Взгляд
4 февраля, суббота  |  Последнее обновление — 15:45  |  vz.ru
Разделы

Молдавия для России опаснее Украины

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
В Молдавии пытаются создать новую «Антироссию». И ликвидировать ее будет в каком-то степени сложнее, чем «Антироссию украинскую». Подробности...

Запад стер из своей памяти важные знания о России

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Западные элиты забыли то, что усвоили из многочисленных и полезных, хотя местами весьма болезненных уроков прошлого – Россию можно обмануть, Россию можно разложить изнутри, но Россию нельзя победить просто грубой силой. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Перенастройка экспортных потоков, безусловно, является болезненной – и для покупателей нефти, и для самой России. Россия, вероятно, будет вынуждена временно сократить добычу нефти в среднесрочной перспективе. Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В МИД заявили о поддержке ЕС неонацистов

    Главная тема


    Турция обвинила посла США в подготовке цветной революции

    явная угроза


    Медведев: Если Киев ударит по Крыму, запылает вся Украина

    сложные переговоры


    Из украинского плена вернулись 63 российских военных «чувствительной категории»

    гражданин РФ


    Депардье рассказал об отношении к России после начала СВО

    Видео

    наступательная операция


    Освобождение Артемовска приведет к перелому в боях за Донбасс

    «Коридор без выхода»


    Зачем Украина создает восемь новых штурмовых бригад

    акции протеста


    Украинские продукты разоряют европейских фермеров

    объединенная группировка


    Зачем Германия поглощает армию Нидерландов

    Несбиваемый аэростат


    США оказались бессильны перед китайским воздушным шаром

    уроки прошлого


    Ирина Алкснис: Запад стер из памяти важные знания о России

    нефтяной фактор


    Глеб Простаков: Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

    никаких иллюзий


    Вадим Трухачёв: О нейтралитете Австрии и Швейцарии пора забыть

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?
    Максим Соколов

    Советские Ленины были талантливее нынешних Калашниковых

    Максим Соколов
    публицист
    9 сентября 2021, 09:30

    Дебаты по поводу монументальной пропаганды (последние касались «Большой глины № 4», воздвигнутой в столице тщанием богатого купца Михельсона) бывают столь же увлекательны, сколь и бесплодны. Ибо вопль оскорбленного эстетического чувства «Welche Scheisse!» всегда будет парироваться рассуждением об неслыханной эстетической смелости – и так ad finem saeculorum. Тут возможны разве что ремарки на полях.

    Моя ремарка пришла мне на ум на ялтинской площади Ленина, в когдатошнем центре города – сейчас он несколько сдвинулся к западу. Тогда как в послевоенное время там была першпектива от сталинско-ампирного морского вокзала (после 1991 года впавшего в полное запустение – ходить судам стало некуда) к зданию горкома. Першпективу держал поставленный в январе 1954 года памятник В.И. Ленину работы скульптора-лауреата П.П. Яцыно. Белорусский скульптор ставил Ильичей в Могилеве, Курске, Москве (на ВСХВ и Октябрьском вокзале), Нарьян-Маре, Казани, Ижевске – то есть весьма иссобачился в этом жанре.

    И если отвлечься от личности В.И. Ленина (я не являюсь его поклонником, и это еще очень мягко сказано), его роли в истории, но оценивать только профессиональную выучку ваятеля безотносительно к тому, что он ваял, то невозможно не признать того, что Яцыно был очень крепким мастером. Как статуя божественного императора, памятник сделан безукоризненно – ни к одной детали не придерешься. То, что ялтинский памятник единственный из крымских Ильичей со статусом памятника монументального искусства национального значения – вполне заслужено.

    Конечно, сама индустрия Ленинов в СССР обязывала к поддержанию достаточно высокого профессионального уровня. Если отсечь начальные 20-е годы, когда канон императорских статуй еще не отстоялся (словесная лениниана того времени тоже ведь была довольно забавной), и совсем уж поздний СССР, когда всепроникающая халтура (или художественные искания – считайте как угодно) проникла даже и на этот важный фронт идеологической работы, – но брать в расчет только серьезный имперский период, то индустрия имперских Ильичей была очень даже качественной.

    К ней допускались только квалифицированные ваятели, планка поддерживалась на высоком уровне. Были, разумеется, и комические Лукичи – при огромном общем поголовье это было неизбежно, в городах и далеких станицах за всем не уследишь. Но их процент был крайне мал. Однако в целом была школа. Шкодливая рука Остапа не проникала в лениниану.

    Фото:  Константин Михальчевский/РИА Новости

    Все это было – и прошло безвозвратно.

    Особенность постсоветского монументального ваяния и постсоветского художественного вкуса в том, что в ужас повергающие изображения стали безусловно главенствовать. И речь идет не только о «Говне № 4» – тем более говне швейцарском.

    Монументы, в том числе и вполне фигуративные, сваянные не какими-нибудь обстракцистами и – но скрашиваю речь, вырастающие по лицу страны родной – один ужаснее другого. Вспомним хоть памятники М.Т. Калашникову, С.А. Есенину и если бы только им. «Это, казалось, не были вовсе труды ребенка-самоучки. Иначе в них бы, при всей бесчувственной карикатурности целого, вырывался острый порыв. Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!» (Гоголь Н. В.).

    И не только в России. Монументальные изображения Бандеры и Петлюры столь же ужасны. Не злодействами персонажей – мы заранее выносим их за скобки, – но чудовищным уровнем ваяния. Уровнем, на фоне которого казенный советский Лукич представляется гениальным творением художества.

    Наверное, это общемировая беда. Падение художественного образования, ваятельной школы и не могло привести к иным последствиям. Равно, как и невостребованность добротно-скрупулезного искусства, когда ваятель тщательно формирует задницу статуи, стоящей в нише, а на вопрос: «Зачем?», отвечает: «Бог увидит». И парадоксальным образом этому идеалу скульптора – «Бог увидит» – более соответствует советская индустрия Ильичей, нежели теперешнее вольное художество. Такие странные мысли посетили меня при виде ялтинского Ленина.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •