Идеи Трампа о территориальных приобретениях доходчиво выражают мысль: государственный суверенитет означает больше, чем формальный статус, как это все привыкли считать.
2 комментарияСпецслужбы Сербии заподозрили релокантов из России
Сербские власти внезапно увидели угрозу национальной безопасности в специфической активности лиц из числа российских граждан, которые в значительном числе переехали в эту страну. Кто именно эти люди, почему они привлекли внимание сербских спецслужб?
Спецслужбы Сербии планируют высылку из страны ряда протестно настроенных российских релокантов. Источник RT, близкий к органам власти Сербии, связывает это с активным участием оппозиционного сегмента россиян в акциях неповиновения и протестах против итогов парламентских выборов в Белграде в декабре 2023 года.
Обращает на себя внимание тот факт, что сербские власти ссылаются именно на участие в «деструктивной активности» либерально настроенных релокантов против собственно Сербии. Но дело в том, что те из релокантов, кто пытается вмешиваться во внутренние дела Сербии, и те, кто организует в этой стране антироссийские акции – это одни и те же персонажи.
Еврокомиссия заявляла, что с февраля 2022 по июнь 2023 года в Сербию въехало около 220 тыс. россиян. В МВД Сербии говорят, что эта цифра заметно выше – до 370 тыс. человек. Правда, многие используют Сербию лишь как транзитную площадку. В Белграде легче получить визы некоторых европейских стран, чем в России или Белоруссии.
Активные иммигранты
Точно подсчитать, сколько сейчас в Сербии российских релокантов, в реальности не представляется возможным. Ясен только порядок цифр. ВНЖ в Сербии получили до 40 тыс. российских граждан.
Для Сербии, где по переписи 2022 года проживает 6 млн 647 тыс. человек (половина Москвы), а реально несколько меньше, даже 200 тысяч одномоментно свалившихся на голову мигрантов – внушительное число. И многие из них политически активны.
Миграция такого масштаба способна негативно сказаться на национальной безопасности небольшой страны. Особенно в ситуации, когда внутри этой новой общины появляются непонятно кем финансируемые группировки с прицелом на уличную митинговую активность.
Поначалу часть сербского правительства радовалась прибывшим из России, полагая, что большинство из них – высокооплачиваемые и успешные профессионалы. Потом выяснилось, что разрешение на работу в Сербии многие из них не получают, поскольку продолжают работать в российских компаниях удаленно. А затем стала расти политическая активность российских граждан на новом месте. И не в ту сторону, которая могла бы обрадовать официальный Белград.
Кроме того, в пророссийской Сербии парадоксально стала расти взаимная неприязнь между приехавшими в страну российскими гражданами и местными жителями.
Оказалось, что многим релокантам не нравится в Сербии именно ее пророссийскость. Кроме того, релокантское сообщество в большинстве своем не говорит по-сербски, не чувствует страну пребывания и общается исключительно друг с другом.
Вместе с этим в Сербии стали появляться специфические организации. Еще в 2022 году в Белграде было зарегистрировано некое «Российское демократическое общество» (РДО), которое позиционировало себя как структура, организующая «культурно-развлекательные и просветительские мероприятия» для россиян в Сербии. Они устраивали субботники по уборке мусора и сдавали кровь в пользу пострадавших во время стрельбы в школе «Владислав Рыбникар».
Затем РДО получило в Сербии юридическое лицо, став полноценной НКО. Среди заявленных целей новой НКО появилась «организация митингов и шествий и построение в Сербии демократического общества». «Культурно-развлекательные и просветительские мероприятия» никуда не пропали. Вот только выбор исполнителей оказался показательным. РДО регулярно устраивало в Белграде и других сербских городах выступления иноагентов Быкова, Шендеровича, Полозковой, а также концерты музыкальных коллективов, декларирующих свою оппозиционность российским властям.
Проблемная НКО
Организовывал «культурно-просветительскую деятельность» в рамках РДО некий Евгений Иржанский, называющий себя продюсером. Ранее он жил в Испании, но весной 2022 года переехал в Белград и зарегистрировался как индивидуальный предприниматель.
Сербские власти наблюдали за этим всем издалека до того момента, как РДО в лице Иржанского в январе 2023 года не позвало в Белград иноагента Дмитрия Быкова. Местной контрразведке не понравилось использование местного ЧОПа с правом ношения оружия для обеспечения безопасности на мероприятии.
Сотрудники сербской полиции побеседовали с Иржанским и попросили зайти в иммиграционное управление полиции Белграда. Там ему показали на выход: ВНЖ было аннулировано, в паспорт поставили штамп с требованием покинуть Сербию до сентября 2023 года с запретом на въезд на год. Так же поступили и с его женой.
