
Список рекомендуемых фильмов – это не половина, а дай бог если четверть дела. Пока не очень понятно, что со всем этим богатством будут делать в школе. Отдельный предмет «Киноведение» вроде бы пока вводить не собираются.
4 комментарияСписок рекомендуемых фильмов – это не половина, а дай бог если четверть дела. Пока не очень понятно, что со всем этим богатством будут делать в школе. Отдельный предмет «Киноведение» вроде бы пока вводить не собираются.
4 комментарияВоспринимать Банк развития ШОС как аналог МВФ – ошибка. МВФ – это инструмент ушедшей глобалистской эпохи. Его кредиты были не про развитие, а про контроль. ШОС такой сценарий не нужен.
0 комментариевПросто представьте себе, что вы – школьный учитель. Вся ваша жизнь подчинена строгому расписанию. Вы пытаетесь донести хоть что-то до людей, которые еще не скоро поймут, что им это нужно. И тут на вас пишут жалобу, потому что вы моетесь голая!
28 комментариевСтраны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) готовы идти по пути создания альтернативного доллару финансового фундамента. Этот путь уже проторен странами БРИКС. В ШОС входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Пакистан, Иран, Беларусь и Узбекистан.
Страны ШОС решили учредить Банк развития для инвестирования в собственные проекты. Владимир Путин предложил также выпустить совместные облигации. Он озвучил идею о разработке единой платежной системы для осуществления торговых операций и подчеркнул важность создания совместной расчетной и депозитарной инфраструктуры. «Все это повысит эффективность наших экономических обменов и защитит их от колебаний внешней конъюнктуры», – отметил Путин. Экономики стран ШОС показали рост в среднем на 5% в 2024 году.
«Озвученные финансовые инструменты позволяют оперировать финансовыми ресурсами в рамках ШОС обособленно от Запада, при этом дешевле. Для России это санкционная устойчивость расчетов, доступ к капиталу в новой формирующейся финансовой экосистеме, поддержка национальных валют, их применение в торговле», – говорит Михаил Гордиенко, профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова.
Для ШОС же создается общий рынок капитала под собственные проекты, а также снижаются валютные и санкционные риски, появляются собственные стандарты финансирования, страхования, инвестирования, и даже шире – стандартов управления и качества, добавляет эксперт.
«Эти механизмы удешевляют привлечение ресурсов за счет капитала и наднационального статуса банка, а во-вторых, расширяют доступ к "длинным" деньгам в валютах стран-участниц для инфраструктурных проектов.
Создание банка развития ШОС будет способствовать также развитию местных рынков капитала», – говорит Кирилл Черновол, научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара.
«Идея создания единого банка развития под эгидой ШОС, похожего на Европейский банк реконструкции и развития, – более реалистичный шаг. Такой банк мог бы направлять инвестиции в инфраструктурные проекты, которые бы стимулировали взаимную торговлю», – считает Юлия Хандошко, СЕО европейского брокера Mind Money (ex-«Церих»).
«Банком ШОС, вероятно, будут разработаны собственные подходы к отбору проектов, чтобы деньги эффективно и результативно работали. Например, это может быть инфраструктурное развитие коридора Север – Юг, строительство портов, логистических хабов, ВИЭ-кластеры, цифровые коридоры и дата-центры, водная инфраструктура в Средней Азии, газо- и нефтепродуктопроводы», – говорит Михаил Гордиенко.
«Для России важны проекты по выстраиванию новой логистики на восточном направлении, ориентированной на широкий круг приоритетных партнеров в Евразии. Для других стран ШОС, особенно стран Центральной Азии, важно встроиться в региональные и глобальные цепочки поставок, реализовать транзитный потенциал вследствие развития торговли», – говорит эксперт Фонда экономической политики Ольга Пономарева.
Аналог такого банка есть у БРИКС – Новый банк развития, который уже работает. В частности, Китай через облигации привлекает деньги в юанях, что снижает долларовую зависимость. В этом году было уже несколько выпусков на миллиарды юаней.
«Однако после 2022 года Банк БРИКС официально приостановил новые сделки в России из-за опасений санкционных рисков Запада. У Банка ШОС, вероятно, будет аналогичная развилка – или учет санкционных рисков и осторожность в работе, или политическая конфронтация с Западом, но и одновременная возможность создания собственной финансовой экосистемы», – предполагает Гордиенко.
Что касается выпуска облигаций (безрисковый актив), то речь идет, вероятно, об их выпуске банком ШОС. Так поступает ЕС, облигации которого стали вполне ликвидными высокорейтинговыми инструментами, а вот БРИКС суверенные бонды не выпускал, отмечает Гордиенко.
«Для блока ШОС это также возможность создания собственных бенчмарков, независимых от системы оценки, принятой на Западе. В облигации могут вкладываться центральные банки, фонды, с другой стороны, эмиссия облигаций – источник дешевых заемных средств для членов блока. Для инвесторов это будет более чем ликвидным активом, не зависящим от Запада», – считает Гордиенко.
Одна из главных целей стран ШОС – это, конечно, снижение доминирования доллара в международной торговле.
«Такая система сотрудничества могла бы стать эффективной против доллара, если бы внутри ШОС страны были друг для друга основными торговыми партнерами. Однако реальность такова, что торговля товарами и услугами внутри организации почти в восемь раз уступает внешней торговле стран, и это серьезное препятствие.
Именно поэтому все амбициозные проекты, вроде совместного выпуска облигаций, требуют гораздо более прочного экономического базиса», – считает Хандошко.
Товарооборот стран ШОС оценивается всего в 400 млрд долларов. Впрочем, по словам Си Цзиньпина, в будущем товарооборот между Китаем и государствами – членами ШОС достигнет 2,5 триллиона долларов.
Проще всего, конечно, начинать с создания единой системы платежей стран ШОС. Это необходимый финансовый базис для всего остального. Национальные платежные системы, например, MIR и CIPS, уже активно развиваются. «Но вторичные санкции и комплаенс азиатских банков являются реальным ограничением», – говорит Гордиенко. Единая платежная система может помочь облегчить финансовые расчеты и для россиян за границей, и для нашего бизнеса и экспорта.
Но вот к более сложным вещам, например, к учреждению единого депозитария, партнеры, в частности китайские, начинают проявлять осторожность, указывает Хандошко.