
Газпром оказался в эпицентре геополитического шторма, который кардинально изменил ландшафт мирового энергетического рынка и поставил под вопрос десятилетиями выстраиваемую экспортную стратегию.
5 комментариевГазпром оказался в эпицентре геополитического шторма, который кардинально изменил ландшафт мирового энергетического рынка и поставил под вопрос десятилетиями выстраиваемую экспортную стратегию.
5 комментариевКитай считает, что стремление к превосходству в силе или абсолютной безопасности ведет к тупиковым ситуациям, а проведение идеологических линий или формирование эксклюзивных блоков приводит к разделению и конфронтации.
2 комментарияФраза Рютте «лучше учите русский» – не предупреждение, а рекламный слоган экономики жертвы, где граждан обязывают платить за возможность чувствовать себя героями в борьбе с медийно назначенным злом.
2 комментария«Музыка обладает силой сплочения вопреки неустанным попыткам нас разъединить». Такими словами художественный руководитель фестиваля «Кантата» Кристиан Кнапп обозначил один из главных посылов этого масштабного музыкального события.
Организаторы фестиваля считают, что в 2025 году «Кантата» звучала особенно мощно не только благодаря участию в ней значительных музыкантов, но и за счет заложенного в нее символизма. Генеральный продюсер фестиваля Андрей Борисов особо обратил внимание на дату первого концерта, совпавшего с Днем России.
Старт фестивалю был дан 12 июня одновременно на Соборной площади острова Канта в Калининграде и на Красной площади в Москве, где оркестром Большого театра дирижировал Валерий Гергиев. В тот же день на еще одной московской площадке, в Национальном центре «Россия», концерт давал Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. И это, как отмечают организаторы, тоже был своего рода реверанс в сторону Калининграда.
В неспокойное время культурные связи становятся только прочнее – особенно это чувствуют калининградцы, оторванные от большой России границами двух государств. Концерты классической музыки в рамках «Кантаты», бывшей пять лет назад пусть и не рядовым, но региональным мероприятием, создававшимся исключительно для калининградцев и гостей региона, теперь проводятся в обеих столицах, а также Новосибирске, Нижнем Новгороде, Севастополе и даже во Владивостоке. В этом Борисов видит еще один мост, перекинутый в Русскую Прибалтику.
«12 июня 12 регионов вместе с нами праздновали День России. Это беспрецедентное событие!» – говорит он.
«Чтобы люди не чувствовали себя оторванными от большой Родины», в Калининградскую область едут большие артисты или, как выразился Борисов, «сильные игроки в области культуры». Причем артисты эти имеют даже не федеральное, а международное звучание.
«Я хочу подчеркнуть, что художественный руководитель фестиваля – это Кристиан Кнапп, у которого американское гражданство, – отметил Андрей Борисов. – Да, он дирижер Мариинского театра, но тем не менее. Это тоже важный момент. Когда в мире неспокойно, когда вроде бы намечаются улучшения российско-американских отношений, это тоже определенный знак».
К слову, через пару лет может случиться так, что называть Кнаппа американцем будут лишь с большой натяжкой. В апреле прошлого года он уже говорил, что приезжая к родителям в США, «уже чувствует себя иностранцем».
Продолжая тему символизма, стоит отметить, что «Кантата» стартовала одновременно с открытием калининградского филиала Третьяковской галереи. Этим организаторы также воспользовались в полной мере, соединив в образовательном блоке фестиваля остающуюся его ядром музыку с живописью, кинематографом и даже психологией.
«Все вещи, которые влияют на культурные тренды (не только на музыкальные), мы включаем в фестиваль,
– объяснил Борисов. – Мы все знаем о калининградском культурном кластере, мы все знаем, что через некоторое время в Калининграде будет запускаться филиал Большого театра, а для этого мы должны подготовить зрителя, для этого мы должны подготовить публику, а публика не бывает подготовлена только музыкально. Если есть культурная широта восприятия мира, тогда будет востребовано всё: и музыка, и живопись, и прочее».
Борисов не мог не отметить еще одну новацию. В день открытия фестиваля у стен Кафедрального собора была исполнена кантата «Россия», написанная победителем всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» Алексеем Чернаковым специально для «Кантаты».
Отдельно стоит сказать и о гала-концерте, прошедшем 15 июня у стен восстановленного замка Тапиау в Гвардейске (еще в начале 2021 года в этой построенной тевтонскими рыцарями крепости находилась тюрьма). Программа концерта, как признался Кристиан Кнапп, была очень сложной и классической в квадрате. В первом отделении Московский государственный академический симфонический оркестр под его руководством исполнял Петра Ильича Чайковского (фрагменты из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта»). Солировали заслуженная артистка России Татьяна Павловская (Мариинский театр) и ведущий солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Иван Гынгазов.
«Мы с Татьяной дружим, – признался после концерта Кристиан Кнапп. – Это помогает сделать музыку не с холодным и официальным отношением».
Заканчивался фестиваль завораживающими «Симфоническими танцами» Сергея Рахманинова. На замок опускалась ночь, но «Кантата», шагнувшая далеко за пределы Калининградской области, точку ставить не собиралась. На универсальном языке классической музыки с калининградским зрителем предлагают поговорить и в следующем году. И тема для этого разговора уже есть. По предложению губернатора Алексея Беспрозванных шестой фестиваль решено посвятить 80-летию Калининградской области, «региона, рожденного Победой».
«Принято, понято и будет исполнено», – отчеканил продюсер фестиваля Андрей Борисов. А значит, теперь уже всероссийское музыкальное событие подчеркнет и всероссийский статус юбилея Калининградской области.