Игорь Переверзев Игорь Переверзев В чем интерес Трампа на Украине

Коренной интерес Трампа не в том, чтобы остановить войну на Украине. Он хочет сохранить лицо, бросив чемодан без ручки европейцам. При этом параллельно еще и извлечь разные стратегические выгоды.

2 комментария
Сергей Лебедев Сергей Лебедев Как России усилить позиции в Центральной Азии

Разговоры о конкуренции за Центральную Азию нередко сводятся к метафоре «большой игры» или «новой большой игры» – геополитического клише из XIX века. Для конструктивного диалога с регионом России необходимо отказаться от этого взгляда.

0 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Вслед за БПЛА стартовала эра морских дронов

Тема беспилотных систем на вооружении военных флотов не исчерпывается небольшими ударными безэкипажными катерами. По задачам морской пехоты будут действовать разведчики, десантные, транспортные дроны, безэкипажные тральщики.

2 комментария
22 августа 2025, 12:00 • Экономика

Российская свинина помогает Китаю в торговых войнах

Российская свинина помогает Китаю в торговых войнах
@ Виктор Толочко/Sputnik/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

Россия настолько преуспела в свиноводстве за последние полтора десятилетия, что готова стать продовольственной опорой и для Китая. Себя мы обеспечили свининой еще в 2018 году, а вот Китай никак не пускал наш продукт на свой рынок. Но в прошлом году все кардинально изменилось. Пекин дал зеленый свет российской свинине – и не прогадал. Потому что американская и европейская свинина оказалась «токсичной» из-за торговых войн.

В 2025 году поставки любого российского мяса за рубеж растут, но самые высокие темпы роста показывает свинина. Ее экспорт в этом году уже вырос более чем на 50% по сравнению с прошлым годом, а в деньгах и вовсе на 75%, рассказал руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «То есть мы поставляем более дорогую свинину по более высоким ценам, это касается и субпродуктов», – добавил он.

Только в июле и только в Китай Россия экспортировала продукции свиноводства больше чем на 12 млн долларов. Это почти на треть превысило результат за аналогичный период прошлого года.

Такой рывок в отрасли Россия смогла достичь благодаря долгосрочной политике за последние полтора десятилетия.

Государство стало активно поддерживать свиноводство через льготные кредиты, субсидии и программы развития еще с 2005 года. Тогда же с 2005–2006 годов началось строительство крупных свинокомплексов с акцентом на биобезопасность и эффективность, говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

«Субсидии на развитие производства, ограничения на импорт привели к двукратному падению импорта в 2014 году и последующему его сокращению до очень малых величин в 2018-2020 годах. С этого же времени начал развиваться экспорт свинины, так как внутренний рынок стал насыщен», – говорит Денис Терновский, ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Президентской академии.

Государство продолжало поддерживать отрасль. В 2018 году, например, ведущие компании получили инвестиционные кредиты на сумму около 250 млрд рублей, что позволило расширить производство и модернизировать инфраструктуру до 2025 года, а программы Минсельхоза, включая развитие племенного свиноводства, способствовали улучшению генетики и качества продукции, говорит Чернов.

«Крупные агрохолдинги и вертикально интегрированные компании реализовали проекты по строительству мощных свинокомплексов, а также инвестировали средства не только в производство, но и в создание собственной генетической базы, производство кормов, логистику и переработку, что позволило контролировать всю цепочку добавленной стоимости и снижать издержки. Россия не только полностью обеспечила себя свининой, но и превратилась из импортера в крупного экспортера»,

– отмечает Светлана Ильяшенко, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова.

В итоге уже в 2018 году Россия смогла полностью обеспечить себя свининой, так как производство превысило внутренний спрос в 3,74 млн тонн. «К 2020 году импорт свинины практически обнулился, а в 2025 году он остается минимальным, что подтверждает устойчивость внутреннего рынка», – говорит Чернов.

Собственно, как только отечественный рынок оказался насыщен, Россия стала экспортировать свинину. В 2021 году экспорт составил 187 тыс. тонн на 390 млн долларов, а в 2024 году достиг 300 тыс. тонн – на 610 млн долларов.

«Однако путь к экспортному успеху был тернистым. Экспортные поставки начали расти с 2017 года, когда Россия обеспечила внутренний спрос и начала искать внешние рынки. Основными направлениями стали страны ЕАЭС, Вьетнам и Гонконг. Российская свинина сталкивалась с высокой конкуренцией со стороны США, ЕС и Бразилии, которые доминировали на азиатских рынках. Вспышки АЧС с 2008 года привели к запретам на экспорт в Китай и другие страны, так как Китай не признавал принцип регионализации (разрешение экспорта из зон, свободных от АЧС). Для выхода на рынки, в том числе китайский, российским компаниям пришлось адаптироваться к строгим требованиям по безопасности и качеству продукции», – говорит Чернов.

Собственно, прорывным стал 2023 год, когда Китай осенью снял ограничения на поставки российской свинины, действовавшие аж с 2008 года из-за АЧС. «После 15 лет переговоров, усилий Минсельхоза, Россельхознадзора и бизнеса, Китай признал регионы России, свободные от АЧС, безопасными для экспорта. Это стало ключевым катализатором роста экспорта в 2024–2025 годах», – говорит Владимир Чернов.

Поставки в Китай стартовали весной 2024 года. В прошлом году Россия экспортировала в Китай 39 тыс. тонн продукции (21,2 тыс. тонн свинины и 17,9 тыс. тонн субпродуктов), а в июле 2025 года поставки выросли почти на 30% по сравнению с июлем 2024 года, достигнув 12,4 млн долларов.

Интересно, что китайцы прямо кинулись скупать российскую свинину, которая стала вытеснять традиционных лидеров. «Россия заняла 4-е место среди поставщиков свинины в Китай в июле 2025 года, поднявшись с 5-го места в июне. Исторически около половины импорта свинины в Китай приходилось на страны ЕС и главным образом Испанию, Данию, Нидерланды и Францию. Однако в ответ на введение ЕС пошлин на китайские электромобили, Китай инициировал антидемпинговое расследование против свинины из этих стран. Эти страны российская свинина и потеснила на китайском рынке», – говорит Владимир Чернов.

Таким образом, российская свинина помогает Китаю снижать зависимость от ЕС и не бояться жестко отвечать европейцам на их торговые войны. Та же история и с США: Китай снижает зависимость от американской свинины. Иметь дело с российской свининой оказалось не только выгодным, но еще и важным с точки зрения национальной продовольственной безопасности КНР.

Для российских экспортеров свинины китайский рынок – это просто золотая жила. «Во-первых, свинина – это основа китайской кухни, она занимает около 60% в структуре потребления мяса. Во-вторых, Китай традиционно закупает не только мясо, но и субпродукты (уши, хвосты, желудки и т. д.), которые имеют высокую стоимость на внутреннем рынке, но менее востребованы в России. Это позволяет нашим экспортерам получать максимальную выгоду с каждой туши. Во-третьих, Россия поставляет продукцию глубокой переработки и премиальные отруба, которые имеют более высокую цену», – говорит Светлана Ильяшенко.

Также в пользу российского импорта играет географическая близость Дальнего Востока и Сибири, а также наличие железнодорожного сообщения, что делает поставки из России быстрыми и более рентабельными по сравнению с морскими перевозками из Бразилии или США, добавляет эксперт.

Более того, в последние годы нашему свиноводству оказывают поддержку экспортные пошлины на зерно – из-за них корма для отечественных животноводов обходятся дешевле, чем для их конкурентов из других стран, замечает Терновский.

Нынешние успехи свиноводов не последние. Потенциал для роста экспорта нашей свинины остается ее на 5-10 лет вперед. «Ожидается, что в 2025 году еще пять-шесть российских компаний получат допуск к экспорту в Китай, что увеличит поставки. Прогноз экспорта в Китай подразумевает до 100 тыс. тонн в 2026 году. Поставки во Вьетнам уже растут, и этот рынок может стать вторым по значимости после Китая. Такие страны, как Филиппины, Таиланд и Индонезия, представляют потенциал благодаря высокому спросу на свинину», – заключает Чернов из Freedom Finance Global.