Взгляд
16 сентября, четверг  |  Последнее обновление — 23:59  |  vz.ru
Разделы

Украинский спецназ вполне боеспособен и даже опасен

Сергей Козлов
Сергей Козлов, ветеран спецназа
По мнению ряда украинских экспертов, «силы специальных операций становятся очень важным фактором силового варианта решения вопроса деоккупации территории Украины от российских захватчиков». Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Европарламент пытается напугать ежа

Анастасия Рудницкая
Анастасия Рудницкая, политолог, член правления Российской ассоциации политической науки
Можно говорить не только о готовящихся провокациях внутри самой страны, но и о том, что Евросоюз готовится уже со своей стороны закрыть «железный занавес», оставив Россию в полной изоляции, и лишить ее членства в международных организациях: например, в таких, как Парламентская ассамблея Совета Европы. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Введение виз со Средней Азией создаст массу новых проблем

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Резонансное преступление выходцев из Таджикистана снова подняло вопрос о необходимости введения полноценного визового режима с нашими южными соседями. Режима, который не решит ни одну из проблем, которые возникают из-за мигрантов, но при этом еще и добавит новые. Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

С территории Украины обстрелян белорусский погранзнак

С территории Украины неизвестные открыли огонь по белорусскому пограничному знаку на участке Пинского погранотряда. Повреждение столба первыми обнаружили пограничники заставы «Сварынь». Дробь буквально изрешетила щиток с изображением белорусского герба. По всей видимости, стрельба велась из охотничьего ружья
Подробности...

В Иркутской области разбился пассажирский самолет, есть жертвы

В воскресенье вечером пассажирский самолет L-410 совершил жесткую посадку примерно в 500 км от Иркутска. На месте крушения найдены два черных ящика. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело. В качестве основных версий катастрофы рассматривают ошибку пилотирования и отказ техники
Подробности...

Газопровод «Северный поток – 2» полностью построен

Строительство газопровода «Северный поток – 2», против которого активно выступали США и несколько стран Восточной Европы, было полностью завершено утром в пятницу, 10 сентября. Поставки планируется начать в начале октября, однако перед этим предстоит получить сертификат от немецкого регулятора
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Открытие первых участков для голосования встретили гимном России

    Главная тема


    Несистемная оппозиция ошиблась со стратегией на выборах

    «повлияет, надеюсь»


    Чижов оценил влияние роста цен на газ в ЕС на ускорение запуска «Северного потока – 2»

    обслуга запада


    Захарова заявила о шансе остановить превращение Украины в антироссийскую «кнопку Запада»

    поражение легких


    Стало известно о состоянии больного коронавирусом режиссера Звягинцева

    Видео

    экспортные поставки


    Украина мешает экспорту российской пшеницы

    поиски углеводородов


    Лукашенко почуял в недрах Белоруссии нефть

    цены на газ


    Европа и Украина могут замерзнуть

    преступность гастарбайтеров


    Чем России полезен арабский опыт контроля мигрантов

    нелегальные мигранты


    Афганцы и африканцы наводят свои порядки в Прибалтике

    цивилизационная многоукладность


    Евгений Фатеев: Аполитичность – это и есть политика

    переименование городов


    Андрей Манчук: Декоммунизация Украины дошла до Нью-Йорка

    живая история


    Герман Садулаев: Память о прошлом хранят только «заброшки»

    на ваш взгляд


    Планируете ли вы принять участие в выборах 17-19 сентября?

    Литва побуждает Белоруссию сближаться с Россией

    Литва делает все возможное, чтобы белорусские удобрения направились в российские порты    5 августа 2021, 12:24
    Фото: Андрей Александров/РИА Новости
    Текст: Анастасия Куликова,
    Елена Лексина

    Литва грозится перекрыть перевалку белорусских удобрений, но соответствующее решение должен принять Евросоюз. Ранее Минск уже начал переваливать нефтепродукты через российские порты, что лишило Литву солидных доходов. Насколько вероятен сценарий, при котором белорусские удобрения также станут отгружаться через российские порты на Балтике?

    Литва может полностью перекрыть экспорт белорусских удобрений через свою территорию в связи с расширением санкций против Минска. Как заявил министр иностранных дел страны Габриэлюс Ландсбергис, Вильнюс уже предоставил предложения Брюсселю по расширению секторальных санкций. Однако «реальные переговоры» по этому вопросу «еще не начались». По словам министра, решение может быть принято в сентябре.

    Под секторальные санкции Евросоюза, введенные из-за инцидента с Романом Протасевичем, ранее попали удобрения «Беларуськалия», экспортируемые преимущественно через Клайпеду. Пока эти санкции охватывают только 20% проходящих через Литву удобрений и распространяются на договоры, заключенные позже 26 июня. Общий товарооборот белорусских товаров через литовские порты оценивается в миллиарды долларов.

    Из нефтепродуктов под запрет попали только поставки битума, нефтяных газов и парафинов, а бензин и дизтопливо пока санкций избежали. Аналогичным образом рестрикции введены только в отношении технического калия с содержанием K2O менее 40% и более 62%.

    Весной этого года президент Белоруссии Александр Лукашенко, ранее не соглашавшийся на перевод грузов из литовских в российские порты, передумал. Благодаря этому Усть-Луга и Петербургский нефтяной терминал смогли дополнительно заработать на перевалке белорусских нефтепродуктов почти 350 млн рублей только за один месяц. При сохранении таких объемов до конца года наши балтийские порты заработают еще 3,5 млрд рублей, в то время как Литва отчитывается о падении выручки.

