Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский В Средней Азии идет большая игра с «Соглашениями Авраама»

Продвижение «Соглашений Авраама» в Средней Азии и Закавказье направлены против интересов ряда стран. Прежде всего – России, которую Вашингтон стремится вытеснить из этих регионов, а также Ирана, Турции и Китая.

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Искусственный интеллект – опасный подхалим

Самая опасная черта ИИ – это его чрезвычайное удобство в качестве собеседника. У ИИ, в отличие от живого человека, всегда есть для вас время. Он всегда безупречно приветлив, никогда не устает и не раздражается. Он не выдвигает к вам никаких требований и не критикует.

5 комментариев
Иван Иванюшкин Иван Иванюшкин Государство не должно платить за аборты

105 лет назад в России был легализован аборт. Таким образом, советская Россия стала первой в мире страной, законодательно разрешившей искусственное прерывание беременности не только по медицинским показаниям, но просто по желанию женщины.

41 комментарий
19 ноября 2025, 11:02 • В мире

Зачем Германии «последнее мирное лето»

Зачем Германии «последнее мирное лето»
@ IMAGO/STEINSIEK.CH/Reuters

Tекст: Евгений Поздняков

Глава министерства обороны ФРГ Борис Писториус продолжает заигрывать с милитаристской риторикой. По его оценкам, война НАТО с Россией может состояться до 2029 года. Однако, по оценкам экспертов, заявления главы военного ведомства отнюдь не диктуются желанием устроить конфликт. Какие цели преследует Писториус и как тема войны с Россией может помочь удержать правительство ФРГ от распада?

В Германии допускают, что конфликт между НАТО и Россией может начаться до 2029 года. Такое мнение в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung выразил министр обороны страны Борис Писториус. «Некоторые военные историки даже считают, что мы провели последнее мирное лето», – добавил он.

Тем не менее, по его оценке, вопрос о начале боевых действий все же «остается спекулятивным». Он уточнил, что экспертное сообщество ФРГ считает развитие ВС России угрозой для альянса, а потому членам НАТО стоит работать над усилением. Писториус подчеркнул, что объединение обладает значительным потенциалом сдерживания: «конвенционным, но, конечно, и ядерным».

Рассуждения министра обороны ФРГ в Москве встретили негативно. Так, официальный представитель МИД Мария Захарова заявила, что после подобных слов сомнения в том, кто является агрессором, отпадают. В свою очередь пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что в России нет сторонников конфронтации с НАТО. «Но вынужденно мы должны принимать меры по обеспечению наших интересов», – пояснил он.

Примечательно, что высказывание Писториуса практически совпало с выходом резонансной статьи издания Bild о том, что Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), членом которой является и министр обороны ФРГ, рискует покинуть состав правящей коалиции. Причина – недовольство «коллегами» со стороны блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС).

В частности, между партиями сложились разногласия по вопросам пенсий и налоговой политики. На этом фоне среди депутатов зреет недоверие к тому, что коалиция сумеет продержаться до 2029 года. Как сообщает издание, ХДС/ХСС планируют дождаться принятия бюджета на 2026 год, после чего коалиция должна распасться, а канцлер Фридрих Мерц будет опираться на группу «плавающего большинства».

В связи с этим в экспертном сообществе отмечают: слова Писториуса направлены не столько на внешнего слушателя, сколько на внутреннего. Глава бундесвера пытается убедить немцев в исходящей от России опасности (а Германия, как мы помним, заняла второе место в рейтинге недружественных правительств, составленном газетой ВЗГЛЯД) ради продолжения военной реформы, которая обоснует его дальнейшее пребывание на посту и поспособствует «сцеплению» готовящейся к распаду коалиции.

«Писториус неумолим. Он неустанно пытается убедить немцев в том, что Берлин и НАТО находятся на грани войны с Москвой, но Кремль регулярно опровергает столь громкие заявления. Россия не намерена нападать на альянс. Тем не менее министр обороны ФРГ продолжает заигрывать с данной темой», – сказал германский политолог Александр Рар.

