Владимир Можегов Владимир Можегов Американские выборы решат, быть ли мировой войне

Стратегия демократов кажется уже вполне ясной: продолжать заливать в уши американцам сироп, не давая прийти в сознание, и в атмосфере «шоу должно продолжаться» рисовать Камале «полный успех» до тех пор, пока выборы не окажутся в кармане.

6 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Нормальные люди во всем мире так или иначе работают на Россию

Люди с нормальными убеждениями по всему миру так или иначе работают на Россию и этого нельзя стыдиться потому, что это исторический этап. Никакого страха и угрызений совести. Только так победим.

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русскую культуру ждут мирные дела

Возможна ли иная, не потребительская культура мирного времени? Я полагаю, что да. Такой культурой могла бы стать культура созидания. У нас в России есть много мирных дел. Наша страна – это огромная мастерская, которая ждет работников. Место русского человека – не в вишневом садочке, а на просторах, где реализуются большие проекты.

6 комментариев
1 июля 2024, 13:18 • Справки

Истребитель пятого поколения Су-57

Истребитель пятого поколения Су-57
@ Павел Бедняков/РИА Новости

Су-57 – новейший отечественный одноместный ударный истребитель пятого поколения. Он способен развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, малозаметен, способен маневрировать с большими перегрузками, может управляться в беспилотном режиме с помощью искусственного интеллекта или оператора. К концу 20-х годов XXI века Су-57 должен стать основным элементом системы безопасности воздушного пространства России.

История создания Су-57

Задача по разработке истребителя пятого поколения была поставлена руководством СССР еще в июле 1981 года. Соответствующие технические требования подготовил 30-й научно-исследовательский институт Минобороны. Но проектирование перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), который должен был прийти на смену МиГ-29 и Су-27, затянулось. Из-за распада Советского Союза и экономической нестабильности в стране были закрыты промежуточные проекты МиГ 1.44 и Су-47 «Беркут».

Основная работа над созданием прототипа ПАК ФА началась только в мае 2001 года, в рамках программы И-21. Подготовка велась с 1999 года. Ответственность за изготовление прототипа, получившего наименование Т-50, была возложена на ОКБ Сухого. Через три года появился эскизный макет, а первые летные испытания состоялись лишь в 2010 году. Производство самолетов было развернуто на базе авиационного завода им. Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Контракт на поставку двух машин с Минобороны РФ был заключен в 2018 году.

Интересные факты: существовал совместный проект FGFA, в рамках которого разрабатывалась индийская версия самолета. В 2008 году партнеры договорились о приобретении истребителей по цене 100 млн долларов за штуку. Но из-за затягивания процесса разработки, увеличения стоимости единицы и претензий к оснащению Индия покинула программу спустя 10 лет. Обозначение Су-57 присвоили этой модели в 2017 году.

К сожалению, первый подготовленный экземпляр так и не был передан ВКС. Он разбился во время летных испытаний в конце 2019 года, пилоту удалось выжить. Данный инцидент не снизил интерес Вооруженных сил России к проекту. Поэтому было заказано еще 76 истребителей к 2028 году на общую сумму около 170 млрд рублей. Из них планируют сформировать три авиаполка. Таким образом, стоимость одной машины составляет 2,236 млрд рублей.

Постоянно наращивается темп производства. В 2020 году заказчик получил только одну единицу и еще три через год. За следующий отчетный период было изготовлено шесть машин, а в 2023 году – уже 10. На предприятии неоднократно заявляли, что их целью является выпуск как минимум 20 истребителей в год.

Особенности и преимущества Су-57

Это полноценный стелс-истребитель, малозаметность которого обеспечивается формой корпуса, материалами покрытия, конструкцией двигателя и встроенными средствами РЭБ. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Гималаи» отвечает за всестороннюю защиту машины от наведения авиационных ракет любой дальности. Искажение сигналов РЛС противника обеспечивает система «Хибины 10-Р». Предусмотрен тактический канал передачи данных.

С помощью автоматизированной системы управления полетом можно облегчить пилотирование при перегрузках или вернуть борт на аэродром в случае потери сознания летчиком. Все необходимые действия осуществляются искусственным интеллектом или оператором на земле. Передовая система управления боем способна в режиме реального времени оценивать потенциальные угрозы и предлагать оптимальную тактику. Она же координирует действия истребителя с другими членами авиагруппы.

