Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем нам цензура

В наши дни возродить цензуру невозможно даже чисто технически. Государство не обладает монополией на информацию – и уже никогда не сможет ее восстановить. Когда со смартфона вы можете вещать хоть на весь мир – почту, телеграф, да и типографии захватывать бессмысленно. Так стоит ли пробовать?

3 комментария
Илья Ухов Илья Ухов Кадышева в Казани работает на Русский мир

Недавний тур певицы Надежды Кадышевой, кстати, уроженки Татарстана, запомнившийся тем, как на ее малой родине поколение «зумеров» лихо отплясывало под хиты вроде «Течет ручей» или «Виновата ли я», показал, что жители республики включены в общерусское культурное поле.

6 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Баку решил поиграть в «тяни-толкай» в Закавказье

Победа во Второй Карабахской войне, раздражение от убытков из-за активных боевых действий на Украине вкупе с присягой Анкаре подталкивают Баку к резким шагам.

18 комментариев
25 ноября 2024, 21:30 • В мире

Почему румыны проголосовали за «пощечину» НАТО и Украине

Почему румыны проголосовали за «пощечину» НАТО и Украине
@ calingeorgescu.ro

Tекст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

В Румынии внезапно случилось «политическое землетрясение», нанесшее «великолепную пощечину ЕС и НАТО». Такие оценки звучат сегодня на Западе по поводу сенсационной победы в первом туре выборов президента Румынии человека, который плохо относится к НАТО и Украине и хорошо – к российскому руководству. Как такое произошло?

Первый тур президентских выборов, прошедший в стране 24 ноября, закончился сенсационным первым местом Кэлина Джорджеску – независимого кандидата, придерживающегося правых взглядов. Специалиста по мелиорации земель, работавшего когда-то в министерстве иностранных дел и министерстве экологии. Человека, чья предвыборная кампания финансировалась фактически в режиме краудфандинга – то есть через соцсети.

Но главное – человека, который крайне скептически относится к поддержке Западом Украины (которую он называл «вымышленным государством»), боевым действиям в этой стране (которые он назвал инструментом манипуляции), а также конфликту с Россией (с которой, по словам Джорджеску, Румынии стоило бы поддерживать хорошие отношения).

И при этом позитивно относится к российскому президенту. «Владимир Путин – человек, который любит свою страну. Это человек, который, с моей точки зрения, очень хорошо знает дипломатические аспекты, владеет ими и окружен очень хорошими профессионалами», – говорил Джорджеску.

Западные СМИ уже назвали итоги первого тура «политическим землетрясением». The Financial Times напоминает, что Джорджеску ставил под сомнение членство Румынии в НАТО и высказывался против размещения американской базы ЕвроПРО в стране. «Какая великолепная пощечина ЕС, НАТО и сторонникам войны!» – отреагировал на результаты первого тура политик французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков прокомментировал победу Джорджеску многогранно. С одной стороны, заявил, что «пока не стал бы давать никаких прогнозов» и «нельзя сказать, что мы так близко знакомы с мировоззрением этого кандидата в том, что касается отношений с нашей страной». Но, с другой, напомнил, что политика текущего руководства Румынии дружественной к России не является. Таким образом, от победы Джорджеску России хуже точно не будет.

«Если победит Джорджеску – он может сократить степень поддержки Украины со стороны Румынии.

Решение будет приниматься по принципу компромисса между ним и евроатлантическим правительством. Если победит другой вышедший во второй тур кандидат, Елена Ласкони, – не изменится ничего», объясняет газете ВЗГЛЯД доцент РГГУ Вадим Трухачев.

Сейчас львиная доля румынских СМИ пишет о том, что их российские коллеги радуются победе Джорджеску. Отмечают, что в Москве его называют «союзником России». Утверждают, что Россия радуется. Шутят, что надо учить русский язык. Намекают на помощь победителю из Кремля.

«Пока не совсем ясно, связан ли успех Джорджеску только с его колоссальной агитацией в социальных сетях в течение последних двух недель или это также результат поддержки со стороны России», – пишет румынское отделение «Дойче Велле» (признана СМИ-иноагентом).

Некоторые местные политики даже прямым текстом утверждают о том, что для них никаких сомнений нет – победа Джорджеску, мол, является спецоперацией России.

«За этой операцией, несомненно, стоит Москва. Европейские институты должны срочно понять, что происходит в Европе и кто душит нашу демократию, используя самые изощренные методы манипулирования разочарованным населением, жаждущим радикального реванша в отношении системы, которая не оправдывает ожиданий», – возмущается лидер румынской партии PMP Евген Томак.

И это только начало – до 8 декабря (даты второго тура выборов) будут еще десятки и сотни публикаций. Казалось бы, они свое дело сделают – Джорджеску хоть и занял первое место, но лишь с результатом 22,94%. И первое место он взял только потому, что другой крайне правый кандидат – Диана Шошоакэ – была отстранена от выборов решением Верховного суда страны за радикальные взгляды. В том числе «пророссийские, антиевропейские и антинатовские». Ее электорат фактически перебежал к Джорджеску. При этом у его соперницы, главы партии «Союз спасения Румынии» Елены Ласкони – 19,7%, так что в теории она вполне может консолидировать голоса выбывших кандидатов.

Однако на практике все может получиться наоборот. Прежде всего из-за самой Ласкони.

«Ему, конечно, повезло с соперницей по второму туру. Елена Ласкони – патентованная русофобка, готовая ради Украины вынуть из кармана румын последний лей. Ей мнение ЕС и НАТО интереснее того, что думают румыны», – говорит Вадим Трухачев.

А думают румыны о своих властях много и резко, и у них есть на то причины. «В одной из беднейших стран ЕС приняли полмиллиона украинцев. Плюс ко всему в Румынии очень остро стоит цыганская проблема, на которую правые политики указывают, а другие стараются не замечать», – продолжает Вадим Трухачев.

И, по сути, второй тур президентских выборов в Румынии будет чем-то похож на выборы президента США в 2016 и 2024 годах. С одной стороны – правый, иногда даже радикально правый кандидат. С другой – приевшийся, вызывающий отвращение представитель действующего истеблишмента.

Кого же в итоге выберет население Румынии, которое, по мнению одного румынских СМИ, «не заинтересовано в конфликте с Россией и… крайне разочаровано нынешней политической системой, в которой оно не чувствует себя кем-либо представленным»? Возможно, того, кто пообещает избирателям избавить их от истощающего чувства постоянного конфликта с Россией.