Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Иллюзия быстрых решений – золотой стандарт трампизма

Указ Трампа о ценах на лекарства в США является идеальной репрезентацией его политического стиля, сводящегося к формуле громкое провозглашение радикальных изменений при тщательном избегании механизмов, которые могли бы их обеспечить.

0 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Сделать джинсы снова великими уже не получится

Джозеф Най подвел под идею «мягкой силы» прочную теоретическую базу, он увидел ее мощное разрушительное действие на геополитических противников, и он же увидел, как большая американская мечта превратилась в скромный план просто поддержать собственное физическое существование.

10 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Евробюрократия держит антиамериканский фронт, но трещит изнутри

Европейский истеблишмент строит стену между Россией и Европой, никак не считаясь при этом ни с планами Трампа, ни с волей своих собственных народов. Главный инструмент – старый добрый административный ресурс. Но его может просто-напросто не хватить.

2 комментария
30 апреля 2025, 08:29 • Экономика

Беспрецедентный кризис заставляет сбивать цены на автомобили

Беспрецедентный кризис заставляет сбивать цены на автомобили
@ Алексей Булкин/NEWS.ru/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Целых полмиллиона нераспроданных легковых автомобилей скопилось на складах в России. Это беспрецедентный объем на фоне обвалившихся продаж. А это значит, что покупателей ждут скидки, считают в «Автостате». На каких автомобилях можно будет сэкономить, и почему ситуация с распродажей машин не такая однозначная?

Россия столкнулась с затовариванием автомобильных складов. Целых полмиллиона новых легковых автомобилей скопились на складах автодилеров к концу первого квартала 2025 года. «Как была оценка на начало года в районе 500 тысяч, так и осталась. Тысяч 300-350 – это китайские бренды», – говорит глава агентства «Автостат» Сергей Целиков. Остальные 150-200 тыс. автомобилей приходятся на иные иностранные марки и российские бренды, в том числе китайского происхождения, добавляет он.

По его словам, из-за больших запасов нераспроданных машин покупателей ждут скидки. Считается оптимальным, когда в запасе у дилеров имеется автомобилей на полтора-два месяца продаж. До кризиса это было 200-300 тыс. машин. Но в этом году продажи рухнули, и за три месяца было продано даже менее 250 тыс. машин. В худшем случае по году ожидаются продажи всего одного миллиона авто. Получается, что полмиллиона – это полугодовой запас автомобилей, что очень много.

Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич разделяет запасы на складах у дилеров и у импортеров: у первых сейчас хранится примерно 150-200 тыс. авто, остальной объем скопился у импортеров. И по оценке эксперта, это у последних затоваривание.

В любом случае переизбыток автомобилей налицо. «Полмиллиона автомобилей в запасе – это профицит, поэтому по состоянию на конец апреля многие дилеры уже предлагают специальные условия на автомобили прошлого года. Например, седан Kaiyi E5 в базовой комплектации Standard с механической коробкой передач можно купить более чем на 750 тыс. рублей дешевле, чем в 2024 году, BAIC U5 Plus выгоднее на целых 1,2 млн рублей», – говорит Евгений Житнухин, коммерческий директор автомобильного маркетплейса Fresh. По его словам, на складах есть запасы автомобилей не только 2024-го, но даже 2023 года.

«С учетом высоких складских запасов и снижающегося спроса значительные скидки становятся практически неизбежны. В первом квартале 2025 года уже сообщали о скидках в 100-200 тыс. рублей на новые авто у дилеров, но были и отдельные случаи, когда скидки доходили и до 500-900 тыс. рублей. В условиях падающей покупательской активности дилерам выгоднее продать машину с минимальной маржой, чем держать «замороженный» товар месяцами, оплачивая его хранение и обслуживая кредиты», – говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

«Некоторые представители авторетейла вынуждены продавать автомобили даже в минус, чтобы хоть как-то покрыть издержки на содержание складов, шоурумов и штата сотрудников. Особенно трудно приходится брендам, чьи продажи по итогам прошлого года были минимальны. Это марка Kaiyi, Zotye и другие представители китайского автопрома»,

– говорит Житнухин. По его оценке, средняя маржа дилеров составляет 5-15%.

«Уже нет такого понятия, как минимальная маржа – 80% автомобилей продаются в ноль или в минус для дилеров с учетом всех затрат. У каждого игрока своя маржинальность – тут нет общих уровней. Но дистрибьюторы закладывают менее 10% на все расходы дилера, в том числе и на стоимость финансирования», – говорит генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.

Обычно скидки привлекают покупателей, и так было, например, прошлой весной, когда распродажа остатков обеспечила уровень продаж в первом квартале почти 400 тыс. машин, хотя ставка по кредитам тоже была высокой – более 28%. Но в этом году даже скидки не помогают: за три месяца было продано менее 250 тыс. новых авто, и апрельские продажи тоже ожидаются провальными по сравнению с прошлым годом.

Автокредиты по-прежнему недоступны из-за высокой ключевой ставки. Плюс ситуация осложняется тем, что большинство автомобилистов купили новый автомобиль в прошлом году специально до повышения утилизационного сбора в январе 2025 года, замечает Житнухин. Для многих потенциальных покупателей покупка автомобиля сейчас отложена «до лучших времен», и даже значительная скидка в 200-300 тыс. рублей не всегда способна изменить это решение, согласен Чернов.

«Кто хотел купить автомобиль, уже купил, а чтобы приобрести новый, нужны основания и мотив. Сейчас нет ни того, ни другого, а просто так менять свой автомобиль на какой-то новый – не очевидный процесс»,

– говорит Ольховский.

«Распродажа уже идет полным ходом последние полгода, но рынок падает, так как россиян сейчас больше привлекают депозиты», – считает Андрей Терлюкевич.

Несмотря на кризис и снижение цен на модели прошлых лет, ждать скидок на новые модели 2025 года выпуска россиянам вряд ли стоит. Наоборот, цены могут снова вырасти. «Модели, произведенные в 2025 году и импортируемые в Россию, в мае могут прибавить в цене до 25% из-за новой формулы расчета утилизационного сбора. С 1 мая 2025 года будет учитываться не только базовая ставка утильсбора, но и разница между таможенными пошлинами России и других стран, с территорий которых импортируются авто. В основном подорожание затронет премиальные авто и модели, ввозимые по параллельному импорту», – говорит Житнухин.

По мнению Терлюкевича, единственная возможность для дилера сегодня выжить – это продавать меньше машин, но дороже.

«Текущая ситуация на рынке беспрецедентна для дилеров. Рентабельность отрасли и в лучшие годы не превышала 5-7%, а с текущей ставкой бизнес стал убыточным. При этом высококомпетентный профессиональный персонал ввиду жесткого дефицита стоит очень дорого. У автодилеров сегодня нет маржи, большинство работает в убыток, самые эффективные – в ноль. За первый квартал количество дилеров сократилось примерно на 10%. Это гигантская цифра. Если ситуация не изменится в ближайшие месяцы, то рынок может потерять компетенции официального сервиса, что приведет к кратному росту стоимости услуг на автосервис с существенной потерей качества», – говорит Терлюкевич из «АвтоСпецЦентра».

Кризис может серьезно переформатировать автомобильный рынок.  «Можно прогнозировать уход с российского рынка ряда китайских автомобильных брендов и массовое банкротство автосалонов в 2025 году. Рынок могут покинуть те китайские бренды, которые за три года работы не смогли наладить эффективные продажи, обеспечить надлежащее сервисное обслуживание и поставки запчастей», – говорит Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг».

По данным исследования «Газпром автолизинг», уже в первом квартале 2025 года в России прекратили работу 213 китайских автосалонов и закрылось 274 шоурума. В тройке лидеров по числу закрытых точек стали бренды Bestune, Kaiyi и DFM. Однако потери понесли также Geely, Jaecoo, Jetour и LiAuto.

«Уход некоторых китайских производителей с рынка может существенно изменить расстановку сил. Это приведет к сокращению ассортимента доступных моделей, но одновременно усилит позиции лидеров среди китайских брендов, таких как Chery и Geely. Впрочем, укрепление позиций оставшихся китайских автопроизводителей может привести к снижению конкуренции и, как следствие, к росту цен на их продукцию», – ожидает Байбароша.

Она рекомендует при покупке прошлогоднего автомобиля со скидкой учитывать, что приобретение автомобиля из старых запасов может сопровождаться рисками получения устаревшей комплектации или возникновения потенциальных проблем с гарантийным обслуживанием, особенно в случаях, когда дилер испытывает финансовые затруднения. Тем, кто рассматривает китайские бренды, разумно отдавать предпочтение крупным производителям с устойчивым положением на рынке, таким как Chery, Geely и Haval, поскольку они с большей вероятностью сохранят свое присутствие в России в долгосрочной перспективе, считает эксперт.

..............