Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
11 июня 2021, 11:30 • Экономика

Армянский коньяк сдался Евросоюзу

Армянский коньяк сдался Евросоюзу
@ Konstantin Kokoshkin/Russian Look/Global Look Press

Tекст: Ольга Самофалова

Армения отдает европейцам всего за три миллиона евро свое советское алкогольное наследие – армянский коньяк. Ереван не сможет его больше называть коньяком. А этих денег ни на какую помощь коньячной промышленности, конечно, не хватит. Почему Армения так легко отдала то, что ее кормит, в отличие от России, которая отстояла свои права и на коньяк, и на шампанское?

Правительство Армении одобрило финансовое соглашение с Евросоюзом, которое окончательно решает судьбу армянского коньяка. Ереван пообещал постепенно отказаться от географического указания «коньяк» для своей алкогольной продукции. За это Евросоюз выделит стране 3 млн евро.

«Цель финансового соглашения – содействовать плавному и эффективному прекращению использования географического указания «коньяк» для армянской продукции, а также помочь промышленности Армении сохранить свою конкурентоспособность на экспортных рынках», – говорится в постановлении правительства, проект которого представил министр экономики страны Ваган Керобян.

В частности, реализуемая с ЕС программа предусматривает разработку нового наименования для армянского коньяка, его рекламу и маркетинг на внутреннем и традиционных внешних рынках.

Речь не идет о продаже названия «коньяк». И по доброте душевной Армения вряд ли отказалась бы от этого слова в своем главном экспортном товаре, приносящем столь желанную валюту стране. Этот отказ от «коньяка» является одним из условий интеграции Армении с Евросоюзом. Это требование прописано в соглашении о всеобъемлющем и расширенном партнерстве страны с ЕС от 2017 года. Армения должна отказаться сначала от продажи «армянского коньяка» на местном рынке – на это дается 14 лет, а потом и на зарубежном – через 25 лет.

«Три миллиона евро, которые дает Евросоюз – это просто компенсация, которая пойдет в первую очередь на изменение названия армянского алкоголя. Им нужно будет заменить слово «коньяк» другим словом, как, например, в Молдавии коньяк назвали «дивин». Никто этого там и не заметил», – говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Дело в том, что коньяк еще с 1936 года законодательно утвержден и защищен как контролируемое название по происхождению. Коньяком может называться бренди, который произведен в определенной области, а именно: во французском регионе Шаранта, где расположен одноименный город. Он-то и дал название алкогольному напитку.

Однако в СССР начали выпускать коньяк еще в 1924 году на заводах в Одессе и Ереване. То есть до юридического оформления бренда «коньяк». Даже после подписания в 1958 году многими странами Лиссабонского соглашения об охране мест происхождений и их международной регистрации, СССР продолжал называть так свои коньяки. Собственно, Россия и другие страны СНГ продолжают делать это до сих пор.

Однако постепенно Европа заставляет бывшие социалистические республики отказываться от этого наименования. Ситуация простая – если хотите сотрудничать с ЕС, то будьте любезны выполнять ее условия.

Молдавия первой пошла по этому пути. Она еще в 1993 году присоединилась к Лиссабонскому соглашению и официально стала называть молдавский коньяк дивином. Это теперь торговый знак, принадлежащий государству.

По сути, европейцы дают 3 млн евро армянам, чтобы они наняли команду маркетологов и придумали подобный торговый знак вместо «коньяка».

Ни на модернизацию, ни на расширение коньячного производства в Армении деньги, конечно, не предназначены. Это понятно даже по столь скромной сумме компенсации. Да и не в интересах Европы помогать собственным конкурентам.

Скорее всего, там подспудно надеются постепенно снизить продажи армянского коньяка после его переименования. Ведь это расширяет рынок сбыта в той же России для французского алкоголя.

Любопытно, что в Европу Армения уже и так экспортирует свой товар без слова «коньяк», а как «армянский бренди». Однако наименование «коньяк» сохранилось при поставках в постсоветские страны. А именно они являются главными ценителями и покупателями армянского коньяка.

«Армянский коньяк, как и грузинское вино, покупают в основном три страны – Россия, Украина и Казахстан. На них приходится порядка 80-90% всех продаж. Причем Россия выбирает чуть ли не 85%», – говорит Дробиз.

Насколько смена названия повлияет на продажи армянского коньяка в них, зависит действительно от маркетологов и пиара нового бренда. Пока у Армении с этим проблемы. «Армяне придумали какую-то очень неудачную замену, предложив официально переименовать коньяк в арбун.

«Армяне очень неудачно придумали название «арбун», которое звучит по-русски как «горбун».

Мне тогда звонили и спрашивание мое мнение, и я сказал, что нельзя коньяк называть столь глупым названием. Нужно подобрать такое название, которое будет хорошо звучать на главном рынке сбыта – российском. Как в свое время Coca-Cola переименовала свой продукт для китайского рынка, потому что на китайском оно звучало глупо и неблагозвучно», – рассказывает Вадим Дробиз.

Дело в том, что если точно передать иероглифами звуки «кока-кола», то рождается странное название «кусай воскового головастика». Поэтому маркетологи американской компании, перебрав 200 разных иероглифов, придумали «коку-коле», что в переводе означает «полный рот счастья».

Кстати, та же история касается и шампанского, под чем Армения также подписалась. Просто для нее актуальна коньячная, а не шампанская история. По законам ЕС, «шампанским» можно называть игристые вина, которые были произведены только в одном французском регионе – Шампань – по определенным технологиям и даже из определенного сорта винограда.

Впрочем, Россия принять европейские правила игры отказалась на государственном уровне. Причем еще до всей этой геополитической эскалации отношений в 2014-2015 годах. Еще в 2013 году Росалкогольрегулирование приняло решение, что на кириллице слова «коньяк» и «шампанское» обозначают виды продукции, закрепленные в ГОСТах, и не имеют географической привязки к известным французским провинциям.

Попавшей в зависимость от ЕС Армении дать такой отпор, конечно, не под силу. «Возможно, когда-то и России придется переименовать наше шампанское и наш коньяк. А может быть, мы плюнем на Евросоюз. Мы с ними не в тех отношениях – взасос не целуемся, а через 50 лет может быть Европа и вовсе исчезнет», – говорит Вадим Дробиз.

Вадим Дробиз затрудняется оценить, как повлияет отсутствие коньяка в названии армянского алкоголя, поставляемого в Россию и другие страны СНГ: «Сегодня потребитель один, через десять лет – другой».

«Сейчас у коньяка имеется стабильный рынок в России. Это особый для нас продукт. Еще с советских времен коньяк был в значительной степени подарочным продуктом. Думаю, что и сейчас треть коньяка в России покупается в подарок.

В России выпивается примерно 100-120 млн литров коньяка в год, 80% – это российский коньяк, 20% – импортный. Причем из российского винограда в России производится только 20% коньяка, а 80% российского коньяка производится из импортных коньячных дистиллятов, в том числе армянских», – рассказывает Вадим Дробиз.

Даже несмотря на то, что в прошлом году экспорт армянского коньяка упал на 20%, а продажи в России и вовсе на 25%, Россия остается для Еревана основным экспортным рынком. Впрочем, это падение вовсе не говорит о том, что россияне разлюбили армянский коньяк или у них не было денег на его покупку. Как объяснял «Sputnik Армения» известный российский маркетолог, основатель и директор компании Retail4you Сергей Лищук, проблема в том, что армянские экспортеры не смогли перестроить свою стратегию продаж.

Армянский коньяк, наряду с французским алкоголем, продавался в основном через рестораны. Здесь его место было гарантированно, и особо думать о маркетинге не приходилось. Но пандемия закрыла рестораны, и потребление почти полностью перешло из ресторанов в магазины. А здесь уже конкуренция оказалась жестче. «В ресторанах среди коньяков была Франция, армянский коньяк, может, еще парочка других – и все. В магазинах такого не было, конкуренция усилилась – и продажи просели», – объясняет эксперт. Если Армения и с заменой слова «коньяк» не справится, то ситуация еще больше ухудшится.

..............