый яркий пример госмессенджера, ставшего суперприложением – китайский WeChat.

6 комментариев
18 ноября 2020, 17:25 • Общество

Почему россиянки отказываются от абортов

Почему россиянки отказываются от абортов
@ Добров А.Н. 1961 г.

Tекст: Андрей Самохин,
Михаил Мошкин,
Артур Приймак

Сто лет назад Советская Россия первой в мире узаконила медицинское прерывание беременности. Современная Россия остается страной формально толерантной к абортам, но с начала столетия число женщин, решившихся на такое прерывание беременности, упало в несколько раз. В чем причины этого явления?

Ровно сто лет назад, 18 ноября 1920 года, Советская Россия стала первой страной в мире, которая легализовала аборты как бесплатную медицинскую услугу по желанию женщин. Разрешения и запреты искусственного прерывания беременности в СССР колебались вместе с генеральной линией партии.

В 1936-м Сталин вернул существовавший в царской России полный запрет, вкупе с уголовной ответственностью «абортницам» (с единственными оговорками – когда беременность угрожала здоровью женщины или при наличии тяжелых наследственных заболеваний). Очередная легализация случилась после смерти вождя и за год до развенчания культа личности – в 1955 году.

Постановление советских Наркомздрава и Наркомюста о разрешении абортов было «шагом к равноправию мужчин и женщин. «В плане права женщины распоряжаться своим телом, борьбы с репродуктивным насилием Советская Россия в те годы опередила США, разделяющие феминистские идеи», – сказала газете ВЗГЛЯД вице-президент Фонда открытой новой демократии Анна Федорова.

Россиянки и гражданки бывших союзных республик принадлежат к тем 37% от общего числа женщин всего мира, которые имеют юридическое право на легальный аборт без объяснения причин. Заметим, что одна из экс-советских республик – Эстония – в конце 2000-х поставила печальный рекорд: доля беременностей, которые заканчиваются походом в абортарий, здесь составила 30%.

Дело, впрочем, не в «наследии социализма», который, как утверждают его критики, исповедует феминистский принцип права женщины распоряжаться своим телом. Например, в ряде стран Латинской Америки, даже с правящими левыми режимами, избавление от нежеланного ребенка находится под полным запретом (например, в Никарагуа). В Боливарианской Венесуэле на аборт наложено вето даже в случае, если женщина забеременела в результате изнасилования.

Возможно, дело в католицизме, который, как и другие основные христианские конфессии, рассматривает избавление от плода как смертный грех убийства еще не рожденного человека. Как известно, Польша с ее высокой долей воцерковленных католиков остается последней крупной европейской страной, где аборт запрещен, за вычетом случаев изнасилования и при выраженной патологии матери и плода. Напомним, что недавнее решение консервативных польских властей еще больше закрутить гайки, вызвало настоящий женский бунт, поддержанный либералами.

В России, где аборт разрешен без изъятий и исключений, с начала XXI века ежегодное число случаев искусственного избавления от беременности снизилось на треть – с более чем двух миллионов на рубеже столетий до менее 800 тысяч к концу десятых. Таким образом, переломилась тенденция, которая фиксировалась с эпохи застоя, в перестройку и 1990-е. По данным Росстата, только с 2005 по 2018 год ежегодное количество потенциально не рожденных россиян упало с 1,5 млн до 660 тысяч. Год назад Владимир Путин заявил, что число абортов в России в 2019 году сократилось примерно на 100 тысяч по сравнению с предыдущим годом, о снижении на днях отчитывалась и руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.

Как правило, эту тенденцию связывают с общим улучшением положения средней российской семьи (менее актуальной становится присказка «нечего плодить нищету») вкупе с государственными мерами поддержки молодых родителей.

К слову, в конце октября Владимир Путин поручил правительству совместно с рабочей группой Госсовета оценить эффективность работы медиков по профилактике абортов и обязал представить отчет об этом до 1 мая будущего года.

