Владимир Можегов Владимир Можегов Объявит ли Трамп войну империи Сороса

Убийство Кирка дает Трампу карт-бланш на войну с бандой финансиста-террориста Сороса. Звездный ли это час революции Трампа? Или это тщательно расставленная для него ловушка? И главный вопрос – решится ли Трамп на объявление тотальной войны?

4 комментария
Дмитрий Дабб Дмитрий Дабб Третья мировая еще не началась из-за таких американцев, как Редфорд

Прощальная роль законспирированного нациста в «Мстителях» – это шутка того же рода, как если бы Лия Ахеджакова сыграла Ильзу Кох.

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Израиль выживает ценой всех остальных

Израиль возводит в культ абсолютную безнаказанность ради самой безнаказанности. Это может привести к очень опасным вещам. Культу жестокости ради жестокости, давления ради давления, санкций ради санкций, геноцида ради геноцида. И тогда мир – то, что от него осталось – пойдет вразнос.

2 комментария
20 февраля 2025, 08:00 • Тенденции

Ответ мастеров культуры. Как СВО изменила художественную жизнь России

Ответ мастеров культуры. Как СВО изменила художественную жизнь России
@ Shatokhina Natalia/news.ru/Global Look Press

Tекст: Семен Николаев

«Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим, гнутся шведы!» – никаких больше объяснений и пояснений не требуется. Любой воспитанный в рамках и на традициях русской культуры человек мгновенно понимает, что речь идет о битве под Полтавой 1709 года. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром французу отдана? Ведь ж были схватки боевые? Да, говорят, еще какие!» – и снова ничего дополнительного можно не говорить. В голове сразу возникает: Бородино, 1812 год. Мы пока не знаем, породит ли современная эпоха и современные сражения поэтов, чьи таланты можно было бы сравнить с тем объемом гениальности, который был у Пушкина и Лермонтова. Но зато мы знаем другое: за последние три года тема СВО вошла в «плоть и кровь» культуры нашей страны, стала частью ее «органической ткани».

«С кем вы, «мастера культуры»? – в феврале 2022 года художественной, интеллектуальной и культурной элите России пришлось снова отвечать на этот сформулированный Максимом Горьким за 90 лет до начала СВО знаменитый вопрос. И не будем лакировать действительность: разные мастера культуры и «мастера культуры» в кавычках (как же сильно меняет смысл этот знак препинания!) ответили на него по-разному.

Не будем и клеймить тех, кто не принял СВО, используя впервые сформулированный в эпоху «большого террора» во время Великой французской революции принцип: «В Республике незаменимых людей нет!». Есть незаменимые люди, точно есть! Но такова особенность культуры России, силы ее «гравитационного притяжения»: настоящий творец может оставаться таковым и чувствовать свою востребованность, только если он остается со своей страной. А СВО – это именно то, чем наша страна «жила и дышала» в последние три года, и то, чем она продолжает «жить и дышать» в настоящий момент.

«Это монолог-исповедь, основанная на рассказе реального человека, нашего современника. Несколько дней жизни Артема вместили в себя сложные и трагические события: добровольный уход на спецоперацию, предательство близкого человека, тот самый бой и главное в жизни решение – сдаться или бороться, выжить или погибнуть! Артем не просто выжил в бою – он совершил подвиг за други своя и потом встретил в госпитале настоящую любовь, Катю. И когда, казалось бы, всё страшное уже позади, наш герой вновь оказывается на поле боя – теперь уже с самим собой и с черной бездной, притаившейся в закоулках души после пережитого» – так звучит анонс посвященного СВО спектакля «Позывной Тишина», чья премьера состоится в Театре Олега Табакова 22 февраля.

Подобная постановка вопроса в период, когда военные действия еще не закончены, это нарушение всех привычных и традиционных «норм и законов спецпропаганды». Но зато честная, даже пронзительно честная постановка вопроса – не попытка обмануть публику, презентовав ей тщательно «отлакированную» и поэтому лживую версию действительности, а ту действительность, которая есть на самом деле. И такая установка – не исключение, а правило в том пласте современной российской культуры, который посвящен теме СВО.

«В марте 2022 года началось сражение за Мариуполь. Полумиллионный город стал полем боя. Батальон «Сомали» в числе основных сил был отправлен на штурм» – с таких титров на фоне тревожной музыки начинается четырехсерийный документальный фильм Максима Фадеева «У края бездны». Казалось бы, в этих титрах только факты – причем сухие факты. Но как же они пробирают до глубины души. Следующие титры: «17-й день СВО на Украине. 2863-й день войны в Донбассе». Голос Фадеева: «Война в Донбассе началась в моем родном Славянске в далеком мае 2014 года и тогда казалась абсолютно немыслимой. Постепенно мы полностью свыклись с ней. Эта страшная и странная война вросла в нашу жизнь со всей своей жестокостью, хаосом и безумием. «Война» и «Донбасс» стали синонимами». Ни одного лишнего слова, ни одного намека на пафос и стремление что-то приукрасить или что-то закрасить.

«Вместе с «сомалийцами» в бой шли мобилизованные донбасские мужики. Еще три недели назад они были обычными работягами: инженерами, учителями, музыкантами. В батальоне их называли «фиксиками». «Фиксики» – может ли быть что-нибудь, более приземленное? Именно это отсутствие пафоса и делает фильм Фадеева «документом эпохи», который обладает потрясающей художественной силой. И «корень» этой силы в правде, в принципиальном отказе что-то придумывать и домысливать. И это, как я уже сказал, универсальный рецепт успеха для многих художественных произведений на тему СВО.

Вот, например, как в Казанском театре юного зрителя рассказывают о «генезисе» своего спектакля «Просто жить»: «Идея будущего спектакля родилась в рамках программы «Актуальная драматургия» о специальной военной операции Арт-кластера «Таврида». Эксперты создавали тексты, главными героями которых стали участники СВО, откровенно рассказывающие о своем боевом опыте и возвращении к мирной жизни. Итогом данной программы является проект «СВОи. Непридуманные истории», который включает в себя постановку 12 спектаклей в 10 городах России».

Отражение реальной жизни – это точно далеко не единственная задача искусства и культуры. Но в то же самое время это однозначно одна из ее самых главных задач – не навязанных сверху, а возникающих естественным образом. Российская культура эпохи СВО с блеском справляется с этой задачей. И это совершенно закономерно. Россия немыслима в отрыве от своей культуры, а российская культура немыслима в отрыве от своей страны. Россия и ее культура – свои друг для друга. В этом один из главных залогов моральной силы нашего государства.