    На этом фоне Лукашенко размышляет, какие еще грузы можно перенаправить через российские порты взамен литовских. Эксперты не исключали, что речь пойдет о перевозках калия, а также грузов машиностроительной и лесной промышленности. Проблемой называется лишь то, что пока в российских портах не хватает терминалов. Но на будущее запланировано расширение для пропуска больших объемов удобрений.

    Уже через год в России появится крупнейший на постсоветском пространстве терминал по перевалке удобрений в порту Усть-Луга, который строит компания «Ультрамар». Через него планируют работать компании «ФосАгро», «Уралхим» и «Акрон», а потом, скорее всего, и «Уралкалий». В «Ультрамаре» не скрывают интереса в работе и с «Беларуськалием». По данным Белстата, в 2020 году компания заработала на поставках за рубеж около 2,4 млрд долларов.

    Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук констатирует, что между Литвой и Белоруссией идет полноценная торговая и информационная война. «В контексте миграционного кризиса Литва может даже ценой своих потерь перекрыть экспорт удобрений», – прогнозирует эксперт.

    По его оценкам, если Белоруссия не сможет экстренно наладить поставки по другим каналам, то убытки могут составить миллиард долларов, потому что «многие годы литовские порты были безальтернативными». Что касается альтернативных возможностей, то соседняя Латвия тоже не подходит с точки зрения технических возможностей. В связи с этим не исключены срывы поставок по заключенным на 2021 год контрактам.

    «Инфраструктура должна быть нацелена именно на возможность обработки калийных удобрений. Поэтому латвийские, как и российские порты – едва ли подойдут. Порт в Усть-Луге пока не приспособлен под такие грузы. В этом и загвоздка. В данной ситуации порты Литвы являются в краткосрочном периоде безальтернативными», – пояснил эксперт.

    В то же время политолог Семен Уралов считает, что угрозы Литвы в отношении белорусского экспорта продиктованы желанием хоть как-то повлиять на Минск в условиях миграционного кризиса. «Это похоже на отношения двух заклятых друзей: литовцы систематически вредили Белоруссии, а Минск, в свою очередь, модернизировал терминалы в Клайпеде и вкладывал средства в литовские причалы», – отметил он.

    Но когда случился политический кризис 2020 года, «у Минска началась своеобразная шизофрения».

    «С одной стороны, белорусские власти хотели бы сохранить экспорт через литовские порты по географическим соображениям, с другой стороны, возникло желание отомстить за антибелорусскую политику Вильнюса», – объяснил он.

    «Думаю, белорусы постараются сохранить перевалку товаров в Клайпеде, а литовцы будут много шуметь, но они не откажутся от белорусских удобрений, потому что это живые деньги и до 30% доходов этого региона», – убежден Уралов.

    Собеседник также признал, что для переориентации экспорта на российский порт в Усть-Луге потребуется немало времени и вложений. «Для удобрений нужно подготовить терминалы, а пока эта работа ведется – перевалка белорусских удобрений будет осуществляться через порт в Клайпеде», – прогнозирует эксперт.

    Схожей точки зрения придерживается экономист Иван Лизан. «Литва может предлагать и грозить чем угодно, но финальное решение будет приниматься на уровне Евросоюза осенью. А к тому времени, судя по активности европейской дипломатии, миграционный кризис закончится. Он прекратится не из-за того, что Вильнюс и Минск договорятся (вероятность этого практически нулевая), а потому что ЕС принялся давить на Ирак, чтобы сократить до минимума количество авиарейсов в Минск. В итоге миграционный поток минимизируется и фон для решений по экспорту будет более благоприятным», – пояснил он.

    «Если же Литва по какой-то причине все-таки добьется расширения санкций против Белоруссии, то Минск потеряет около 200 млн долларов, что не очень критично, а Литве грозят более серьезные потери и деградация транспортной системы. Прибалтика рискует превратиться в транспортный тупик, потому что грузопоток из России смещается в сторону портов Ленинградской области, и к этому процессу активно подключается Белоруссия», – добавил эксперт. По мнению собеседника,

    если не случится политических эксцессов, белорусские грузы полностью уйдут на Северо-Запад России.

    «Это длительный процесс. Переориентация не произойдет за полгода или год, но в перспективе трех-пяти лет грузопоток из Белоруссии уйдет в Россию, в том числе и на порт в Усть-Луге», – считает он.

    «Кроме того, если Евросоюз примет решение отказаться от импорта белорусских удобрений, Минску придется договориться со своим злейшим конкурентом – «Уралкалием». В таком случае Минск сможет обойти санкции за счет того, что в Европу пойдет российский калий, а белорусский калий по взаимозачету пойдет на какой-то другой рынок, который «Беларуськалию» отдаст «Уралкалий», – полагает Лизан.

    По его словам, такие схемы – достаточно распространенная практика. «Многим странам совершенно безразлично, чьи удобрения сыпать в землю. Для Минска будет хуже, если к европейским санкциям присоединится Украина. Это будет чувствительный удар. Нужно ли это Киеву – большой вопрос. Но все эти процессы в любом случае способствуют интеграции Белоруссии с Россией», – подытожил эксперт.

    Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •