Андрей Полонский Андрей Полонский «Мумия» тянет страну в непредсказуемое прошлое

Если сегодня мы утверждаем, что октябрь 1917 года просто разрушил великую православную империю, а не дал человечеству возможность надеяться на «жизнь иначе», и вся советская история – ошибка, мы работаем на наших врагов.

28 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Конец украинского «серого кардинала», кажется, близок

Главы офиса президента Украины Андрей Ермак, чувствуя потерю своего политического влияния, старается ослабить другие «придворные группировки» в ЗЕ-команде, чтобы удержать власть.

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Как превратить национальный мессенджер в суперсервис

Россия – не первая страна, идущая по пути интеграции цифровых сервисов под крылом государства. Пожалуй, самый яркий пример госмессенджера, ставшего суперприложением – китайский WeChat.

6 комментариев
13 февраля 2020, 23:30 • Политика

Конституция России станет ответом на вызовы времени

Конституция России станет ответом на вызовы времени
@ Михаил Метцель/ТАСС

Tекст: Петр Акопов

Жизнь поменялась, и она требует изменений, в том числе и в Основном законе. Об этом заявил Владимир Путин, подводя итог своей встречи с членами рабочей группы по поправкам в Конституцию. Идущее сейчас обсуждение поправок должно не только ответить на вызовы времени и заложить основополагающие принципы на длительную перспективу, но и уже привело к положительным результатам.

Зачем вообще нужно было изменять Конституцию? Хотя Путин говорил об этом в своем послании месяц назад, в четверг он сформулировал максимально просто: «Надо ответить на вызовы времени... Жизнь поменялась, и она требует определенной реакции – в том числе в Основном законе». Причем жизнь поменялась «и с точки зрения технологий, и с точки зрения общего состояния общества, и с точки зрения финансовых возможностей государства, и нашего статуса», сказал он.

«Нам сложно было некоторые вещи сформулировать, особенно связанные с суверенитетом страны либо с местом нашей страны в мире», заявил президент, говоря о Конституции еще прошлого века:

«Некоторые вещи в 1993 году невозможно было закрепить в законе... Мы не могли тогда и социальные гарантии, прошу прощения за тавтологию, гарантировать, потому что экономика была в таком состоянии... Мы могли только в общем виде сформулировать социальные гарантии. Та же индексация пенсий, или МРОТ и так далее  невозможно было тогда это написать в Основном законе. А сейчас мы имеем такую возможность. Сейчас у нас экономика в другом состоянии, мы можем, а если можем, значит должны это сделать».

Для самого Путина принципиально важным является закрепление в Конституции социальных гарантий,

а в качестве наглядного примера «того, чего не было», он привел отсутствие в 1993 году интернета. Но точно так же мог бы сказать и о том, что тогда не была такой чувствительной для общества проблема экологии, как сейчас, не были развиты гражданские инициативы – НКО и волонтерство. А обо всем этом шла речь в четверг, когда те или иные выступавшие предлагали прописать их поддержку или упомянуть об их значении в Конституции. 

Поправки в Конституции обсуждаются уже несколько недель, решено продлить их обсуждение еще, отодвинув на некоторое время рассмотрение законопроекта во втором чтении в Госдуме. На встрече с рабочей группой по поправкам Путин сказал, что их поступило уже более 500. А руководители группы уточнили, что их уже больше и постоянно поступают новые. И хотя обсуждение не будет и слишком затянутым, уже понятно, что разнообразие тем, которые затрагивают поправки, огромно.

Все они группируются вокруг нескольких основных направлений. Ключевые из них задал сам Путин. Первое – это укрепление социального характера государства, социальных обязательств и гарантий гражданам. Второе – принципы управления и контроля чиновников: реформирование взаимодействия различных ветвей и уровней власти (включая сюда и новые ограничения для чиновников и депутатов, связанные, например, с иностранным гражданством). О них президент подробно говорил в своем послании.

Но теперь к его предложениям добавляются другие, вносятся расширяющие их уточнения – в общем, идет работа как над поправками к поправкам, так и над новыми предложениями.

Например, на нынешнем заседании президенту подробно рассказывали о новых механизмах взаимодействия местного самоуправления с остальными уровнями власти, то есть вписывании его в единую систему публичной власти. Шла речь и о наделении Совета Федерации правом не просто проводить консультации с президентом при назначении министров силового блока, но и давать согласие на их назначение. Путин оценил этот шаг как преждевременный, допустив, что со временем к такой процедуре можно будет перейти.

Наиболее разнообразным является условный третий блок обсуждаемых поправок. Он касается ценностной, морально-этической и идеологической стороны Конституции.

Причем как ее преамбулы, так и ряда статей. К нему можно отнести предложение записать в Основном законе статус России как страны-победительницы во Второй мировой войне, поддержку проживающих за границей соотечественников, отметить важность русской культуры, необходимость научно-технического развития, значение традиционных ценностей и государствообразующую роль русского народа, дать определение брака как союза мужчины и женщины – и множество других поправок.

Тут есть два подхода. Кто-то считает, что Конституция – это не место для общих деклараций и формулировок, а кто-то, наоборот, видит в Основном законе не просто юридический, но и важнейший ценностный документ. Путину явно ближе позиция вторых: не случайно в четверг он сказал о том, что Конституция – это не простой закон, что «он в значительной степени носит политический, даже морально-этический характер».

Путин говорил об этом еще и для того, чтобы подчеркнуть важность того, что в рабочей группе присутствуют представители всех страт общества и профессиональных сообществ, которые знают, чем живут и что думают те или иные сословия и корпорации. Наиболее яркой в четверг, была, кстати, речь доктора Рошаля, который выступал и от самого себя, и от всего, по сути, врачебного сообщества.

Широкое обсуждение нужно не для галочки, а потому что оно действительно поднимает важные вопросы и проблемы. Ведь люди говорят не только о наболевшем у них, как у профессионалов-специалистов, но и о том, что волнует их, как граждан (и это уже моральные и ценностные темы). Поэтому даже то, что не войдет в итоге в Основной закон, не будет потеряно, будет услышано и использовано – на это Путин специально обратил внимание:

«Если что-то не помещается в Основной закон или нецелесообразно это делать в Основном законе, то это нужно будет учесть и сформировать, допустим, несколько кейсов. Одну группу направить в Государственную думу, Совет Федерации, вторую группу  в регионы и муниципалитеты и в правительство, безусловно, на предмет, чтобы правительство в рамках своей компетенции использовало предложения граждан или предложения каких-то общественных организаций для того, чтобы учесть в своей работе, для принятия подзаконных актов. Это обязательно нужно проанализировать, это ни в коем случае не должно уйти куда-то там под сукно».

Собственно говоря, сама работа над поправками позволяет провести анализ волнующих общество проблем – не сиюминутных, а стратегических, «вечных тем», которые на самом деле имеют огромное значение для самочувствия народа и его уверенности в будущем. Отношение к этим фундаментальным ценностям должно быть обозначено в Конституции. И сейчас как раз тот момент, когда можно и нужно уточнить или дополнить ее формулировки.

«Может, не все можно сформулировать в Основном законе, но подумать о тех проблемах, которые вы поднимаете, и отразить в законе – чрезвычайно важная вещь, потому что в конечном итоге это будет тем, что объединяет страну», – сказал Путин. Поправки действительно могут не только отладить баланс власти, укрепить суверенитет и социальные гарантии, но и упрочить народное единство. Когда люди увидят, что в Конституцию добавляется то, что они и хотели бы там увидеть.