Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
20 октября 2011, 22:50 • Общество

«Полная профанация знаний»

Владимир Мединский: С невежеством в истории нужно бороться

«Полная профанация знаний»
@ medinskiy.ru

Tекст: Константин Кобяков

«Иначе в обществе формируется превратное и лживое представление о делах наших предков. Возможно, не по злому умыслу, а просто по невежеству. А с невежеством надо бороться», – завил в интервью газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы, историк Владимир Мединский. Он предложил законодательно дополнить ЕГЭ и делать экспертизу исторических фильмов.

Депутат Госдумы от партии «Единая Россия», известный историк, профессор МГИМО Владимир Мединский озвучил ряд предложений, касающихся модернизации ЕГЭ по истории и борьбы с фальсификацией истории в кино, передает РИА «Новости».

Я точно знаю, что для истории запоминание дат, цифр и фамилий не является целью изучения предмета в школе

«ЕГЭ по истории должен быть оставлен в рамках действующей системы в школе как дополнительный тест на технические знания, и к нему должен быть добавлен нормальный устный экзамен по истории, который является критерием знаний, критерием интеллекта ученика», – заявил Мединский.

По его мнению, существующая система оценки знаний по истории не отвечает основным задачам изучения этого предмета в школе. «История должна учить ученика думать, размышлять, сравнивать, любить Родину, в конце концов, уважать прошлое, потому что без уважения к прошлому веры в будущее не бывает. Эти задачи ЕГЭ не решает никак», – считает депутат.

Кроме того, Мединский назвал ряд исторических кинофильмов, вышедших на экраны российских кинотеатров и показанных по российскому телевидению, «лженаучной фантастикой».

«Историки плачут, когда смотрят телефильмы о Великой Отечественной войне типа «Штрафбат», «Сволочи», когда смотрят фильмы по НТВ, типа документальные, о Великой Отечественной войне известного тележурналиста. Плачут и рыдают», – сказал Мединский, предложив на законодательном уровне ввести необходимость получения научных рецензий для фильмов исторической направленности.

Подобнее о своих законодательных инициативах Владимир Мединский рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Владимир Ростиславович, как может выглядеть предлагаемый вами экзамен по истории? Какую роль в нем вы отводите тестам ЕГЭ и собственно устному экзамену?

Владимир Мединский: ЕГЭ должен стать промежуточным тестом, по итогам сдачи которого ученик допускается к устному экзамену. ЕГЭ – это тест, который сводится к проверке запоминания фактического материала. Но оценка по предмету «История» ставится именно на устном экзамене. Эта оценка и ставится в аттестат.

ВЗГЛЯД: По каким критериям можно оценивать устный ответ?

В. М.: Как он оценивался 200 лет, со времен Ломоносова. Ничего, получалось.

ВЗГЛЯД: В свое время устные экзамены были отменены из-за коррупционных возможностей, которые они предоставляли экзаменаторам. Был и определенный субъективизм при оценке знаний. Как всего этого можно избежать в предлагаемой вами системе экзаменов?

В. М.: Все это было. Но нужно выбирать, что предпочесть: некую опасность коррупционного момента, на мой взгляд, достаточно ничтожную, когда идет речь об одном конкретном экзамене, или полную профанацию знаний, которой является экзамен ЕГЭ по истории. Еще раз подчеркну: я не даю оценку ЕГЭ в целом. Я не разбираюсь в других предметах, возможно, для химии, физики и математики ЕГЭ является манной небесной.

Но я точно знаю, что для истории запоминание дат, цифр и фамилий не является целью изучения предмета в школе. И не может являться оценкой знаний и оценкой уровня подготовки школьников.

ВЗГЛЯД: Если ваше предложение будет принято, не станет ли оно подрывом всей системы ЕГЭ как первое исключение из правил?

В. М.: На мой взгляд, оно является дополнением, а не подрывом. Причем разумным дополнением. Поясню: если кормить человека мармеладом с утра до вечера, то у него от этого случится некая болезнь внутренних органов. В данном случае устный экзамен по истории сыграет роль овсяной каши, которая систему мармеладной диеты не подрывает, а дополняет.

#{interviewsociety}ВЗГЛЯД: Вы предлагаете ввести научное рецензирование исторических фильмов, выходящих на экраны кинотеатров и транслируемых по ТВ. Как это может выглядеть на практике?

В. М.: Очень просто. Для получения, например, прокатного удостоверения для показа фильма в России нужно выполнить массу требований Минкульта. На мой взгляд, одним из требований, если это фильм исторический, должно стать получение заключения профессиональных историков или заключение комиссии по борьбе с фальсификацией истории при президенте РФ.

ВЗГЛЯД: То есть историки должны подтвердить, что фильм исторически достоверен?

В. М.: Не совсем. По крайней мере заключение может свидетельствовать, что фильм не является абсолютной выдумкой. Совершенно понятно, что есть понятия «творчество» и «наука». Иногда творчество является абсолютной фантазией. Приведу в пример фильм «Штрафбат». Очень известный и, на мой взгляд, очень талантливо сделанный фильм. Но правдой в нем является только то, что мы воевали с немцами, а не с племенем тумба-юмба. Остальное там является фантазией. Тем не менее этот фильм подается так, как будто отражает нашу сокровенную историю.

Или фильм «Сволочи». Я говорю о нем потому, что это самый кассовый отечественный фильм о Великой Отечественной войне, который рекламировался как «основанный на достоверных событиях». Этот фильм не только недостоверный – в нем преступления нацистов приписываются нам. То, что описано в фильме «Сволочи», делали фашисты с нашими детьми, а не мы.

Это такой перевертыш. Берия, конечно, нехороший человек, но он до этого не додумался. То есть до того, что приписали нашим спецслужбам авторы сценария фильма «Сволочи». А ведь эта картина рекламировалась как исторический фильм, и чуть ли не все ее герои подавались как реальные лица.

ВЗГЛЯД: Вы считаете, что научное рецензирование может стать неким заслоном на пути таких фильмов?

В. М.: Не совсем заслоном. Но оно заставит продюсера подобных фильмов задуматься, стоит ли ему брать фантастический сценарий, пусть и коммерчески привлекательный, тратить на него деньги и потом оказаться не в состоянии показать его в кинотеатрах в силу того, что фильм просто является фантастикой. Причем не фантастикой, отделяющей правду от вымысла, а фантастикой, обливающей себя грязью. Есть у нас такая историческая традиция. Самоуничижительная.

Научное рецензирование должно стать одним из элементов подхода к фильму, прежде чем выпускать его на большой телевизионный или киноэкран.

ВЗГЛЯД: Не станет ли научное рецензирование элементом цензуры?

В. М.: Нет. Я не говорю, что это должно быть идеологическое рецензирование. Это научное рецензирование.

ВЗГЛЯД: То есть оно должно основываться на объективных научных данных?

В. М.: Да. Если продюсеры найдут пару академиков-историков, которые подтвердят их правоту, то – пожалуйста. У нас в стране есть несколько высокопрофессиональных исторических институтов. Тот же Институт российской истории РАН, Институт всеобщей истории РАН. Есть вузы, где работают высочайшего уровня специалисты по истории: МГИМО, истфак МГУ, СПбГУ, Историко-архивный институт и так далее.

Я думаю, что подпись руководителя любого из этих уважаемых заведений была бы только дополнительной рекламой для любого исторического фильма. И продюсеры должны быть в этом заинтересованы.

ВЗГЛЯД: То есть вы предлагаете продюсерам исторических фильмов заручиться поддержкой научного сообщества?

М. Г.: Да. Потому что иначе в обществе формируется превратное и лживое представление о делах наших предков. Возможно, не по злому умыслу, а просто по невежеству. А с невежеством надо бороться.