Деятельность РДО набирала обороты в Сербии. Организовывались как «заукраинские» митинги, так и акции в поддержку Навального.
Параллельно с этим в Белграде началась активность в виде «войны граффити». В городе много пророссийских муралов с изображением российских лидеров, героев СВО и соответствующих лозунгов. Неизвестные по ночам стали закрашивать эти муралы. С ними стали бороться местные из числа организаций сербских футбольных фанатов, в первую очередь «Злые Орлы» (Zли Орлови), и радикальных партий, в том числе с применением силы.
Следующим за Иржанским на выход из Сербии пошел один из основных активистов РДО Евгений Волохонский. Это бывший депутат Заксобрания Санкт-Петербурга, сын еще советского диссидента Льва Волохонского, уехавший в Сербию весной 2022 года. На него есть несколько уголовных дел за дискредитацию ВС РФ – и он в розыске. Ему аннулировали ВНЖ в связи с тем, что он представляет угрозу национальной безопасности Сербии.
В июле 2023 года в белградском аэропорту «Никола Тесла» при въезде в Сербию был задержан Петр Никитин – руководитель РДО. Ему вручили постановление МВД Сербии о запрете на въезд страну в рамках «меры защиты в виде высылки иностранца» из-за угрозы национальной безопасности Сербии. Через сутки ожидания в транзитной зоне его все-таки впустили в страну, но ВНЖ аннулировали. По некоторым данным, Никитин как раз координирует антироссийскую активность в стране. С Россией его ничего не связывает, ее он покинул еще ребенком в 1993 году, вырос в Нидерландах, а в 2016 году переехал в Сербию.
11 августа 2023 года РДО устроило митинг и пресс-конференцию перед зданием Скупщины (парламента Сербии). Никитин, Иржанский, Волохонский и другие российские эмигранты передали сербским СМИ письмо-ультиматум на имя премьер-министра Аны Брнабич, министра внутренних дел Братислава Гашича и главы разведки и контрразведки Сербии Александра Вулина. В тексте письма релоканты «выражают возмущение» запретом на въезд в Сербию Никитину, аннулирование ВНЖ Волхонскому и Иржанскому. Все это было составлено в резкой форме: «Гашич и Вулин должны сказать публично, являются ли российские антивоенные активисты шпионами, занимаются ли они чем-то тайным и незаконным, и если да, то этим должна заниматься полиция».
Еще один эпизод случился 10 сентября 2023 года. В Белграде произошла попытка провести гей-парад. Однако сразу после начала этого мероприятия сербские журналисты выяснили, что не могут найти среди участников говорящих по-сербски, кроме посла США Хилла и его сербоговорящих охранников. Почти всю колонну составляли россияне-релоканты, многие из которых к гей-тусовке отношения не имели, но все равно вышли протестовать. Это вызвало волну возмущения и иронии в сербском обществе: «Мы ждали русских защитников и освободителей, а они приехали гей-парад устраивать».
Релоканты в сербской политике
В начале декабря 2023 года Никитин был замечен на встрече с представителями западных посольств в Белграде, где обсуждалось проведение митинга против возможного введения сербских войск в Косово и Метохию на фоне нового обострения ситуации. С учетом числа приехавших релокантов и их политической заряженности РДО обладал значительным митинговым потенциалом. Это оказалось «красной линией» для Белграда. К тому же россияне были замечены в рядах оппозиции, пытавшейся блокировать правительственные здания после парламентских выборов в Сербии.
К этому моменту стало понятно, что действия РДО и политически активных релокантов носят деструктивный характер для Сербии. А организованную РДО «Школу активизма» власти стали воспринимать как площадку для подготовки улично-протестных кадров.
- Эксперт: Румыния приобрела колоссальную стратегическую ценность для НАТО
- Спецоперация спровоцировала геополитический разлом в центре Европы
- В Сербии заподозрили Бербок в копировании речи деда-нациста
Лояльное иммиграционное законодательство Сербии не дает возможности оперативно выдворить этих людей из страны. Никитин, Волохонский, Иржевский и еще несколько активистов подали иски в апелляционный суд. На время рассмотрения этих исков они остаются в Сербии. Тем временем Никитин отметился перепалке в очереди на голосование у российского посольства, а на 23 марта назначены митинги релокантов из РДО «против узурпации власти в России».
Есть основания полагать, что Белград способен в ближайшее время применить к этим структурам и людям более жесткие меры. Поскольку политическая активность части российских релокантов оказалась направлена не только против России, но и против Сербии, к тому же на ее территории.