Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Поглощение Канады разрушает стереотипы в политике

Идеи Трампа о территориальных приобретениях доходчиво выражают мысль: государственный суверенитет означает больше, чем формальный статус, как это все привыкли считать.

6 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Миграционные проблемы в России и проще, и сложнее, чем в других странах

Умение создать пространство для сосуществования самых разных людей и культур является важнейшим преимуществом России, которое вечно недооценивают ее противники. Но без коррекции миграционной политики эти особенности могут стать уязвимостью.

1 комментарий
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Идея деколонизации прилетит на Запад бумерангом

Спекуляции на далеком прошлом в странах-новоделах и подрывная деятельность русофобов базируются на одних и тех же идеях, и нам не надо их делить на «какую надо деколонизацию» и «какую не надо».

10 комментариев
16 августа 2017, 21:40 • В мире

«Многие белые ощущают себя обделенными»

Почему в США массово сносят памятники

«Многие белые ощущают себя обделенными»
@ AlecMacGillis/twitter.com

Tекст: Олег Москвин

Судя по всему, в американском обществе происходят серьезные изменения. По крайней мере, именно так ряд экспертов объясняют возникшую в США «войну памятников», уже напоминающую недавний «ленинопад» на Украине. Еще недавно казалось, что США чтят любые страницы своей истории. В чем подоплека происходящего?

Власти американского города Балтимора в среду демонтировали сразу два памятника конфедератам – памятник судье Роджеру Тейни, в 1857 году запретившему предоставлять африканцам гражданство, и двойную конную статую генералам Роберту Ли и Томасу Джексону. В очереди на снос – еще два аналогичных памятника, передает ТАСС. Правда, мэр Балтимора Кэтрин Пью оговорилась, что два из четырех монументов сохранятся – их только перенесут на кладбища конфедератов.

В ответ на субботнее факельное шествие правых в Шарлоттсвилле власти многих городов в штате Кентукки вслед за Вирджинией объявили о сносе памятников конфедератам. В ряде других городов и штатов США начались дебаты об уничтожении или по крайней мере о переносе таких памятников. По данным телеканала CNN, в прошлом году в списке памятников конфедератам в США находились 718 объектов.

Накануне в городе Дарем (штат Северная Каролина) был опрокинут бронзовый памятник солдату Конфедерации, установленный в 1924 году перед местным муниципалитетом. Уже арестовано трое. Это 22-летняя афроамериканка Такия Фатима Томпсон. «Я поступила правильно. Каждый, кто был там, поступил правильно», – заявила девушка после ареста.

 

Как сообщил телеканал CBS Северной Каролины, задержаны и ее сообщники, которые не без гордости тоже признались в преступлении – это мужчина и женщина предположительно латиноамериканского и вьетнамского происхождения, 35-летний Данте Эммануэль Стробино и 24-летняя Нгок Лоан Тран. Когда их вели в суд, они скандировали: «Нет Трампу! Нет ку-клукс-клану! Нет фашистам в США!» Им предъявлено обвинение в разрушении общественной собственности.

Первая версия: «война вокруг памятников» началась из-за обнищания

По мнению ряда экспертов, массовый снос памятников оказался реакцией политиков на неожиданный рост популярности крайне правых, который, в свою очередь, был вызван сугубо меркантильными причинами. Формально массовый демонтаж власти начали с подачи общественных организаций, но это был только повод.

«Дело не в памятниках и даже не в гражданской войне», считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев. «Памятник в Шарлоттсвилле – далеко не единственный в Вирджинии. Их там очень много. В столице штата Ричмонде их, наверное, с десяток. И символика, связанная с Конфедерацией, продается здесь чуть ли не на каждом шагу», – напоминает Рогулев.

Он полагает, что американские ультраправые никогда бы не решились на столь мощное выступление, как в минувшую субботу, если бы не ощутили определенную поддержку в обществе. В нем, как отмечает эксперт, произошли «глубинные перемены», что проявилось в том числе и в избрании Дональда Трампа.

«В последние годы белые почувствовали ухудшение своих жизненных условий, – сказал Рогулев. – Их зарплата снижается, теряются рабочие места, традиционно связанные с простыми, как сказали бы в советское время, трудящимися. Средний класс США, основу которого всегда составляли белые американцы, постепенно тает. Какая-то его часть уходит в высший средний класс, но большая часть, конечно, пополняет ряды бедняков, – отметил американист, добавив:

– И это все происходит на фоне, когда все внимание политиков и прессы сфокусировано на различных меньшинствах – черных, геях и так далее. Многие белые ощущают себя обделенными: мол, мы, от которых пошла Америка, оказались забыты. Ультраправые этим воспользовались».

В отличие от Рогулева, глава Центра глобальных интересов (Вашингтон) Николай Злобин не отмечает роста ультраправых настроений.

«Рядовой американец не заморачивается проблемой «плавильного котла». Кстати, этот образ в Америке не употребляется – скорее говорят про «миску с салатом», где каждый элемент уникален и все перемешано. Рецидивы, подобные событиям в Шарлоттсвилле, в США периодически бывают. Но белых с неонацистскими или националистическими взглядами – ничтожное количество. Ку-клукс-клан, скажем, объединяет пять–семь тысяч человек. Но этого достаточно, чтобы найти полторы тысячи человек для акций в Шарлоттсвилле», – пояснил Злобин.

Вторая версия – в США сохраняется массовый бытовой расизм

На взгляд Злобина, межрасовая неприязнь в США действительно сохраняется, оставаясь самой глубокой проблемой страны – именно она и лежит в подоплеке нынешнего нового витка конфликта. Злобин напомнил, что у правящих кругов была идея, что с проблемой можно покончить путем развития толерантности, предоставления льгот различным меньшинствам», но пока эта идея себя не оправдывает.

«Американцы далеко не изжили расовую неприязнь, которая исторически была в них заложена, – заявил газете ВЗГЛЯД Злобин. – Глубокую травму, которая была когда-то нанесена, непонятно, чем лечить – видимо, ничем, кроме времени и терпения. Я напомню, что еще 50 лет назад в США была расовая сегрегация. Меньше чем два поколения назад здесь были отдельные автобусы и магазины для черных и белых».

По словам Рогулева, не случайно ультраправые выбрали для своего выступления именно Шарлоттсвилль – этот город имеет символическое значение. «Здесь университет штата Вирджиния, созданный еще отцами-основателями США. Его проектировал сам Томас Джефферсон. И вообще Вирджиния – это штат, откуда есть пошла земля американская, если можно так выразиться. Именно здесь высадились первые английские поселенцы, здесь могила Джорджа Вашингтона. Все это, естественно, усиливает общественный резонанс вокруг сноса памятника генералу Ли», – полагает Рогулев.

«Снос памятника в Шарлоттсвилле – дело, на мой взгляд, не совсем обдуманное, хотя оно готовилось не один день, – отмечает Злобин. – Памятник сто лет стоял, и столько же существовал парк, носящий имя Ли. Долго суд рассматривал, долго обсуждали. Горсовет несколько раз голосовал, в конце концов решение приняли с перевесом в один голос. Кстати, Вирджиния – очень либеральный штат, который всегда голосует за демократов. Мне кажется, власти сами подставились, привлекая интерес той части американцев, которая выступает под лозунгами превосходства белого американца».

Как добавил Злобин, против сноса выступали и сторонники сохранения любого исторического наследия, в том числе и монументов участникам гражданской войны с обеих сторон.

Как писала газета ВЗГЛЯД, массовый снос памятников начался еще полгода назад, а поводом для него стал массовый расстрел афроамериканцев в церкви, который устроил 21-летний Дилан Руф в Чарлстоне еще в 2015 году. Когда выяснилось, что Руф охотно позировал с флагом Конфедерации, началась кампания по искоренению символов Юга. Хиллари Клинтон, начинавшая в то время борьбу за президентское кресло, назвала тогда флаг Конфедерации символом «расистского прошлого нашей нации, которому нет места ни сейчас, ни в будущем» и который «не должен вывешиваться нигде». Ее поддержал и Барак Обама, заявив, что флаг конфедератов остался напоминанием о «расовом порабощении».

Массовый демонтаж монументов начался весной этого года. Так, в мае один только Новый Орлеан лишился сразу трех скульптур. В субботу в Шарлоттсвилле (Вирджиния) произошли столкновения ультраправых активистов и их противников после того, как власти решили убрать и там статую генерала Ли, стоящую в одноименном парке. Газета ВЗГЛЯД рассматривала причины беспорядков.

..............