Взгляд
7 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 01:47  |  vz.ru
Разделы

Запад готовится разжечь пожар в Центральной Азии и Закавказье

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Евросоюз, а следом и G7, намерен облегчить процедуру введения вторичных санкций в отношении стран, которые, по мнению европейцев, помогают России обходить уже введенные ограничения. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Параллельный импорт пришел в Россию надолго

Александр Костров
Александр Костров, генеральный директор компании «Российско-Турецкое торговое партнерство»
Какие товары импортируют в Россию по схемам параллельного импорта через Турцию, ОАЭ, Китай, Казахстан, Беларусь, Армению, Киргизию, Узбекистан? Какие есть альтернативы и когда параллельный импорт невыгоден? Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Польша хочет освоить Украину без присоединения Галиции

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Польша хочет стать великой державой и «освоить» Украину. Однако присоединять к себе ее западные области она едва ли станет. Разве что на Львов поляки могут позариться. Их главная цель – создать свою сферу влияния на пространстве трех морей и не допустить создания протяженной границы с Россией. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Карла III короновали в Вестминстерском аббатстве

Сменившийся впервые за 70 лет монарх Великобритании, Карл III, был коронован в Вестминстерском аббатстве в Лондоне во время торжественной церемонии, подготовка к которой велась несколько месяцев
Подробности...

Телескоп Хаббл запечатлел взаимодействующие галактики с черными дырами

Телескоп Хаббл запечатлел взаимодействующие галактики, известные как AM 1214-255. Эти галактики интересны тем, что содержат активные галактические ядра. Чрезвычайная яркость ядер галактик вызвана движением материи в сверхмассивных черных дырах, располагающихся в центре каждой из них. Черная дыра является причиной повышенной интенсивности излучения, особенно в рентгеновском диапазоне. Из ядер таких галактик обычно вырывается релятивистская струя (джет). Отличительной чертой многих активных галактик является переменное (от нескольких дней до нескольких часов) рентгеновское излучение. Есть указания на то, что вращающаяся галактика становится активной периодически, то есть активность — это не свойство галактики, а ее состояние
Подробности...

На 60-м году жизни скончался модельер Валентин Юдашкин

2 мая на 60-м году жизни скончался модельер Валентин Юдашкин, в последние годы боровшийся с тяжелой болезнью. Юдашкин был одним из символов российской высокой моды. Он добился успеха в том числе и за рубежом, его показы проходили в ведущих мировых центрах моды
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Глава МАГАТЭ назвал ситуацию вокруг ЗАЭС «потенциально опасной»

    Главная тема


    Политологи рассказали о разделении мира на новые региональные блоки

    рецепт борьбы


    Соловьев задал единственный вопрос после покушения на Прилепина

    «Контакт – 1»


    Российские танкисты в зоне СВО начали использовать динамический «скворечник»

    БМП Bradley


    Военкоры заметили особый знак на американских боевых машинах на Украине

    Видео

    затопление ЗАЭС


    Украина создает «вторую Фукусиму» посреди Днепра

    летний отдых


    Россияне удивляют туроператоров своим выбором

    экономические войны


    Санкционная устойчивость России стала примером для Китая

    морская торговля


    Как арест мэра Одессы связан с глобальным интересом России

    разрыв отношений


    Отношения России с Польшей дошли до предела

    напрасные надежды


    Алексей Зензинов: Покушения на Кремль добром не кончаются

    сферы влияния


    Вадим Трухачёв: Польша хочет освоить Украину без присоединения Галиции

    потребности рынка


    Александр Костров: Параллельный импорт пришел в Россию надолго

    карикатура


    США затягивают вокруг планеты долларовую удавку

    Осторожно – злые дети

    Прилепин написал триллер о себе
    Прилепин написал характерный для себя текст
      
    11 мая 2011, 15:35
    Фото: zaharprilepin.ru
    Текст: Кирилл Решетников

    Эксцессивный роман «Черная обезьяна», написанный самым статусным российским прозаиком младшего поколения Захаром Прилепиным, – образцово-показательный портрет больной души, изнемогающей в тупиках плоти и лабиринтах рассудка. Роман этот, правда, мог бы быть циклом рассказов. Или даже просто рассказом.

    В новом релизе почти не разыгрывается любимая Прилепиным автобиографическая карта. По крайней мере, по сравнению с выкованными на огне чеченской войны «Патологиями» и элегическим сборником-романом «Грех», где действует единый во множестве лиц матерый человечище Захар.

    Если это и о тьме, то о тьме в сердце героя, а также об экзистенциальной тьме, пронизывающей ткань современного бытия

    Зато вымысел, не связанный с обыгрыванием автобиографического момента, в «Черной обезьяне» более причудлив и ярче выражен. Плюс к этому сохранилась характерная пассионарность, равно как и умение эффектно описывать сильные чувства. Осталась в какой-то степени и харизма чистого человека, трогательной звездочкой сияющая даже из-под толстых слоев внутренней и внешней грязи.

    Результат получился амбивалентный.

    В «Черной обезьяне» обнаруживаются довольно схематичная интрига и (нарочито?) вялый сюжет, дрейфующий от криминально-конспирологической завязки в психотическое бытовое никуда.

    Действие разворачивается, насколько можно понять, аномально жарким летом 2010-го. Намереваясь добыть фактуру для возможного материала, московский журналист отправляется в секретное учреждение, где изучают людей с серьезными психическими и поведенческими отклонениями. Помимо тайно оставленного в живых Радуева, безвестных прирожденных убийц, насильников и прочего сброда здесь содержатся странные дети. Они, как утверждает занимающийся ими профессор-специалист, полностью лишены нормального детского, да и вообще человеческого интереса к другим людям. Почти одновременно в неком провинциальном городе происходит жуткий инцидент: в одном из домов неизвестные хладнокровно расправляются с жителями нескольких квартир. Если верить полуживому очевидцу, головорезы имели детскую внешность.