Еще один фактор, почему россиянки стали реже обращаться к гинекологам по такой статье медстраховки, как прерывание беременности без показаний – религиозный. Как уже говорилось выше, христианство и в том числе основная конфессия нашей страны – православие, считает аборт тяжким грехом. Причем, как заявлено в «Основах социальной концепции» РПЦ, ответственность за убийство еще не рожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Более того, если аборт совершен женой без согласия мужа, то Русская церковь (в целом плохо относящаяся к разводам) считает это основанием для расторжения брака.

О позиции Церкви напомнил зампред Синодального отдела Московской патриархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. «Устоявшееся словосочетание «нежелательная беременность» – это фашистская формулировка. Любой ребенок имеет ценность вне зависимости от того, желают его появления на свет или нет», – заявил Кипшидзе газете ВЗГЛЯД. По его мнению, падение числа сторонниц абортов за последние 25-30 лет стало результатом отказа от пропаганды планирования семьи, а также возвращения на свое законное место традиционных религий России.

Но с религиозным объяснением падения числа избавлений от беременности есть загвоздка. С одной стороны, по разным соцопросам до 70% россиян называют себя верующими – и, как правило, православными. С другой стороны, исследование ВЦИОМ показало, что

лишь 18% респондентов выступают за законодательный запрет абортов, а 70% высказались против исключения прерывания беременности из ОМС – системы обязательного медстрахования.

Судя по периодически вспыхивающим дискуссиям в прессе и соцсетях (в том числе из-за периодически возникающих предложений убрать аборты без показаний из ОМС), вопрос остается спорным для наших сограждан, в том числе для женщин.

«В плане права женщины на аборт многие хотят ответить за саму эту женщину, – отмечает политолог Федорова. – Есть точка зрения, что аборт – это детоубийство. А есть и полярное мнение, что аборт лучше, чем нежелательная беременность. Одинаково недопустимо навязывание женщине любой из этих точек зрения».

По мнению собеседницы, «нужно, чтобы девушка или женщина обладали максимумом информации как о последствиях аборта, так и о ранней или нежелательной беременности, и сами взвесили все риски». «Обязательно должна быть открыта возможность для легального аборта, как способа избежать неприятных последствий, которые неизбежны, если в стране легальные аборты запрещены», – уверена вице-президент Фонда открытой новой демократии. Отметим, что сталинские запреты на прерывание беременности, как свидетельствуют историки медицины, привел к такому явлению, как подпольное абортмахерство, что зачастую приводило к гибели беременных.

«Легализация абортов – это легализация зла. Понятно, что женщины во все времена избавлялись от плода: травили себя травами, скакали с печки и так далее. Но сделать убийство нерожденного ребенка государственной нормой – это значило изменить саму суть человека, прежде всего женщины», – считает руководитель благотворительного фонда «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина.

«У абортов всегда были «оправдания»: нет денег, нет достойного жилья, нет отца, потому что он сбежал, но они не являются оправданием, – уверена собеседница. – Женщине сегодня особенно тяжело остаться наедине с предоставленным ей выбором, когда ей разрешают: хочешь – убей, хочешь – оставь». По мнению Москвитиной, отказ России от абортов может начаться с выведения таких операций за пределы ОМС. 

Впрочем, противники абортов, в том числе из числа представителей Церкви, уверены – чистыми запретами дело не решишь. «Некоторые люди думают, что раз кто-то не боится Бога, пусть он боится закона, – полагает настоятель Свято-Никольского прихода Воркуты игумен Николай (Беловолов). –

Но в сталинском СССР уголовное наказание за подпольные аборты не приводило к желаемым результатам. Мою бабушку в послевоенные годы судили за то, что она сделала аборт. Но, отмечу, она при этом родила 11 детей, несмотря на голод и разруху».

«В те годы многие семьи были многодетными, не в силу советских запретов, а потому что люди были еще воспитаны в страхе Божьем, – полагает игумен Николай. – Будь у Церкви авторитет, а в душах людей Божий страх, вообще бы не возникало вопросов насчет того, что делать в России с абортами. В Израиле и многих мусульманских странах аборты не запрещены, но при этом там их практически никто не делает».