Су-57 в его текущем виде пока не способен поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость, так как не оснащен двигателем второго этапа. Однако он превосходит своего прямого конкурента (американский F-35) по аэродинамическим свойствам. Машина оборудована современным комплексом авионики, построенной на отечественной элементной базе.

Технические характеристики самолета Су-57

Значительная часть информации о данной модели засекречена. В открытых источниках можно найти только примерные данные. Например, известно, что длина фюзеляжа самолета составляет 19,7 м, а высота – 4,8 м. Его масса без боекомплекта равна 18,5 т. Размах крыла – 14 м, а его площадь составляет 82 кв. метра. Экипаж состоит из одного пилота.

Самолеты первых партий оснащены турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-41Ф1, на остальные будет устанавливаться двигатель, имеющий на данный момент обозначение «Тип 30». Масса двигателя составляет 1608 кг. Он обеспечивают максимальную тягу в 2х9500 и 11000 кгс соответственно. В режиме форсажа способен выдать 2х15000 и 18000 кгс. Благодаря управлению вектором тяги могут формировать угол отклонения до 20 градусов.

Су-57 может действовать на высоте до 20 км и находиться в воздухе на протяжении 5,8 ч. Он развивает скорость до 2600 км/ч (2100 км/ч без форсажа). Способен преодолеть 4300 км на дозвуковой крейсерской скорости. При наличии подвесных топливных баков (ПТБ-2000 или ПТБ-3400) дистанция увеличивается до 5500 км. Но на сверхзвуковой скорости этот показатель сокращается до 2000 км при использовании всего топлива. Конструкция может выдерживать перегрузки в 10-11G.

Истребитель укомплектован 30-мм пушкой 9А1-4071К, обеспечивающей 1500 выстрелов в минуту. В его арсенале имеется противокорабельная ракета Х-35 и многоцелевая Х-38, противорадиолокационная ракета Х-58УШК, высокоточная Х-59 «Овод» и ее усовершенствованная версия Х-69. Кроме того, внутри фюзеляжа также размещаются корректируемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500. На внешних пилонах самолет может нести КАБ-1500 или прицельный контейнер 101КС-Н, обеспечивающий самозащиту и опознавание наземных целей.

Поражение воздушных объектов осуществляется ракетами РВВ-МД2, РВВ-СД К-77М, которые располагаются во внутренних отсеках, а также РВВ-БД Р-37М (внешнего крепления). Для размещения вооружения в корпусе имеется четыре основных и два боковых отсека. Под крыльями располагаются четыре пилона и еще два – под воздухозаборниками.

Современное использование

Несмотря на отказ Индии от участия в совместной разработке экспортной модификации Су-57, проект был продолжен. Пока 12 истребителей стоят на вооружении только российской армии. Свою заинтересованность проявляют ОАЭ, ближневосточные страны, государства Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Этот сегмент рынка активно изучается представителями Турции после приобретения С-400 и исключения страны из программы F-35.

Интересные факты: в натовской классификации самолет получил наименование Felon («Преступник»). Два истребителя были переброшены в 2018 году на авиабазу Хмеймим в Сирии. Они осуществили 10 боевых вылетов в рамках проведения второго этапа госиспытаний. В начале 2020 года вновь появились сообщения о применении уже серийных образцов на том же театре военных действий. Озвучены планы создания двухместной модификации Су-57 для зарубежных рынков и российских учебных центров.

Минобороны РФ подтвердило применение данных истребителей в ходе спецоперации. Впервые удалось использовать их по прямому назначению – для уничтожения самолетов противника. Совместно с моделями предыдущих поколений звено Су-57 выполнило задачу командования по завоеванию господства в воздухе. Кроме того, данные машины применяются для нанесения высокоточных ударов по наземным целям из-за пределов действия украинской системы ПВО.

Вывод

Несмотря на все испытания, которые обрушились на отечественную авиационную промышленность в 90-е годы XX века, ей удалось выстоять и создать соответствующий требованиям эпохи истребитель. Су-57 находится только в начале своего пути, его ждет долгая служба в составе ВКС России. А наглядная демонстрация силы русского оружия может поспособствовать и зарубежным продажам Су-57.

..............