Министерство обороны России сообщило об уничтожении трех пусковых установок зенитного ракетного комплекса (ЗРК) Patriot и входящей в этот комплекс многофункциональной радиолокационной станции AN/MPQ-65. Если учесть, что на Украину отправлялись батареи этого ЗРК с четырьмя пусковыми установками (для НАТО стандартно использование шести ПУ), можно считать, что одной батареей Patriot стоимостью около 1млрд долларов в составе ВСУ стало меньше.
Это не первый случай уничтожения целой батареи «Пэтриотов». Подобный эпизод имел место 11 августа 2024 года, когда комбинированным ударом российских ракет и дронов-камикадзе были также уничтожены три пусковые установки и РЛС AN/MPQ-65.
Это произошло в самом начале вторжения ВСУ на территорию Курской области. Тогда командование ВСУ и иностранные советники, руководящие этой операцией, стремились развернуть «зонтик» ПВО над наступающими украинскими частями и районами тылового обеспечения. Была поставлена задача обезопасить их от ударов ВКС России, засыпавших боевые порядки и ближние тылы противника УМПК. В рамках ее решения была переброшена поближе к зоне боевых действий и эта злосчастная батарея, обнаруженная и уничтоженная нашими военными.
Отметим, что российская оперативно-тактическая авиация остается приоритетной целью для украинских ЗРК Patriot. Его применение против баллистических ракет «Искандер», крылатых ракет и тем более «Гераней» не то что неэффективно, а экономически не оправдано.
Например, для перехвата «Искандера» требуется 2-3 противоракеты РАС-3 (стоимостью около 4 млн долларов за штуку). При этом, по оценкам западных источников, Россия ежегодно производит около 2,5 тыс. оперативно-тактических БПЛА различных типов, тогда как США выпускают не более 500 РАС-3 (к 2027 году планируется довести их выпуск до 600 единиц). Рассматривать «Герани», которые изготавливают в куда большем количестве и которые стоят от 20 до 50 тыс. долларов (по разным оценкам), в качестве целей для этих ракет и вовсе невозможно.
Поэтому ВСУ применяют Patriot или для охраны особенно важных объектов, или для экономически обоснованной охоты за российскими самолетами. Кстати, в последнем случае чаще всего используются батареи «облегченного состава» с тремя или даже с двумя пусковыми установками. Ими легче маневрировать, их проще маскировать, и, наконец, в случае их уничтожения убыток поменьше.
А он практически неизбежен: «охотники за ВКС» сами рано или поздно становятся дичью для наших военных. Учитывая стоимость Patriot и их невеликую численность на Украине, их уничтожение – всегда серьезный успех.
Россия ведет постоянный поиск этих комплексов, всеми видами разведки – воздушной, радиотехнической, агентурной. Подчас проводятся целые «игры» со «сливом» информации, для того чтобы выманить комплексы и их расчеты под удар, используется и ловля «на живца».
Минобороны по понятным причинам не раскрывает детали и район сегодняшнего уничтожения пусковых установок Patriot, однако сообщается, что в их ликвидации были задействованы ракеты, БПЛА и авиация. Из чего можно сделать предположение, что и в данном случае противника выманили «на живца».
Это могло произойти следующим образом. Обычно американские ЗРК передислоцируют в те районы, где ВСУ наблюдают наибольшую активность российских бомбардировщиков.
Скорее всего, органы военной разведки ВС РФ получили информацию от своих источников на вражеской территории о появлении неприятельского комплекса в конкретном районе.
Затем для подтверждения этой информации в данный район были отправлены беспилотники, применена радиоразведка, признаки наличия ЗРК Patriot обнаружены. С аэродрома были подняты самолеты тактической авиации для нанесения бомбо-штурмового удара по своим обычным целям (Су-34). Этот взлет был зафиксирован американской разведкой, и информация была передана расчету батареи Patriot.
Затем требуется тончайшее и очень быстрое взаимодействие между целой группой различных российских видов войск и воинских частей – разведкой, летчиками и ракетчиками. Су-34 появились в районе, где их – как планировалось – обнаружили РЛС комплекса Patriot. Возможно, комплексы Patriot даже успели произвести пуск ракет, а наши самолеты – применить противоракетный маневр.
Однако главное, что сигнал РЛС ЗРК Patriot был получен аппаратурой российского бомбардировщика, запеленгован – и целеуказание тут же было отправлено в штабы. А оттуда в течение буквально секунд – в пункты управления комплексами «Искандер».
Этими ракетами, оснащенными кассетными боевыми частями, и был нанесен мгновенный удар по месту расположения батареи.
Впрочем, это лишь один из возможных вариантов. Могли быть и другие – в частности, обнаружение российской воздушной разведкой батареи ЗРК Patriot на марше или во время развертывания на позиции.
Ликвидация батареи, ко всему прочему, – серьезный политический удар по главе киевского режима Зеленскому, который на протяжении последних месяцев выпрашивает у США и ЕС все новые комплексы ПВО. Однако каждое уничтожение каждой ПУ или РЛС комплекса воспринимается поставщиками крайне болезненно, обычно вызывая в адрес украинских военных обвинения в неквалифицированном применении ЗРК. Впрочем, большой вопрос, действительно ли из украинских граждан состоит расчет столь сложных систем оружия.
В любом случае, перед нами показатель того, что российские войска хорошо отработали способы борьбы с этим комплексом. И озвученная Белым домом угроза поставить киевскому режиму еще 17 ЗРК Patriot в таком контексте выглядит еще менее убедительной.