«Эта риторика о «готовности к войне» полностью подрывает десятилетия усилий по достижению международного взаимопонимания, примирения и признания тяжелых последствий Второй мировой. Конфликт на Украине ужасен, но он не должен привести к отказу от всех дипломатических усилий прошлых поколений», – добавляет он.

«Возможно, Писториус считает, что Россия искренне хочет вернуть себе утраченную советскую сферу влияния. Однако такая оценка была бы безответственной: министр обороны не может поддаваться пропаганде поляков и прибалтов, желающих втянуть Берлин в конфликт с Москвой», – акцентирует собеседник.

«Вполне вероятно, что в бундесвере понимают: в случае передачи Украине ракет Taurus Россия может ответить ударом по оружейному заводу в Европе. Никто пока не может представить, что это будет означать на практике. Возможно, Писториус также не желает мириться с поражением Киева и намерен восстановить архитектуру европейской безопасности силами НАТО», – поясняет эксперт.

«В худшем случае будут применены ядерные бомбы,

и целые города и регионы в Европе и России будут уничтожены. Понимает ли это Писториус? Подозревает ли он, что война с Москвой примет именно такие масштабы? Если его советники оперируют подобными данными и идеями, то они глубоко ошибаются в своих советах», – говорит Рар.

«Но, думаю, он все прекрасно понимает и использует военную риторику для реализации внутриполитических целей. Правительство ФРГ, как отмечают некоторые, на грани распада. Писториус же своими алармистскими высказываниями стремится склеить разрушающуюся коалицию. Ведь спорить накануне войны с Россией нельзя», – рассуждает Рар.

В свою очередь Артем Соколов, научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований, также согласен с тем, что слова Писториуса направлены в первую очередь на немецкую общественность. «Его задача – сфокусировать внимание граждан на проведении военной реформы», – поясняет он.

«Соответственно, и 2029 год назван неслучайно. Именно тогда правящая коалиция Мерца завершит свою работу. Писториус заинтересован в том, чтобы сотрудничество СДПГ и ХДС продержалось до конца этого периода. Именно поэтому он и разыгрывает карту общего противника, наличие которого вынуждает забыть о разногласиях

На сегодняшний день немецкая армия, конечно, не готова к противостоянию с Россией.

Таким образом алармизм главы военного ведомства призван нарастить темпы модернизации бундесвера, который отстает по многим параметрам от ведущих армий мира. Кроме того, «чрезвычайная важность» трансформации будет служить обоснованием и невозможности покинуть пост для Писториуса», – продолжает собеседник.

«То есть реальной готовности воевать с Москвой в этих словах немного. В Германии в целом немногие готовы к конфронтации с Россией. Сказанная главой бундесвера фраза о «последнем мирном лете» принадлежит историку Зенке Найтцелю, которую он использовал в одной из своих статей. Выражение ужасающее, но не лишено публицистической привлекательности, что и привело к ее тиражированию в западных медиа», – акцентирует Соколов.

Писториус заинтересован в нагнетании обстановки, уточняет Иван Кузьмин, эксперт по Германии, автор отраслевого Telegram-канала «Наш друг Вилли». «В таких условиях и привлекать бюджеты в бундесвер проще, и зарабатывать личные политические очки легче. То есть в его центре внимания стоят персональные интересы. Партийные расклады занимают более низкое положение, но все же они и не второстепенны», – рассуждает он.

«Если сравнить военные расходы Германии до и после 2022 года, а также обратить внимание на иные многочисленные меры, которые Берлин предпринял для восстановления своих вооруженных сил из плачевного состояния, то подготовка ФРГ к вероятному конфликту ни для кого не будет секретом», – добавляет собеседник.

«Однако это отнюдь не значит, что таковой случится: во-первых, в Кремле уже не раз комментировали абсурдность подобных заявлений европейских политиков. Кроме того, любое военное ведомство подчинено специфике: долгосрочную стратегию необходимо формировать с учетом реализации худшего сценария – прямого боевого столкновения», – заключил Кузьмин.