Научные утопии спасут нашу культуру

@ из личного архива

1 июня 2015, 12:08 Мнение

Научные утопии спасут нашу культуру

У России появился уникальный шанс позитивно заявить о себе миру: достаточно только вспомнить образы советских научных утопий, как мы сможем начать претендовать на то, чтобы возглавить передовой культурный тренд.

Илья Переседов Илья Переседов

журналист-аналитик

Советский Союз часто делал мир лучше вопреки своим стремлениям. Например, социальная политика западных стран возникла в том числе как инструмент противодействия коммунистической угрозе.

Мы станем делать научные утопии, увлекающие гиков во всем мире

Похожая судьба постигла отечественное искусство. Глеб Павловский в разговоре со мной заметил однажды, что в СССР коммунизм был построен лишь в виде альтернативной реальности художественных кинофильмов. По Павловскому, эта кинореальность была автономным и сложным явлением, напрямую не связанным ни с партийными догмами, ни с личностями отдельных вождей.

Я менее радужно смотрю на советское искусство – мне кажется, в любом его произведении можно найти признаки вопиющего лицемерия и фальши – но все же бессмысленно отрицать очевидное: советская эпоха породила уникальные образы прогресса, складывающиеся в оригинальную картину утопии. Тем удивительнее было встретить ее в новом произведении студии Диснея.

«Земля будущего» – фантастический фильм, который рассказывает о двух подростках, пытающихся спасти мир от разрушения во имя будущего, запланированного для нас лучшими творцами в истории человечества. Правда, один из этих подростков в ожидании часа Х успел вымахать в Джорджа Клуни 54 лет от роду. Что ж, игры со временем – занятие с непредсказуемым эффектом.

Интересно другое: сюжет, стилистика и даже манера повествования «Земли будущего» отличаются от современных блокбастеров и неподготовленному зрителю могут показаться историей достаточно скучной (я видел, как люди семьями уходили с сеанса).

По всем этим параметрам новая диснеевская картина наследует скорее лучшим образцам советского утопического жанра, таким как фильмы «Москва – Кассиопея», «Гостья из будущего», роман «Каллисто» Мартынова, etc.

Оптимистичный взгляд на мир, преклонение перед интеллектом, вера в науку – все это встречается одинаковым образом как здесь, так и там. Сходство настолько сильное, что регулярно вызывает ощущение тождества.

Меня это наблюдение навело на одну интересную мысль. Я подумал, что у советского утопического творчества есть много общего с культурой Ренессанса. До этого момента Ренессанс казался мне уникальным явлением в том, что сумел получить системную поддержку Католической церкви, необходимую для окончательного становления, хотя его содержимое напрямую не совпадало с эстетическими нормами внутрицерковной среды.

Я думал, это событие – исключение из общего хода истории. Но, кажется, советские идеологи сумели его повторить, поддержав развитие жанра научной утопии.

На деле отечественные инквизиторы, разумеется, были так же далеки от симпатий к научным фантазиям о счастливом будущем, как их средневековые собратья от сочувствия возрожденческому буйству сюжетов и красок. Но по определенным причинам научную утопию было решено всячески поддерживать, и она заняла заметное место в пантеоне советских мифов.

Казалось бы, вот оно! У России появился уникальный шанс позитивно заявить о себе миру: достаточно только поднять на флаг современной отечественной культуры образы советских научных утопий, как мы сможем начать претендовать на то, чтобы возглавить передовой культурный тренд.

Пусть мексиканцы снимают романтические сериалы, а японцы – психоделические фильмы ужасов. Мы станем делать научные утопии, увлекающие гиков во всем мире. Примиряя через это нас самих с остальным миром и собственным прошлым.

При правильном подходе «Земля будущего», помноженная на «Интерстеллар», могли бы стать основой для формирования совершенно нового американо-российского культурного диалога...

Но увы, на дверях нашего Минкульта висит табличка: «Все ушли на фронт».

И мы, словно травмированный робот, зависший на одном алгоритме, по 20-му разу переснимаем на разные лады «Спасти рядового Райана», примеряя к нему названия старых советских военных фильмов. Картин, по-настоящему не интересных сегодня никому в мире, художественная востребованность и ценность которых уже весьма относительна.

Следующим фильмом после «Спасти рядового Райана» Стивен Спилберг снял картину «Искусственный интеллект». Из этого факта можно было бы сделать какой-нибудь нравоучительный вывод, но нет особого желания. 

Приговор у нашей реальности достаточно суров: покуда пепел Мозгового 24 часа в сутки будет стучать в моторе-сердце у Хирурга по всем федеральным каналам, научным утопиям здесь не будет места. А потом уже, скорее всего, окажется поздно: игры со временем редко приводят к повторению ожидаемого эффекта. 

Это нам убедительно показывает фильм «Земля будущего».

Источник: Блог Ильи Переседова

..............