    «Черная обезьяна» является расширенным вариантом малой прозы Прилепина (обложка книги) (фото: ast.ru)

    «Черная обезьяна» является расширенным вариантом малой прозы Прилепина (обложка книги) (фото: ast.ru)

    Так на горизонте повествования начинает маячить таинственная история об особой породе «постлюдей». Но ситуация застывает, сюжет сменяется драматургией: герой общается со своими собственными вполне обычными детьми и вспоминает, как сам был ребенком, сводит знакомство с проституткой и терпит побои от сутенеров, уходит от жены к любовнице, а затем и от любовницы уходит куда глаза глядят. Пытаясь как-то продвинуться в выяснении вопроса о предполагаемых детях-головорезах и странных детях-испытуемых, встречается с не менее странным кремлевским деятелем, едет в город, где произошло загадочное убийство, но так ничего и не выясняет, или, вернее, выясняет совсем не то, что могло бы перевернуть представления о вселенной.

    Вместо раскрытия тайн происходит погружение в пучину визионерства, Рассказчик фиксирует фантомы, смешивает реальное и воображаемое, разглядывает миражи, рождающиеся в аномально перегретом воздухе. Параллельно буксующему сюжету о таинственных детях закручивается ментальный водоворот вокруг существ, этих детей так или иначе напоминающих. Разные люди рассказывают истории о всевозможных «недоростках», расправляющихся с военными и берущих укрепленные поселения, а бедолаге-журналисту в ночном видении тоже являются какие-то зловещие шкеты. Все это, очевидно, связано с лейтмотивным вопросом отцов и детей, с проблемным отцовством главного героя.

    Не случится, наверное, ничего страшного, если мы откроем, что речь не идет ни о детективе, ни о фантастике. Никто из персонажей так и не проникнет в сердце научно-мистической тьмы; «Черная обезьяна» – это, братцы, о другом. Если это и о тьме, то о тьме в сердце героя, а также об экзистенциальной тьме, пронизывающей ткань современного бытия (прежде всего, само собой, российского).

    Своеобразным достоинством «Черной обезьяны» как раз и можно счесть обман жанровых ожиданий – читатель готовится насладиться чем-то вроде триллера, а получает расшифровку отчаянных депеш, курсирующих по проводам оголенных нервов. На фоне всеобщего увлечения остросюжетностью такой ход по-своему красив.

    Что же касается царящей в России экзистенциальной тьмы, по крайней мере в политической ее ипостаси, то к соответствующим пассажам отнестись всерьез довольно трудно. Дети Сэл и Гер, чье поведение «схоже с поведением вожаков крысиной стаи», упоминание о министре внутренних дел, гипотетически причастном к торговле человеческими органами, равно как и прочие намеки на то, что «нужно всю систему менять», вызывают – именно здесь, в этой вещи – примерно такое же ощущение, какое способны вызвать рекламные вставки посреди трепетного артхауса. Дело, собственно, не в содержании этих фраз, проблема тут не политическая, а художественная: симпатичной собаке как будто бы пришивают пятую ногу. Да и ногу-то даже не деревянную, а пенопластовую. Если уж на то пошло, то, задавшись целью приживить к телу текста боевые оппозиционные конечности, можно было бы хоть немного вложиться в качественную хирургию.

    Памфлетные перлы такого рода, возможно, могли бы сыграть серьезную роль в произведениях, принадлежащих перу героя-рассказчика «Черной обезьяны» – не только журналиста, но и писателя, написавшего, по его собственным словам, политические романы «Листопад», «Спад» и «Сад». Но с художественным текстом Прилепина (причем, в общем-то, неполитическим) дело обстоит совершенно иначе. Здесь обращение к поэтике «Новой газеты» и конкуренцию с В. Шендеровичем как-то не получается воспринять в том смысле, что автор-де посылает нам некий глубокий месседж (пусть даже и про систему, которую лучше бы того – поменять).

    Впрочем, протестного перца совсем немного, и вкус его ощущается слабо.

    Ситуация с тьмой в сердце героя куда яснее и выигрышнее. Здесь Прилепин неподражаем: мы не просто слышим и видим рассказчика, но чувствуем его дыхание, узнаем его как близкого человека, и его нервно-психическую катастрофу воспринимаем всеми пятью чувствами. Именно она и является главной темой. Но работа с ней едва ли не целиком завязана на языке, интонации, сравнениях, неожиданной подаче мелких деталей и прочих подобных вещах. Не так уж важно, чем занят герой в каждый конкретный момент – важно, как об этом пишет Прилепин. Поменяй порядок слов в этой фразе, убери матерное слово из той – и эффект улетучится.

    Такое письмо приводит на память малую прозу Прилепина, расширенным вариантом которой, собственно, и является «Черная обезьяна». Недаром сюжетный механизм заменен здесь на рог изобилия, из которого бурным потоком льются красочные зарисовки; каждая вторая из них могла бы стать отдельным рассказом, а каждую третью можно было бы легко заменить на какую-нибудь другую.

    Прилепин написал характерный для себя текст – психологический, эксцессивный, эротический, такой, в котором слова и эмоции существеннее идей. А как этот текст формально классифицировать – не так уж важно. Роман, говорите? Ну ладно, пусть будет роман. Будем надеяться, что призрак невинно убиенной книги рассказов, которая оказалась принесена в жертву идолу крупной формы, не потревожит ничьих снов.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •