Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Удачный год для правых евроскептиков

В 2025 году правые (иногда и левые) евроскептики, выступающие против вооружения Украины и разрыва с Россией, успешно выступили на выборах. Люди устали от того, что «системные» политики поставили внешнюю политику вперед внутренней на фоне явных трудностей внутри Европы.

4 комментария
Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Вместо опоры на православие и традиционные конфессии режиссер Владимир Бортко призывает внедрить в стране новую искусственную антирелигиозную идеологию, по принципу радикальных реформ в духе ранней советской власти.

55 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

17 комментариев
13 марта 2025, 11:08 • Общество

Высшее образование приблизят к интересам рынка труда

Высшее образование приблизят к интересам рынка труда
@ Кристина Кормилицына/РИА Новости

Tекст: Антон Антонов

Слова спикера Совфеда Валентины Матвиенко о сокращении приема абитуриентов из «глубинки» в столичные вузы вызвали оживленную дискуссию. В СФ уточнили, что это была «иллюстрация к вопросу», а не инициатива ограничить абитуриентов в правах. В экспертной среде говорят, что с практикой штамповать студентов, которые не будут востребованы на рынке труда, надо покончить, но при этом возможность получать образование в лучших вузах страны должна быть у всех.

В среду в ходе совещания Совета при президенте по реализации государственной демографической и семейной политики председатель Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко заявила о необходимости уменьшить прием учащихся из регионов в столичные вузы, чтобы стимулировать их обучение и работу в родных регионах.

«Где родился – там и пригодился. Давайте сделаем акцент на региональные университеты, региональные высшие учебные заведения. Надо действовать. Давайте поставим задачу в течение пяти лет, это по щелчку не делается, уменьшать наборы в высшие учебные заведения», – сказала Матвиенко.

По ее словам, многие выпускники остаются работать в Москве и Петербурге вместо возвращения домой. Вузы начали увеличивать прием студентов на платное обучение в 2012 году без учета реальных потребностей регионов, такая политика приводит к тому, что выпускники «из глубинки» становятся «неудачниками», работающими на позициях, не требующих высшего образования.

Матвиенко призвала обучать студентов по нужным специальностям и оставлять возможность для других обучаться в своих регионах, где строятся новые кампусы. По ее словам, по мере строительства вузовских кампусов в регионах молодежь будет стремиться остаться на родине, где проще воспитывать детей и обустраивать жизнь.

При этом сама Матвиенко родилась на Украине в городе Шепетовке Хмельницкой области. Также на Украине она с отличием окончила Черкасское медучилище по специальности «фельдшер», а через несколько лет получила диплом престижного Ленинградского химико-фармацевтического института (ныне – Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия).

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос о том, считают ли в Кремле сокращение приема абитуриентов «из глубинки» оправданным и помогут ли эти меры удержать молодежь в регионах, сказал, что специализированные обсуждения ведутся на этот счет в Минобрнауке. «Но бесспорным остается одно: перепроизводство, переподготовка специалистов по тем профессиям, которые менее востребованы, конечно же, пагубна для экономики, этого нужно всемерно избегать. Такое понимание есть», – сказал Песков.

Как пояснил в интервью РИА «Новости» начальник Управления информации и взаимодействия со СМИ в Совфеде Владислав Пономаренко, заявления Матвиенко – «это был пример», «одна из иллюстраций к вопросу», «а не инициатива, как ее сформулировали некоторые соцсети, ограничить в правах региональных абитуриентов».

«Председатель Совета Федерации в своем выступлении обратила внимание на те негативные моменты, которые создает для государства продолжающаяся бесконтрольная подготовка вузами крупных городов на платной основе излишнего числа специалистов», – отметил Пономаренко.

В свою очередь глава конституционного комитета СФ Андрей Клишас написал в своем Telegram-канале, что Матвиенко не предлагала ограничить права абитуриентов из регионов при поступлении в столичные вузы. «Давайте не будем создавать сенсации там, где их нет. На совещании в Совфеде речь шла о том, насколько эффективна действующая система приема в вузы», – подчеркнул Клишас.

В феврале глава Минобрнауки Валерий Фальков предлагал «нацелить» платный прием в вузы «на задачи государства». По данным министра, более трети кредитов выдается на платное обучение экономистов и юристов, что не соответствует запросу рынка на кадры. С этого года поэтапно вводятся изменения в перечне приемных испытаний в вузы, а в 2026-м обещают произвести существенные корректировки.

Также министерство планирует установить квоту в 70% от общего числа бюджетных мест для абитуриентов, поступающих без вступительных испытаний, и сократить список олимпиад школьников, дающих такое право.

В экспертной среде однозначно согласились с тем, что в России необходимо покончить с практикой по выпуску студентов, которые не востребованы на рынке труда. Однако возможность поступать в лучшие вузы должна быть у абитуриентов из любой точки России.

«Вопрос, каких именно специалистов не будет хватать завтра на рынке труда, действительно стоит ребром. Рынок труда трансформируется в силу технологических, макроэкономических и геостратегических обстоятельств. Поэтому ограничительными и запретительными мерами мы вряд ли сможем сформировать направления подготовки и определить количество студентов, которые необходимы каждой отрасли», – считает бывший проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара, руководитель олимпиады «Я – профессионал».

По ее словам, нужен детальный диалог между работодателями и вузами: «Когда мы общаемся с работодателями и спрашиваем, какие специалисты будут востребованы в ближайшее время, то зачастую им ответить очень сложно. Появление новой технологии может создать спрос на специалистов, которых мы пока еще не готовим, а обучать их надо уже сегодня».

Таким образом, сокращать прием во флагманские вузы не надо, а следует «идти со стороны работодателя, межотраслевого взаимодействия». Спикер также отметила, что государство, определяя процедуры приема в вузы, платит за бюджетные места – то есть оплачивает подготовку тех специалистов, которые будут нужны российской экономике.

«Необходим комплексный подход. Когда студент выбирает ту или иную специальность, то хотелось бы, чтобы в результате он выходил на соответствующий рынок труда, тем более если он учился за счет государства. А что касается коммерческих мест, то здесь в права вступают рыночные отношения. Если семья способна оплатить обучение своего ребенка в любом вузе России, то какие-то ограничения здесь будут искусственными», – подчеркнула эксперт.

В свою очередь Дмитрий Журавлев, гендиректор Института региональных проблем (ИРП), тоже призывает «свести рынок образования с рынком труда». «Штамповка безработных ни к чему хорошему не приводит. Даже если это платное образование, все равно происходит трата государственных средств и сил преподавателей, которых у нас и так не хватает. Рынок труда в России не очень рыночный, так как предприниматели в основном уверены в том, что к ним бесплатно придет компетентный работник. Это не вина предпринимателей, но такова реальность», – пояснил эксперт.

С тем, что Матвиенко отчасти права, соглашается политолог Павел Данилин, директор Центра политического анализа и социальных исследований: «Необходим целевой набор для тех вузов, которые выпускают в столице огромное количество выпускников, которые никогда не будут работать по профессии. Здесь речь идет не о том, чтобы не принимать иногородних студентов, а о целевом наборе, который активно развивается в регионах.

И чем лучше работа вузов сопряжена с интересами государства и бизнеса – тем эффективнее будет работать система подготовки кадров».

В свою очередь Журавлев объяснил интерес студентов к учебе в Москве, Петербурге и Казани. По его словам, именно здесь существуют самые лучшие научные школы – и лишать студентов из других регионов возможности учиться в этих высших заведениях было бы «не очень разумно».

«В Казанский университет – второй в стране по времени появления – за две сотни лет вложено множество усилий. Я уже не говорю о Санкт-Петербургском государственном университете. А сам я выпускник МГУ – и горжусь этим всю жизнь. Я живу за счет того багажа, который получил в университете», – поделился политолог.

Спикер подчеркивает, что студенты хотят слушать лидеров научного направления – и это правильно. Среди мер повышения привлекательности региональных вузов Журавлев предлагает открывать курсы ведущих преподавателей, подобная работа может вестись в онлайн-режиме. Он особо отметил усилия по привлечению студентов дальневосточных учебных заведений.

Только в прошлом году число абитуриентов, приезжающих учиться в вузы Дальневосточного федерального округа (ДФО) из других регионов и стран, выросло в полтора раза. Как говорят местные чиновники, таков эффект реализуемого дальневосточного трека федеральной программы «Приоритет–2030. Дальний Восток», благодаря которому университеты получили больше средств на развитие.

«Мысль о том, чтобы люди после учебы работали в своих регионах – правильная. Но делать это путем закрытия других вариантов – опасный путь.

Когда у человека нет выбора, он начинает искать, мягко говоря, нетривиальный вариант», – отметил эксперт. Что касается преимуществ ЕГЭ, который позволяет абитуриентам с высоким проходным баллом выбирать разные вузы, то Журавлев подчеркивает, что в ведущих учебных заведениях страны все равно существуют дополнительные испытания.

«У студентов должны быть возможности получать образование в столице и добиваться больших успехов. Если отрубить такую возможность, то мы ухудшим рынок труда. И надо учитывать психологическую сторону. Как молодой человек будет относиться к системе образования, которая априори говорит ему, что выше такого-то уровня ты не поднимешься? Он очень обидится и сохранит эту обиду на всю жизнь. А нам это надо?» – добавил политолог.