Чисто контрактная армия существует в очень немногих странах. Это очень немногие могут себе позволить. Мы говорим не о каких-то второстепенных армиях Бельгии или Голландии, а о серьезных, мощных странах. В первую очередь, говоря о контрактных армиях, мы имеем в виду самую мощную армию мира – армию США.
Что значит жизнь контрактника в американской армии, и что это значит у нас?
Один из главных рекламных ходов армии США: «Армия позволит тебе увидеть весь мир
Американцы слова «контракт» не знают. Когда ты им начнешь объяснять, в чем разница между контрактником и срочником, они только пожмут плечами. Армия в США добровольная. Есть пункты рекрутирования, куда любой человек может прийти, записаться в армию и, получив аванс, оказаться в славных рядах американских солдат. Существует громадное количество призывных пунктов, которые одновременно занимаются и рекламой, заманивают молодых людей. Для этого существует громадная выстроенная сеть пропаганды, свои телеканалы, десятки газет, десятки журналов. Это большая пропагандистская машина. Но даже эта огромная машина не обеспечивает армию США необходимым контингентом. Поэтому существует еще много специализированных программ. Самая популярная – служба в обмен на гражданство. По этой программе в армию США могут идти граждане других стран, в основном Латинской Америки, которые, отслужив контрактный срок – обычно в пять лет, имеют право на получение американского гражданства.
#{smallinfographicleft=526388}Именно эта программа обеспечивает, например, комплектование сухопутных войск армии США. Почти 30% контингента – те, кто служит за гражданство. Плюс к этому американская система службы построена на громадном количестве преференций, которые получает военнослужащий. Американская армия не является для новичка местом, где можно заработать большие деньги, – средняя зарплата тех, кто начинает служить, в районе 2 тыс. долларов – в зависимости от должности. Но при этом именно американская армия оплачивает молодым людям учебу в колледже или университете, после того как он отслужит определенный срок по контракту. Она избавляет его от необходимости платить большие налоги. Она дает ему бесплатное жилье. Американцы не собираются монетизировать эти льготы, они живые: бесплатное медицинское обеспечение военнослужащего и его семьи, бесплатные детские сады, бесплатные школы, помощь в образовании и пенсионной системе. Все это делает армию очень привлекательной для тех, кто рассматривает свою жизнь с точки зрения проживания без каких-либо очень больших амбиций.
Один из главных рекламных ходов армии США: «Армия позволит тебе увидеть весь мир». Американские базы расположены в самых разных регионах, и это тоже возможность прокатиться за счет дяди Сэма посмотреть мир.
То есть в американской армии существует очень слаженная система заполучения солдат, вербовки и удержания солдат в армии.
В российской армии все немножечко по-другому. У нас есть такое понятие, как контракт. Пик контрактников пришелся на первую и вторую Чечню. Тогда даже был такой термин «контрабас», который обозначал людей не очень социально устроенных, которые, оказавшись в армии, с утра до вечера либо воюют, либо пьют. Это была вольница. Контингент, который вербовали военкоматы для этих войн, был весьма далекий от того, что армии нужно. Достаточно сказать, что из 100 контрактников того периода из первого отпуска возвращались 10–15 человек. Дослужившись до первого отпуска, они уходили тут же в запой, бросали службу, многие даже не возвращались за документами.
В 2002–2003 годах, когда было принято решение создавать армию смешанного типа, начали заниматься благоустройством казарм, говорить, что надо обеспечить контрактника семейным общежитием, начали повышать денежное довольствие, пытаться привлечь в армию профессиональный контингент. Конечно, все это шло с большим скрипом. Проценты высасывались из пальца за счет того, что на должности контрактников записывали солдат второго года службы. Плюс к этому на должности контрактников шли жены офицеров, которые не имели в своих городках работы. Это позволяло убить сразу двух зайцев: дать женщинам работу и доложиться, что процент контрактников неуклонно растет.
Со всеми минусами шел и рост контрактников, которые были армии необходимы. Многие считали, что служба – для него, на гражданке во многих местах просто ловить нечего, многие оставались служить по зову души и сердца. К 2008 году число контрактников составило 200–250 тыс. От общего числа рядовых это 25–30%. Если бы на тот момент не было принято решение ликвидировать контрактную службу, а было бы принято решение ее поддержать, на сегодняшний момент контрактники могли бы составлять 50%.
Главная проблема контрактной армии – вопрос, что может привлечь молодого человека на службу в армию. Обеспечить сверхвысокую зарплату крайне сложно. Зарплата в 15–20 тыс. может привлечь только молодого человека из небогатых регионов. Сейчас речь идет о том, чтобы повысить зарплату до 30 тыс. Это, безусловно, вызовет больший поток желающих, вопрос только, выдержит ли это всероссийский военный бюджет. Плюс контрактники, конечно, требуют иных условий содержания, чем срочники. Многие хотят создать семьи, нужны семейные общежития, жилищные условия, которые сейчас не могут решить даже по отношению к офицерам. Создание профессиональной контрактной армии – громадная государственная задача, которая требует многолетнего решения.
Источник: Russia.ru