Пока не случится беда

@ из личного архива

20 июня 2016, 19:40 Мнение

Пока не случится беда

Чем больше подробностей о жизни лагеря с громким названием «Парк-отель «Сямозеро» и об этом роковом походе – тем больше вопросов и восклицаний. В этом лагере в выигрыше были все, кроме самих детей.

Наталья Холмогорова Наталья Холмогорова

правозащитник

Страшная весть из Карелии потрясла страну. Во время туристического похода на озере Сямозеро погибли 13 детей в возрасте от 11 до 13 лет и вожатый – 17-летний подросток. Еще один ребенок пропал без вести: его ищут, но надежды на спасение почти нет.

Стоит копнуть в историю лагеря чуть глубже – и открываются бездны

Спасенные дети отогреваются и приходят в себя в больнице, с ними работают психологи. Некоторым после пережитого ужаса требуется помощь психиатров. В Москве и в Карелии объявлен траур.

Общество задается вопросом: как такое могло произойти?

Чем больше подробностей о жизни лагеря с громким названием «Парк-отель «Сямозеро» и об этом роковом походе – тем больше вопросов и восклицаний. Как говорится, волосы дыбом встают.

Дети вышли в поход уже под вечер, в 16 часов, хотя опытные походники советуют прекращать любое активное передвижение после 18. На озере был сильный порывистый ветер и большие волны. По лагерю ходили слухи о штормовом предупреждении – да и невооруженным глазом было видно, что ходить по озеру в такую погоду опасно, и дети просили отложить поход. Но взрослые отвечали: «У нас есть план, и его надо выполнять».

На двух утлых лодочках-каноэ (одна из них даже не была снабжена пробками, не дающими лодке перевернуться) и надувном плоту сорок семь детей вышли в шторм в Сямозеро, которое, в силу небольшой глубины и сложного рельефа дна, считается одним из опаснейших карельских озер.

О том, были ли у всех детей спасательные жилеты, поступают противоречивые данные – однако несомненный факт, что у них не было теплой непромокаемой одежды, которая помогла бы выжить в холодной воде. Дети, упавшие в воду, не тонули, а замерзали.

Четверо «инструкторов», сопровождавшие детей, на самом деле были студентами-практикантами 17–19 лет – в сущности, детьми чуть постарше.

О трагедии стало известно лишь спустя 18 часов (фото: Илья Тимин/РИА Новости)

О трагедии стало известно лишь спустя 18 часов (фото: Илья Тимин/РИА «Новости»)

Они не прошли никакой специальной подготовки, не владели навыками передвижения на гребных судах и выживания в опасных ситуациях. Выполнять обязанности инструкторов их – по их собственным словам – заставляли под угрозой отчисления из педучилища. Дирекция лагеря не сообщила о предстоящем походе в МЧС и не представила маршрутную карту.

Это бы еще полбеды – такое сообщение не является обязательным; куда хуже то, что и в самом лагере, судя по всему, плохо представляли, куда отправились сорок семь детей под началом четырех подростков.

У походников не было средств экстренной связи, и, когда случилась беда, они не смогли сообщить о происшедшем и позвать на помощь. А в самом лагере никто и не пытался с ними связаться, проверить, где они и как у них дела.

Хуже того: директор лагеря Елена Решетова сейчас заявляет: она вообще не знала, что ее подопечные пошли в какой-то поход! Я, мол, не я, и лошадь не моя.

В результате о трагедии стало известно лишь спустя 18 часов! Сообщила о ней 12-летняя девочка, которая сумела доплыть до берега. Ночь она провела без сознания, а утром, придя в себя, добрела до ближайшего населенного пункта и попросила о помощи.

Первыми спасателями стали жители поселка: на рыбачьих лодках они объехали ближайшие острова и нашли там нескольких детей.

Школьники, не прошедшие никакой подготовки, не владеющие навыками выживания в экстремальных ситуациях, просто брошенные на милость северной природы, не могли даже развести костер, чтобы подать сигнал – ждали спасения, спрятавшись под полиэтиленом от шквального ветра и дождя.

Увы, многих нашли в воде уже мертвыми.  А «Парк-отель «Сямозеро» продолжал жить обычной жизнью…

Сюжет для фильма-катастрофы – и для уголовного расследования. Особый, пронзительный трагизм придает ему то, что пострадали дети, отдыхавшие в лагере «по социальной линии», – детдомовцы, сироты, дети из малообеспеченных семей. Самые уязвимые, уже знакомые с жестокостью жизни. Те, за кого некому – или почти некому – заступиться.

