![]() |
Украине нечего противопоставить «Огневому валу» России
Владимир Прохватилов
|
26 мая 2022, 16:45 |
После освобождения Мариуполя, позорной сдачи в плен головорезов «Азова», взятия Светлодарска и прорыва линии фронта ВСУ на Светлодарской дуге боевой дух украинского воинства ощутимо упал. Светлодарск был центральным узлом Светлодарской дуги. Ее не смогли прорвать ополченцы Донбасса во время наступления на Дебальцево в 2015 году, и на протяжении семи последующих лет вдоль нее шли позиционные бои.
Теперь один из самых важных укрепрайонов ВСУ в Донбассе прекратил существование. Стало ясно, что никаких шансов на удержание своих позиций по всем направлениям наступления союзных войск у ВСУ не осталось. Массовая сдача в плен и дезертирство солдат и офицеров ВСУ союзным войскам России и республик Донбасса стали обыденным явлением, что явственно потрясло и без того смятенные умы киевских воевод.
Депутаты от пропрезидентской партии «Слуга народа» внесли на рассмотрение Верховной рады законопроект, позволяющий командирам ВСУ применять силу и оружие против своих подчиненных за неповиновение приказу и самовольное оставление позиций. Текст законопроекта 24 мая размещен на сайте Рады.
До сих пор командиры ВСУ могли в боевой обстановке применять оружие в отношении нарушителей приказа и дезертиров, однако по действующему уставу украинской армии это можно делать только «без причинения вреда здоровью военнослужащего». Хотя как можно применить оружие в отношении дезертира, не причинив вреда его здоровью, представить трудно. В свежевнесенном в Раду законопроекте предлагается отменить это положение воинского устава ВСУ. «В части второй статьи 221 Устава внутренней службы Вооруженных сил Украины… слова «при этом не причиняя смерти военнослужащему» исключить», – говорится в тексте законопроекта.
Деморализация личного состава ВСУ зашла так далеко, что скрыть ее невозможно, так что вполне вероятно появление в тылу у передовой линии ВСУ заградотрядов, которые будут просто расстреливать спасающихся бегством или затеявших сдачу в плен бойцов терпящей поражение за поражением армии Украины. А ведь еще недавно в коридорах киевской власти витал дух грядущей перемоги. Куда ж он делся? Почему ВСУ не смогли перехватить даже тактическую инициативу и украинский фронт начал рушиться, не выдержав натиска «катка» союзных войск? Все дело в том, что на втором этапе спецоперации российское командование начало применять новую тактику «Огневого вала», на которую украинские военные просто не нашли достойного ответа.
![]() |
Впервые «Огневой вал» (Feuerwalze) применил германский рейхсвер весной 1918 года в ходе «Сражения кайзера» (Kaiserschlacht), последнего наступления германской армии на Западном фронте в Первую мировую войну, которое завершилось победой германцев. Но эта победа оказалась пирровой. «Наступлением кайзера» были истощены последние резервы немцев, у них развалился тыл и провалилась логистика. Союзники начали ответное стодневное наступление, к которому подключились американцы, что привело к быстрой капитуляции Второго рейха.
Еще недавно американские военные аналитики прочили такой же исход начавшемуся наступлению союзных войск на Донецком фронте. Так, известные американские военные аналитики Джон Нагл и Пол Инглинг в опубликованной на военном портале Defence One статье «Ukraine Endgame: Putin’s Bad Options» предсказали, что подобно крушению германской армии в 1918 году Российская армия и армии республик Донбасса истощат свои силы и потерпят сокрушительное поражение.
На самом деле истощили свои ресурсы не Россия и ее союзники, а ВСУ. Уничтожена значительная часть украинской авиации и бронетехники, потери в живой силе катастрофичны. Тает запас горючего для танков и авиации, так как российские ракеты и авиация уничтожили украинские нефтеперерабатывающие заводы и ряд нефтебаз. А самое главное: российская армия начала перемалывание живой силы и боевой техники ВСУ, применяя тактику «Огневого вала» – не того Feuerwalze, который мало помог германцам в 1918-м, а сокрушительного «Огневого вала», сметавшего с лица земли эшелонированную оборону вермахта в ходе Висло-Одерской операции 1945 года.
Вот как это было: «Выстрелы слились в сплошной ревущий гул. А несущаяся над головой лавина металла ощущалась физически, вызывая желание пригнуться, как будто и не было над нашим блиндажом перекрытия в несколько накатов... Над вражескими позициями вздыбилась земля и высоко поднялась стена дыма, смешанного с землей и снегом. Ее пронизывали огненные смерчи разрывов. Она как бы зависла в воздухе и оставалась стоять не только на всем протяжении артиллерийской подготовки и последовавшего за ней огневого вала артиллерии, катившегося в глубину вражеской обороны, но еще долго по их окончании». «Огневой вал» применялся также в ходе Яссо-Кишиневской операции и в Сталинградской битве.
В Афганской войне 1979-1989 годов, в условиях боевых действий в горах, тактика артиллеристов 40-й армии ВС СССР при уничтожении вражеских позиций предусматривала ведение «огневого вала» с перемещением снизу вверх по склону, занимаемому противником. В ходе спецоперации на Украине ВС РФ продемонстрировали эффективность «огневого вала», создаваемого самоходной и буксируемой артиллерией, а также РСЗО при поддержке фронтовой авиации и корректировании артогня с помощью разведывательных БПЛА.
Такая тактика способствует сбережению личного состава и деморализует противника, который не может ничего противопоставить «Огневому валу» Российской армии. Тактика перемалывания живой силы противника артиллерийским, ракетным и авиационным «Огневым валом» оказалась верной. Тяжелые потери и бесконечные удары предельно критично сказались на моральном состоянии ВСУ, а бравурные заявления киевских властей о невиданных перемогах еще более надломили украинских солдат, которые своими глазами увидели, чего стоят агитки от Арестовича.
При этом мы не умаляем упорства и определенного мастерства украинских артиллеристов, прошедших выучку у западных инструкторов и спешно переучивающихся на зарубежные артсистемы, так как артиллерийский парк ВСУ изрядно оскудел в ходе боев против союзных войск. Но артиллерийские дуэли по большей части выигрываются Российской армией, хотя легкой прогулкой спецоперацию назвать ни в коем случае нельзя.
Принесет ли успех и решающий перелом в боевых действиях доставленное западными странами на Украину небольшое число современных вооружений и военной техники? «Это вряд ли», – сказал бы легендарный киногерой, красноармеец Сухов. Не помогли же ВСУ тысячи «Джавелинов» и «Стингеров», не помогут и французские, британские и американские гаубицы. При отсутствии полноценной поддержки с воздуха, при поставленном на конвейер сбитии пресловутых «Байрактаров» – пушки бессильны.
ВСУ способны некоторое время держать оборону, лишь когда они прикрываются мирным населением. Это не пустые слова, а упрямые факты, ежедневно подтверждаемые неуклонным продвижением союзных войск вперед, к окончательной победе над нацистским режимом несостоявшегося украинского государства.