Как в детском учреждении, специализирующемся на экстремальном туризме – по определению рискованном, опасном занятии, требующем особого внимания и ответственности – стала возможна такая халатность, такое наплевательство на все мыслимые и немыслимые правила безопасности?

Стоит копнуть в историю лагеря чуть глубже – и открываются бездны.

Оказывается, у «Парк-отеля «Сямозеро» скандальная репутация. Еще прошлым летом на него поступил вал жалоб в Роспотребнадзор и в прокуратуру. Прокуратура вынесла дирекции лагеря представление, пыталась даже его закрыть, но по каким-то причинам суд в иске отказал.

Жаловались не только родители детей, имевшие несчастье купить путевки в этот лагерь, но даже местные жители, смотревшие на это безобразие со стороны!

Содержание жалоб разнообразно: плохая организация питания и досуга, отсутствие медицинской помощи, грубое обращение с детьми, «дети предоставлены сами себе». Но главное, на что стоит обратить внимание, – то, что в жалобах и гневных отзывах 2015 года родители называют «сямозерской каруселью».

Принцип прост: в лагерь, рассчитанный на 200 мест, путевок продается в два или три раза больше. 200 детей живут в корпусах – остальные обитают в палаточном городке на берегу озера, сами готовят себе еду на костре, приучаются к суровому походному быту. Или уходят в многодневные походы на лодках, с ночевками на безлюдных островах – и тоже место в лагере не занимают. Потом меняются местами.

А собственники, не особо напрягаясь, получают с лагеря вдвое или втрое больше намеченного. Ловко придумано!

Похоже, именно «карусель» виною тому, что детей отправили в опасное плавание на ночь глядя, наспех, без всякой подготовки, под руководством неопытных подростков-«инструкторов», нарушив все возможные правила безопасности – и дальнейшей их судьбой не интересовались.

Задача была – не устроить детям «увлекательную приключенческую игру», не дать им «моральную и психологическую подготовку к трудным ситуациям», как рекламирует «Сямозеро» свою деятельность на сайте, а просто сплавить их куда подальше, хоть бы и рыбам на корм. Лишь бы не путались под ногами и не мешали получать тройную прибыль.

Выходит, во всем виновата власть чистогана? Не только. Если перед нами и «звериный оскал капитализма», то оскал на своеобразном и, увы, хорошо знакомом рыле.

Я упомянула, что погибли не обычные дети – дети-сироты, детдомовцы, из многодетных и бедных семей. Путевки в лагерь они получили бесплатно, в Департаменте соцзащиты города Москвы.

Родители, обеспечивающие чаду летний отдых за свои кровные, скорее всего, не станут отправлять ребенка в первый попавшийся лагерь, а постараются побольше о нем узнать.

И, наткнувшись в интернете на массу негативных отзывов, тем более прочтя о проблемах с прокуратурой, сильно насторожатся. При «чистом капитализме» такой бизнес долго не протянет – через год-другой в лагерь перестанут ездить, и он разорится.

Но не то у нас! У нас скандальный лагерь, едва отбившись от закрытия по суду, тут же подает заявку на государственный тендер – и выигрывает!

Департамент соцзащиты Москвы уже второй год подряд ничтоже сумняшеся заключает с «Парк-отелем «Сямозеро» крупные контракты на детский летний отдых, общей суммой почти на 100 миллионов рублей.

Так между покупателем и продавцом встает государство. И проблема оказывается не в том, что «государство не регулирует дикий рынок», а в том, что как раз регулирует – только очень по-своему. Попросту говоря, крышует и продвигает своих.

Сирота из детдома не может выбирать, куда поедет на лето. Малообеспеченные родители, которым государство дарит путевку, тоже «капризничать» не станут – как говорится, дареному коню в зубы не смотрят.

А чиновникам из московского департамента какая разница, что за «увлекательные приключения» ждут детей? Они ведь – не получатели услуг. Дети им чужие. Деньги тоже не свои. А с дирекцией «парк-отеля» у них многолетняя дружба, возможно, скрепленная коррупцией.

В выигрыше все, кроме самих детей. Бизнесменам – стабильный источник дохода, на который не влияют отзывы и жалобы недовольных клиентов. Чиновникам – свой кусок пирога. И возможность демонстрировать заботу о народе: у нас, мол, не какой-нибудь там звериный оскал, не лихие девяностые – смотрите, как власть повернулась лицом к людям, как заботится о будущем поколении!

А дети… да кому они нужны? Кому интересно, что там с ними творится на самом деле? Пока не случится беда.

..............